Решение по делу № 2а-1433/2021 от 26.07.2021

Дело а-1433/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Наконечного С.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2, с участием помощника прокурора Кировского <адрес> г.Хабаровска ФИО3, представителя административных ответчиков по доверенностям ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам прокурора Кировского <адрес> г.Хабаровска, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского <адрес> г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к Администрации г.Хабаровска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование указал, что прокуратурой Кировского <адрес> г.Хабаровска в рамках анализа законности на территории района и во исполнение указания прокуратуры <адрес> в части учета бесхозяйных объектов ТЭК и ЖКХ на территории городского поселения «город Хабаровск» установлены нарушения федерального законодательства. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. По смыслу ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно обязан это сделать. В нарушение федерального законодательства, администрацией г.Хабаровска не поставлены на первичный учеты объекты коммунальной инфраструктуры: водопроводная сеть протяженностью 838 м., расположенная по <адрес> г.Хабаровска, напорная канализационная сеть протяженностью 49,7 м., самотечная канализационная сеть протяженностью 98,0 м., расположенные по <адрес> г.Хабаровска; канализационная насосная станция по <адрес><адрес>, напорные сети канализации протяженностью 176,6 м., расположенные от здания по <адрес> до городской канализационной сети, самотечные сети канализации протяженностью 58,0 м., расположенные от здания по <адрес> до канализационной напорной станции по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 39 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 64 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; повысительная насосная станция, расположенная по <адрес> гора, <адрес> г.Хабаровск, водопроводная сеть, 372 м., кабельные линии КЛ6кВ от ПС ХЭС до ЦРП-47 3х2560, кабельные линии КЛ 0,4 кВ от ЦРП-47, водопроводная сеть 146м.; канализационная сеть 176 м., к дому по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 24 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска. В связи с вышеизложенным просит признать бездействия незаконными, возложить на администрацию обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет перечисленных выше бесхозяйных вещей.

Определением суда от ДАТА в одно производство объединены однородные административные дела, с присвоением единого а-1432/2021 и привлечением соответчика - Департамента муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского <адрес> г.Хабаровска ФИО3 заявил о прекращении производства по делу в отношении бесхозяйных недвижимых вещей: водопроводная сеть протяженностью 728 м., расположенная по <адрес> г.Хабаровска, водопроводный ввод 39 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 63 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; повысительная насосная станция, расположенная по <адрес> гора, <адрес> г.Хабаровск, водопроводная сеть, 372 м., водопроводная сеть 146м.; водопроводный ввод 23 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска, в остальной части заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков, ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление, согласно которым бесхозяйные недвижимые вещи: водопроводная сеть протяженностью 728 м., расположенная по <адрес> г.Хабаровска, водопроводный ввод 39 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 63 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; повысительная насосная станция, расположенная по <адрес> гора, <адрес> г.Хабаровск, водопроводная сеть, 372 м., водопроводная сеть 146м.; водопроводный ввод 23 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска, поставлены на учет, что подтверждается выписками из ЕГРН, в отношении остальных спорных объектов в настоящее время формируется пакет документов, необходимых для направления в подразделение Росреестра, с целью постановки на учет указанных в административном иске бесхозяйных вещей. Между тем, действующим законодательство в части постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи какой-либо срок исполнения не установлен. Таким образом, доказательств отказа или уклонения административных ответчиков от подачи в уполномоченный орган заявлений в установленной форме о постановке на учет указанных административным истцом бесхозяйных недвижимых вещей не имеется, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований нет, в иске просит отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, судом установлены следующие обстоятельства.

В силу положений п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от ДАТА , прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу положений ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Пунктом 4 части 1 статью 16 Федерального закона от ДАТА N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от ДАТА N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст. 51 Федерального закона от ДАТА N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Кировского <адрес> г.Хабаровска проверки в части учета бесхозяйных объектов ТЭК и ЖКХ на территории городского поселения «город Хабаровск» установлены нарушения федерального законодательства, относительно ненадлежащего осуществления деятельности по постановке на регистрационный учет объектов коммунальной инфраструктуры как бесхозных и принятию их в муниципальную собственностью.

Так, согласно ответу Департамента муниципальной собственности города Хабаровска от ДАТА по состоянию на ДАТА на территории г.Хабаровска количество бесхозяйных сетей составляет 320 объекта, из них: тепловых сетей-62, электрических сетей-70, сетей водоснабжения-83, сетей водоотведения-105. Из них: 117 объектов поставлены на учет в Росреестре в качестве бесхозяйных: по 203 объектам проводится работа по их регистрации в Росреестре в качестве бесхозяйных.

Согласно уведомлению Министерства имущественных отношений <адрес> от ДАТА по состоянию на ДАТА объекты коммунальной инфраструктуры: водопроводная сеть протяженностью 838 м., расположенная по <адрес> г.Хабаровска, напорная канализационная сеть протяженностью 49,7 м., самотечная канализационная сеть протяженностью 98,0 м., расположенные по <адрес> г.Хабаровска; канализационная насосная станция по <адрес><адрес>, напорные сети канализации протяженностью 176,6 м., расположенные от здания по <адрес> до городской канализационной сети, самотечные сети канализации протяженностью 58,0 м., расположенные от здания по <адрес> до канализационной напорной станции по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 39 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 64 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; повысительная насосная станция, расположенная по <адрес> гора, <адрес> г.Хабаровск, водопроводная сеть, 372 м., кабельные линии КЛ6кВ от ПС ХЭС до ЦРП-47 3х2560, кабельные линии КЛ 0,4 кВ от ЦРП-47, водопроводная сеть 146м.; канализационная сеть 176 м., к дому по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 24 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска, в <адрес>вого государственного имущества не значатся, что также подтверждается ответом МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от ДАТА .

По информации Департамента муниципальной собственности от ДАТА указанные выше инженерные сети в ДАТА включались в муниципальный контракт для инвентаризации и изготовления на них технических планов, с целью постановки их на государственный учет в качестве бесхозяйных, однако подрядчиком не были исполнены обязательства по данному контракту, в связи с чем департамент в одностороннем порядке отказался от исполнения данного контракта.

Вместе с тем, канализационная сеть, расположенная по адресу: г.Хабаровск <адрес> протяженностью 167,2 м., в реестре федерального имущества учтена, что следует из ответа МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от ДАТА .

Исходя из положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от ДАТА N 931 (далее - Порядок).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Согласно пункту 9 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от ДАТА N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от ДАТА N 218-ФЗ).

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от ДАТА N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости, в том числе, вносятся сведения об объекте недвижимости - вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).

Согласно части 1 статьи 14 и части 4 статьи 18 Федерального закона от ДАТА N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Из пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДАТА N 218-ФЗ следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от ДАТА N 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административными ответчиками поставлены на государственный кадастровый учет и приняты на учет как бесхозяйные объекты следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: водопроводная сеть протяженностью 728 м., расположенная по <адрес> г.Хабаровска, водопроводный ввод 39 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; водопроводный ввод 63 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска; повысительная насосная станция, расположенная по <адрес> гора, <адрес> г.Хабаровск, водопроводная сеть, 372 м., водопроводная сеть 146м.; водопроводный ввод 23 м. к дому по <адрес> г.Хабаровска, что подтверждается выписками из ЕГРН. Поскольку представителем административного истца заявлено о прекращении производства по делу в отношении указанных спорных объектов, судом установлено, что административными ответчиками приняты необходимые меры установленные законодательством, направленные на постановку на учет вышеуказанных спорных бесхозяйных объектов, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Согласно Федеральному закону от ДАТА N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по постановке объектов на кадастровый учет, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН на спорные бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства: напорная канализационная сеть протяженностью 49,7 м., самотечная канализационная сеть протяженностью 98,0 м., расположенные по <адрес> г.Хабаровска; канализационная насосная станция по <адрес><адрес>, напорные сети канализации протяженностью 176,6 м., расположенные от здания по <адрес> до городской канализационной сети, самотечные сети канализации протяженностью 58,0 м., расположенные от здания по <адрес> до канализационной напорной станции по <адрес> г.Хабаровска, кабельные линии КЛ6кВ от ПС ХЭС до ЦРП-47 3х2560, кабельные линии КЛ 0,4 кВ от ЦРП-47, сведения о зарегистрированных правах и иные сведения отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами прокурора о том, что уклонение административными ответчиками от принятия мер к постановке на учет спорных бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <адрес> в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиками своих обязательств.

Поскольку Администрация города Хабаровска является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и иные органы не обладают данным правом, следовательно, Администрация города Хабаровска обязана принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, является надлежащим ответчиком по делу.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждении ответчика исполнить возложенные законом обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С учетом вышеизложенного, поскольку исполнение обязанности по подаче заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного является обязанность Администрации г. Хабаровска, непринятие ответчиком мер по исполнению возложенных обязанностей нарушает требования законодательства, обращение прокурора осуществлено в соответствии с полномочиями, предусмотренными ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», суд полагает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание тот факт, что для исполнения решения суда требуется длительное время, суд полагает возможным установить срок в течении которого ответчиком должно быть исполнено решение суда – девять месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Доказательств неразумности и неисполнимости указанного срока для исполнения установленной судом обязанности стороной ответчика суду не предоставлено.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные иски прокурора Кировского <адрес> г.Хабаровска удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Хабаровска в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу подать в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства: напорная канализационная сеть протяженностью около 49,7 м., самотечная канализационная сеть протяженностью около 98,0 м., расположенные по <адрес> г.Хабаровска; канализационная насосная станция по <адрес><адрес>, напорные сети канализации протяженностью около 176,6 м., расположенные от здания по <адрес> до городской канализационной сети, самотечные сети канализации протяженностью около 58,0 м., расположенные от здания по <адрес> до канализационной напорной станции по <адрес> г.Хабаровска, кабельные линии КЛ6кВ от ПС ХЭС до ЦРП-47 3х2560, кабельные линии КЛ 0,4 кВ от ЦРП-47.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДАТА.

Судья:

2а-1433/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кировского района г. Хабаровска Пантелеев К.Ю.
Ответчики
Департамент муниципальной собственности
Администрация г. Хабаровска
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровск
Судья
Наконечный Сергей Иванович
Дело на сайте суда
kirovsky.hbr.sudrf.ru
26.07.2021Регистрация административного искового заявления
27.07.2021Передача материалов судье
29.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2021Подготовка дела (собеседование)
26.10.2021Подготовка дела (собеседование)
26.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее