Решение по делу № 8Г-27797/2022 [88-27715/2022] от 16.09.2022

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                               Дело № 88-27715/2022

64RS0007-01-2022-000145-20

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                                                                     15 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Шеховцовой Ю.В., Вишневской В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 ноября 2022 года гражданское дело № 2-1-162/2022 по иску Бочкаревой Натальи Александровны к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» о признании права на меры социальной поддержки

по кассационной жалобе Бочкаревой Натальи Александровны

на решение Балашовского районного суда Саратовской области                      от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В.,

установила:

Бочкарева Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Балашовского района» о признании права на меры социальной поддержки.

Решением Балашовского районного суда Саратовской области                      от 9 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Бочкаревой Н.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бочкаревой Н.А. без удовлетворения.

В поданной кассационной жалобе Бочкарева Н.А. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела,                 Бочкаревой Н.А. с 26 ноября 2018 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

14 октября 2021 года Бочкарева Н.А. обратилась в ГКУ СО «УСПН Балашовского района» с заявлением о назначении мер социальной защиты, как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет в сельской местности и вышедшему на пенсию. К заявлению приложены копия трудовой книжки, согласно которой в период с 1 августа 1989 года по 23 июля 1996 года истец работала в <данные изъяты> в должности преподавателя и с 24 июля 1996 года по 1 сентября1998 года в должности преподавателя фортепьяно в <данные изъяты>, а также справка о занимаемой с 24 сентября       2020 года должности музыкального руководителя в <данные изъяты>.

Из ответа ГКУ СО «УСПН Балашовского района» от 16 ноября 2021 года следует, что истцу отказано в назначении компенсации в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 180-ЗСО, поскольку отсутствует требуемый стаж педагогической деятельности в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

С 21 октября 2021 года истец является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным пп. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления (топлива) и электроэнергии педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», назначение и выплата производится     Бочкаревой Н.А. как работающему педагогическому работнику образовательного учреждения в сельской местности.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Бочкаревой Н.А. о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с требованиями Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО, как педагогическому работнику, перешедшему на пенсию, который проработал в областных и муниципальных образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца с 1 августа 1989 года по 23 июля 1996 года в <данные изъяты> в должности преподавателя и с 24 июля 1996 года по 1 сентября 1998 года в должности преподавателя фортепьяно в <данные изъяты> не относятся к работе в областных и муниципальных образовательных учреждениях, поскольку должность преподавателя и музыкального руководителя входит в Перечень должностей педагогических работников, работающих в областных государственных и муниципальных организациях здравоохранения, культуры и искусства, системы социальной защиты (приложение N 1), утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 22 апреля 2010 года №150-П, в связи с чем Бочкарева Н.А. имеет права на назначение мер социальной поддержки при переходе на пенсию в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года N 175-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что на момент обращения Бочкаревой Н.А. с заявлением о признании права на получение ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стаж работы истца в должности педагогического работника в областных и муниципальных образовательных организациях составлял 1 год 5 месяцев 3 дня, спорные периоды работы Бочкаревой Н.А. обоснованно отнесены ответчиком к работе в качестве педагогического работника в учреждениях культуры, что дает ей право на назначение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 175-ЗСО, однако с соответствующим заявлением Бочкарева Н.А. к ответчику не обращалась.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Согласно ч.1 ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО «Об установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления (топлива) и электроэнергии педагогическим работникам образовательных организаций, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее по тексту Закон Саратовской области от 26 ноября 2009 года N 180-ЗСО) в соответствии с законодательством Российской Федерации право на меры социальной поддержки по оплате за фактически занимаемую общую площадь жилого помещения, отопление (топливо) и электроэнергию имеют следующие категории работников образовательных организаций, в том числе:

педагогические работники областных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и совместно проживающие с ними члены их семей, не пользующиеся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;

педагогические работники, перешедшие на пенсию, которые проработали в областных и муниципальных образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там, и совместно проживающие с ними члены их семей, не пользующиеся мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 180-ЗСО при наличии у педагогических работников, указанных в части 1 настоящей статьи, права на получение компенсации по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным иными нормативными правовыми актами, компенсация или ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется по одному основанию по выбору педагогического работника.

Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом для лиц, указанных в абзаце третьем части 1 настоящей статьи, сохраняется за указанными лицами, достигшими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), на период действия переходных положений, предусмотренных для назначения страховой пенсии по старости федеральным законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий (в части повышения нормативного пенсионного возраста) (ч.5 ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО).

Согласно ч.15 ст.3 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО основанием для отказа в назначении (перерасчете) компенсации является выявление заведомо недостоверных сведений, непредставление требуемого документа (документов), указанного (указанных) в части 2 настоящей статьи, сокрытие данных, влияющих на право назначения и выплаты компенсации, отсутствие требуемого трудового стажа (для пенсионеров), занятие должности, не относящейся к педагогической работе, проживание и (или) работа в местностях, не относящихся к сельской местности, рабочим поселкам (поселкам городского типа), невыполнение условия, установленного абзацем четвертым части 2.1 настоящей статьи, невыполнение условия, установленного абзацем четвертым части 2.1 настоящей статьи, наличие у педагогического работника подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года №175-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» предусмотрены меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, электроснабжение, теплоснабжение (в том числе электроснабжение и газоснабжение при отоплении жилых помещений местными отопительными приборами) в объеме установленных нормативов потребления газа, тепловой и электрической энергии на фактически занимаемой общей площади жилого помещения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - обеспечение топливом в пределах нормативов, установленных для продажи населению, в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, следующим категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогическим работникам, работающим в областных государственных и муниципальных организациях здравоохранения, культуры и искусства, системы социальной защиты, согласно перечню должностей, утвержденному Правительством области.

Из системного анализа действующего федерального и регионального законодательства следует, что право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг имеют, в том числе перешедшие на пенсию педагогические работники, которые проработали в областных и муниципальных образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там.

Исходя из изложенного юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении спора, является тип учреждения, в которых работала истец. Установлению подлежит наличие у Бочкаревой Н.А. необходимого стажа педагогической работы именно в областных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Указанное обстоятельство подлежит установлению, в том числе путем анализа учредительных документов учреждения.

Однако, принимая решения об отсутствии оснований для признания за Бочкаревой Н.А. права на меры социальной поддержки в соответствии с п.2 ч.1 ст.1 Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 года №180-ЗСО, как педагогическому работнику, перешедшему на пенсию, который проработал в областных и муниципальных образовательных организациях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в периоды с 1 августа 1989 года по 23 июля 1996 года, с 24 июля 1996 года по 1 сентября 1998 года истец работала педагогическим работником в учреждениях культуры. При этом, учредительные документы <данные изъяты>, <данные изъяты>, действующие в период работы истца, в материалах дела отсутствуют.

В нарушение норм процессуального права, в частности правил оценки доказательств, суды первой и апелляционной инстанций указанным обстоятельствам надлежащей правовой оценки не дали, не проверили доводы истца об отнесении указанных учреждений к образовательным организациям.

Таким образом, суды неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, приведенные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили и не устанавливали, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки судами по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.

При таких обстоятельствах решение Балашовского районного суда Саратовской области от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции признает незаконными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Бочкаревой Н.А., что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балашовского районного суда Саратовской области                      от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 9 июня 2022 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Балашовский районный суд Саратовской области.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-27797/2022 [88-27715/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Бочкарева Наталья Александровна
Ответчики
ГКУ СО Управление социальной поддержки населения Балашовского района
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
15.11.2022Судебное заседание
15.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее