Решение по делу № 2-116/2024 (2-1449/2023;) от 22.12.2023

УИД 37RS0020-01-2023-001840-78        

Дело №2-116/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2024 года                  г. Тейково

Тейковский районный суд Ивановской области

в составе судьи Алешиной О.А.,

при секретаре Илюшиной Л.Н.,

с участием заместителя прокурора Ильинского района Ивановской области Сапожникова М.В.,

представителя администрации Ильинского муниципального района Ковалева С.Н., Балуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «21» мая 2024 года гражданское дело по иску Прокурора Ильинского района ивановской области к Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,

У с т а н о в и л:

Прокурор Ильинского района Ивановской области обратился в суд с иском к Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности, указав в обоснование иска, что прокуратурой Ильинского района проведена проверка исполнения земельного законодательства администрацией Ильинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок предоставлен администрацией Ильинского муниципального района для сельскохозяйственного производства ООО «Технеруд». В связи с нецелевым использованием земельного участка и невнесением арендной платы, в соответствии с решением Арбитражного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , на основании постановления администрации Ильинского района от ДД.ММ.ГГГГ , договор между администрацией Ильинского муниципального и ООО «Технеруд» расторгнут.

Решением Тейковского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу удовлетворены исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Технеруд» об обязании в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации и провести в срок, указанный в проекте, рекультивацию земельного участка с кадастровым номером с целью приведения его в первоначальное состояние и возможности использования по целевому назначению.

По решению налогового органа ООО «Технеруд» ДД.ММ.ГГГГ исключено из единого государственного реестра юридических лиц.

Определением Тейковского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области об изменении способа и порядка исполнения решения суда, обязании администрации Ильинского муниципального района разработать проект рекультивации, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 37:06:020801:667.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду.

Администрация Ильинского района, как арендодатель, не проконтролировала надлежащее исполнение арендаторами требований, условий договора в части целевого использования земельных участков, в связи с чем, обязана привести его в надлежащее состояние.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд: обязать администрацию Ильинского муниципального района Ивановской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером , обязать администрацию Ильинского муниципального района Ивановской области провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером в соответствии с проектом рекультивации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заместитель прокурора Ильинского района Ивановской области Сапожников М.В. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по основаниям в нем изложенным, просил иск удовлетворить.

    Представители администрации Ильинского муниципального района по доверенности Ковалев С.Н. и Балуева И.Г. пояснили, что с требованиями прокурора не согласны. В настоящее время администрацией решается вопрос о предоставлении спорного земельного участка в аренду для добычи полезных ископаемых. На сегодняшний день имеется два соискателя. Полагают, что в случае предоставления администрацией земельного участка в аренду, изготовление проекта рекультивации и ее проведение будет не целесообразно.

    Представитель ООО «Гормашинвест» Панков Е.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания извещался судом надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, что общая площадь земельного участка составляет 21 га, из них выработано всего 2,26 га, на остальной площади в 18 га могут быть запасы полезного ископаемого.

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом.

    Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Ильинского муниципального района и ООО «Технеруд» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, общей площадью 210002 кв.м. предоставлен в аренду ООО «Технеруд» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Земельный участок, предоставленный ООО «Технеруд» для сельскохозяйственного производства, использовался обществом для добычи песчано-гравийной смеси. В результате проведенных несанкционированных работ данный земельный участок приведен в состояние не пригодное для ведения сельскохозяйственного производства, полностью утратил способность быть средством производства в сельском хозяйстве.

Решением Тейковского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры к ООО «Технеруд» об обязании ответчика разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка, расположенного в <адрес> муниципального района категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером на ООО «Технеруд» возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект рекультивации и провести в срок, указанный в проекте, рекультивацию земельного участка, расположенного в <адрес> муниципального района категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером с целью приведения его в первоначальное состояние и возможности использования по целевому назначению.

В связи с нецелевым использованием земельного участка и невнесением арендной платы, в соответствии с решением Арбитражного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , на основании постановления администрации Ильинского района от ДД.ММ.ГГГГ , договор между администрацией Ильинского муниципального и ООО «Технеруд» расторгнут.

По решению налогового органа ООО «Технеруд» ДД.ММ.ГГГГ исключено из единого государственного реестра юридических лиц.

Определением Тейковского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу отказано в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области об изменении способа и порядка исполнения решения суда, обязании администрации Ильинского муниципального района разработать проект рекультивации, провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером находится на территории Ильинского муниципального района, имеет категорию: земли сельхозназначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Управлением Россельхознадзора по Владимирской, Костромской, и Ивановской областям следует, что в восточной части земельного участка с кадастровым номером имеется карьерная выемка протяженностью с севера на юг, ориентировочной площадью 0,8 га (вместе с отвалами пород), имеющая овальную форму, глубина выемки варьирует от 15 м до 20 м. На дне выемки (в южной ее части) находится многокомпонентная свалка. На склонах и дне выемки виден сухостой сорных трав, а также древесно-кустарниковая растительность высотой до 1,5 м. В юго-восточной части земельного участка, в пределах 100 м от выемки, вдоль дороги слева и справа, обнаружена многокомпонентная свалка в виде отдельных куч. Так же имеются признаки возгорания свалки на общей площади ориентировочно 75,12 кв.м.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

На основании статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 N 1421-О-О одной из основных задач государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер. Публичные интересы в рассматриваемой сфере исходят, прежде всего, из приоритета вопросов охраны окружающей среды, потому недопустимо при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб природе.

Статьей 3 Закона N 7-ФЗ закреплены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены, в том числе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (часть 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).

Применительно к статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пунктом 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Аналогичные положения закреплены в статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в пунктах 6, 7, 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 49).

В соответствии с частью 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно части 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу пункта 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила рекультивации), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Проект рекультивации земель - это документ, на основании которого проводится рекультивация земель.

В соответствии с пунктом 8 Правил рекультивации рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно пункту 3 Правил рекультивации разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 5 Правил рекультивации).

По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Из материалов дела следует, что основанием для предъявления настоящих исковых требований явилось установление отсутствия со стороны истца надлежащего контроля исполнения арендатором земельного участка условий договора в части целевого использования земельных участков.

Кроме того, из протокола осмотра Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановкой областям судом установлено наличие на земельном участке с кадастровым номером 37:06:020801:667 несанкционированной свалки.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, администрация Ильинского муниципального района ссылается на то, что земельный участок эксплуатировался ООО «Технеруд», вред природному объекту нанесен ООО «Технеруд», что установлено решением Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, считает необоснованным предъявление исковых требований к администрации Ильинского района.

Суд не может согласиться с заявленным доводом.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям, собственность на которые не разграничена, следовательно, полномочия собственника в данном случае возложены на администрацию Ильинского муниципального района.

Обязанность по организации любых мероприятий, связанных с охранной окружающей среды в границах муниципального района возложена на администрацию Ильинского муниципального района, как собственника вышеуказанного земельного участка и как орган местного самоуправления.

Спорный земельный участок относится к землям сельхозназначения, согласно пункту 1 статьи 78 ЗК земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Особенности отношений, связанных с использованием земель сельскохозяйственного назначения, регулируются специальным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Администрация Ильинского муниципального района, как арендодатель, не проконтролировала надлежащее исполнение арендатором (ООО Технеруд») требований земельного законодательства, условий договора в части целевого использования земельных участков, а в дальнейшем надлежащее и своевременное исполнение решения суда по рекультивации земельного участка, в связи с чем в настоящее время обязана привести его в надлежащее состояние, поскольку в связи с исключением ООО «Технеруд» из ЕГРЮЛ возможность исполнения решения Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ утрачена и именно бездействие ответчика и полное отсутствие контроля с его стороны по использованию арендатором земельного участка привело к сложившейся в настоящее время ситуации.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что на администрации как на лице, к полномочиям которого относится надлежащее владение имуществом, находящимся в собственности, лежала обязанность в соответствии со статьей 42 ЗК РФ не допустить загрязнения, истощения, деградации, порчи или уничтожения земель и почв указанного участка.

Ненадлежащее исполнение указанной обязанности привело к причинению вреда почвам земельного участка как объекту охраны окружающей среды.

Руководствуясь ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1, 3, 7, 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 13, 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N 800, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 6 ГПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о доказанности факта причинения бездействием администрации вреда спорному земельному участку и об удовлетворении исковых требований

    Доводы представителя ответчика о том, что администрацией решается вопрос о предоставлении спорного земельного участка в аренду для добычи полезных ископаемых, в настоящее время не имеет правового значения, поскольку, как уже было указано выше земельный участок имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, в связи с чем не может быть предоставлен для добычи полезных ископаемых. Перевод земли в категорию промышленных земель, на дату рассмотрения дела не осуществлен.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить конкретный срок совершения действий, суд, учитывая сложность и длительность процесса по разработке проекта рекультивации нарушенных земель полагает, необходимым определить срок исполнения данного решения суда до 01.08.2025. Суд находит указанный срок разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по устранению нарушений требований федерального закона.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Прокурора Ильинского района Ивановской области к администрации Ильинского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать администрацию Ильинского муниципального района Ивановской области в срок до 01.08.2025 разработать в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", проект рекультивации нарушенных земель и в соответствии с разработанным проектом, согласованным в установленном порядке и прошедшим экологическую экспертизу, в срок установленный проектом, провести рекультивацию нарушенных земель земельного участка, расположенного в <адрес> категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером с целью приведения его в первоначальное состояние и возможности использования по целевому назначению.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Алешин О.А.

Мотивированное решение суда составлено 28.05.2024 года.

2-116/2024 (2-1449/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Ильинского района
Ответчики
Администрация Ильинского муниципального района Ивановской области
Другие
ООО "ГорМашИнвест"
Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Алешина Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
teikovsky.iwn.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
22.03.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее