ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-27715/2022
64RS0007-01-2022-000145-20
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 15 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Шеховцовой Ю.В., Вишневской В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 ноября 2022 года гражданское дело № 2-1-162/2022 по иску Бочкаревой Натальи Александровны к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» о признании права на меры социальной поддержки
по кассационной жалобе Бочкаревой Натальи Александровны
на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В.,
установила:
Бочкарева Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» о признании права на меры социальной поддержки.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 9 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Бочкаревой Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бочкаревой Н.А. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Бочкарева Н.А. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Бочкаревой Н.А. с 26 ноября 2018 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
14 октября 2021 года Бочкарева Н.А. обратилась в ГКУ СО «УСПН Балашовского района» с заявлением о назначении мер социальной защиты, как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет в сельской местности и вышедшему на пенсию. К заявлению приложены копия трудовой книжки, согласно которой в период с 1 августа 1989 года по 23 июля 1996 года истец работала в <данные изъяты> в должности преподавателя и с 24 июля 1996 года по 1 сентября1998 года в должности преподавателя фортепьяно в <данные изъяты>, а также справка о занимаемой с 24 сентября 2020 года должности музыкального руководителя в <данные изъяты>.
Из ответа ГКУ СО «УСПН Балашовского района» от 16 ноября 2021 года следует, что истцу отказано в назначении компенсации в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 180-ЗСО, поскольку отсутствует требуемый стаж педагогической деятельности в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
С 21 октября 2021 года истец является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным пп. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления (топлива) и электроэнергии педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», назначение и выплата производится Бочкаревой Н.А. как работающему педагогическому работнику образовательного учреждения в сельской местности.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Бочкаревой Н.А. о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с требованиями Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО, как педагогическому работнику, перешедшему на пенсию, который проработал в областных и муниципальных образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца с 1 августа 1989 года по 23 июля 1996 года в <данные изъяты> в должности преподавателя и с 24 июля 1996 года по 1 сентября 1998 года в должности преподавателя фортепьяно в <данные изъяты> не относятся к работе в областных и муниципальных образовательных учреждениях, поскольку должность преподавателя и музыкального руководителя входит в Перечень должностей педагогических работников, работающих в областных государственных и муниципальных организациях здравоохранения, культуры и искусства, системы социальной защиты (приложение N 1), утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года №150-П, в связи с чем Бочкарева Н.А. имеет права на назначение мер социальной поддержки при переходе на пенсию в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года N 175-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что на момент обращения Бочкаревой Н.А. с заявлением о признании права на получение ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стаж работы истца в должности педагогического работника в областных и муниципальных образовательных организациях составлял 1 год 5 месяцев 3 дня, спорные периоды работы Бочкаревой Н.А. обоснованно отнесены ответчиком к работе в качестве педагогического работника в учреждениях культуры, что дает ей право на назначение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 175-ЗСО, однако с соответствующим заявлением Бочкарева Н.А. к ответчику не обращалась.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Согласно ч.1 ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления (топлива) и электроэнергии педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее по тексту Закон Саратовской области от 26 ноября 2009 года N 180-ЗСО) в соответствии с законодательством Российской Федерации право на меры социальной поддержки по оплате за фактически занимаемую общую площадь жилого помещения, отопление (топливо) и электроэнергию имеют следующие категории работников образовательных организаций, в том числе:
педагогические работники областных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и совместно проживающие с ними члены их семей, не пользующиеся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;
педагогические работники, перешедшие на пенсию, которые проработали в областных и муниципальных образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там, и совместно проживающие с ними члены их семей, не пользующиеся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 180-ЗСО при наличии у педагогических работников, указанных в части 1 настоящей статьи, права на получение компенсации по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным иными нормативными правовыми актами, компенсация или ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется по одному основанию по выбору педагогического работника.
Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом для лиц, указанных в абзаце третьем части 1 настоящей статьи, сохраняется за указанными лицами, достигшими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), на период действия переходных положений, предусмотренных для назначения страховой пенсии по старости федеральным законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий (в части повышения нормативного пенсионного возраста) (ч.5 ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО).
Согласно ч.15 ст.3 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО основанием для отказа в назначении (перерасчете) компенсации является выявление заведомо недостоверных сведений, непредставление требуемого документа (документов), указанного (указанных) в части 2 настоящей статьи, сокрытие данных, влияющих на право назначения и выплаты компенсации, отсутствие требуемого трудового стажа (для пенсионеров), занятие должности, не относящейся к педагогической работе, проживание и (или) работа в местностях, не относящихся к сельской местности, рабочим поселкам (поселкам городского типа), невыполнение условия, установленного абзацем четвертым части 2.1 настоящей статьи, невыполнение условия, установленного абзацем четвертым части 2.1 настоящей статьи, наличие у педагогического работника подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года №175-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» предусмотрены меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, электроснабжение, теплоснабжение (в том числе электроснабжение и газоснабжение при отоплении жилых помещений местными отопительными приборами) в объеме установленных нормативов потребления газа, тепловой и электрической энергии на фактически занимаемой общей площади жилого помещения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - обеспечение топливом в пределах нормативов, установленных для продажи населению, в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, следующим категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогическим работникам, работающим в областных государственных и муниципальных организациях здравоохранения, культуры и искусства, системы социальной защиты, согласно перечню должностей, утвержденному Правительством области.
Из системного анализа действующего федерального и регионального законодательства следует, что право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг имеют, в том числе перешедшие на пенсию педагогические работники, которые проработали в областных и муниципальных образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там.
Исходя из изложенного юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении спора, является тип учреждения, в которых работала истец. Установлению подлежит наличие у Бочкаревой Н.А. необходимого стажа педагогической работы именно в областных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Указанное обстоятельство подлежит установлению, в том числе путем анализа учредительных документов учреждения.
Однако, принимая решения об отсутствии оснований для признания за Бочкаревой Н.А. права на меры социальной поддержки в соответствии с п.2 ч.1 ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО, как педагогическому работнику, перешедшему на пенсию, который проработал в областных и муниципальных образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в периоды с 1 августа 1989 года по 23 июля 1996 года, с 24 июля 1996 года по 1 сентября 1998 года истец работала педагогическим работником в учреждениях культуры. При этом, учредительные документы <данные изъяты>, <данные изъяты>, действующие в период работы истца, в материалах дела отсутствуют.
В нарушение норм процессуального права, в частности правил оценки доказательств, суды первой и апелляционной инстанций указанным обстоятельствам надлежащей правовой оценки не дали, не проверили доводы истца об отнесении указанных учреждений к образовательным организациям.
Таким образом, суды неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, приведенные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили и не устанавливали, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки судами по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.
При таких обстоятельствах решение Балашовского районного суда Саратовской области от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции признает незаконными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Бочкаревой Н.А., что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Балашовский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи: