Решение по делу № 2-1180/2024 (2-7545/2023;) от 13.11.2023

УИД: 78RS0006-01-2023-008453-35

21 мая 2024 года                                                             Дело №2-1180/2024

                                       РЕШЕНИЕ

                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Лещевой К.М.,

при помощнике судьи Пономареве Г.Г.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ряскина Александра Андреевича к Балтийской таможне о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

       Ряскин А.А. обратился в суд с иском к Балтийской таможне и просил взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию неиспользованных дополнительных дней отпуска за время работы во вредных условиях в сумме 26 356,46 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

       В обоснование заявленных требований истец указал, что с 14.01.2022 Ряскин А.А. принят на службу в Балтийскую таможню и назначен на должность инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля. С 24.06.2023 Ряскин А.А. назначен на должность старшего инспектора ОПИДК СОТК. 09.10.2023 года Ряскин А.А. уволен со службы в таможенных органах на основании подп.1 п.2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (по собственному желанию).

       Как указал истец, должностные обязанности старшего инспектора ОПИДК СОТК заключаются в осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.

       Как полагал истец, занимаемая им должность входит в перечень должностей сотрудников таможенных органов РФ, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, в связи с чем Ряскину А.А. при увольнении со службы должны были выплатить компенсацию неиспользованных дополнительных дней отпуска за время работы во вредных условиях, которая по расчету истца составила 26 356,46 руб.

        Поскольку истцу было отказано в выплате денежной компенсации за дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, Ряскин А.А. обратился в суд с настоящим иском.

       Истец Ряскин А.А. в судебное заседание явился, на иске настаивал.

       Представители ответчика Балтийской таможни в судебное заседание явились, против иска возражали, представили отзыв на иск (т.1 л.д. 50-60, т.2 л.д. 62-64).

       Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, приходит к следующему.

       Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - ФЗ № 114-ФЗ), который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

       Условия службы в таможенных органах определены в Главе V Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, статьей 35 которого установлены виды отпусков с сохранением денежного довольствия предоставляемых сотрудникам таможенных органов, в том числе дополнительного (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом) (подпункт 4 пункта 1 статьи 35 ФЗ № 114-ФЗ).

       Пунктами 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ установлено, что замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска. Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях.

       Согласно пункту 1 статьи 36 названного Федерального закона сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.

       Положением пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ предусмотрено, что сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; 2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; 3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.

       Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1998 г. N 189 "О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях" утверждены Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время (далее - Перечень) и Правила предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации дополнительного отпуска за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях (далее - Правила).

       Согласно пункту 2 Перечня предусмотрено, что начальники и заместители начальников отделов, групп, главные, ведущие, старшие инспектора, инспектора, непосредственно работающие на досмотровой рентгеновской технике имеют право на дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней и 36-часовую рабочую неделю.

       При подсчете времени исполнения должностных обязанностей во вредных условиях засчитываются лишь те дни, в которые сотрудник таможенного органа фактически был занят в этих условиях не менее половины служебного времени, установленного для сотрудников таможенных органов Российской Федерации (пункт 7 Правил).

       Приказом ГТК Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 440 "О предоставлении дополнительного отпуска и установлении сокращенного служебного времени сотрудникам таможенных органов Российской Федерации за исполнение своих должностных обязанностей во вредных условиях" предусмотрено, что сотрудникам таможенных органов, непосредственно работающим на досмотровой рентгеновской технике и занятым обслуживанием и ремонтом рентгеновской техники, дополнительный отпуск исчисляется в соответствии с пунктом 7 Правил.

       Как следует из материалов дела и установлено судом, Ряскин А.А. с 14.01.2022 на основании приказа №21-К от 14.01.2022 принят на службу в Балтийскую таможню и назначена на должность инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля. С 24.06.2023 Ряскин А.А. приказом №377-К назначен на должность старшего инспектора ОПИДК СОТК. 09.10.2023 года Ряскин А.А. уволен со службы в таможенных органах на основании подп.1 п.2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (по собственному желанию).

       В период с 14.01.2022 по 09.10.2023 года Ряскин А.А. ежемесячно получал заработную плату.

       Данное обстоятельство истцом не оспаривалось.

       Следовательно, полагая, что заработная плата начисляется и выплачивается не в полном размере, либо в случае несогласия с ее размером, истец имел возможность обратиться к работодателю либо в суд с требованием о взыскании задолженности по выплате заработной платы, в том числе и за работу во вредных условиях при получении начисленной заработной платы.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Статьёй 92 ТК РФ установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Порядок проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах, в том числе с целью соблюдения прав работников, касающихся безопасности ведения трудовой деятельности на рабочих местах установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ).

Частью 4 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрено специальное регулирование проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении условий труда государственных гражданских служащих, а именно, установлено, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда указанной категории лиц регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

То есть, проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих возможно только после принятия соответствующих актов, поскольку в Федеральном законе N 426-ФЗ прямо предусмотрена такая необходимость. Нормативно-правовые акты должны содержать специальные нормы, учитывающие особенности труда работников данной категории.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Федеральным законом от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» установлены основные принципы обеспечения радиационной безопасности, одни из которых является принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения.

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности в части недопущения превышения допустимых пределов индивидуальных доз облучения осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, норм и правил охраны труда.

В соответствии с СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.09.2017 №124, лучевые досмотровые установки разделяются на: 1. Рентгеновские установки для досмотра багажа и товаров; 2. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), содержащие ускорители электронов с энергией до 10 МэВ и (или) источники рентгеновского излучения; 3. Лучевые досмотровые установки, содержащие радионуклидные или генерирующие источники нейтронов с максимальной энергией до 15 МэВ.

В соответствии с Перечнем технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 01.03.2019 №33н, досмотровая рентгеновская техника (ДРТ) делится на: 1. ДРТ для контроля содержимого ручной клади и багажа; 2. ДРТ для контроля багажа и почтовых отправлений; 3. ДРТ для контроля средне- и крупногабаритных грузов; 4. Передвижная рентгенотелевизионная установка; 5. Переносная рентгенотелевизионная установка. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) делятся на: 1. ИДК стационарный для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств; 2. ИДК легковозводимый (перебазируемый) для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств; 3. ИДК мобильный для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств; 4. ИДК для контроля авиационных контейнеров; 5. ИДК для контроля железнодорожных вагонов; 6. ИДК портального типа для контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

       Учитывая вышеизложенное, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1998 г. № 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях» применяются к начальникам и заместителям начальников отделов, групп, главным, ведущим, старшим инспекторам, инспекторам, непосредственно работающим на досмотровой рентгеновской технике, а не на инспекционно-досмотровых комплексах.

       В соответствии с Перечнем технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2019 № 33н, мобильный инспекционно-досмотровый комплекс не входит в группу досмотровой рентгеновской техники и не является досмотровой рентгеновской техникой. В связи с этим пункт 7 Правил, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации 15 февраля 1998 г. № 189, не применяется к должностным лицам отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля.

       Поскольку Ряскин А.А. в период с 14.01.2022 по 09.10.2023 не замещал должности сотрудника таможенных органов РФ, исполняющих обязанности во вредных условиях, и соответственно в период прохождения службы в отделе применения инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) не работал во вредных условиях, суд полагает, что требования истца о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованные дополнительные дни отпуска за время работы во вредных условиях удовлетворению не подлежат.

Кроме того, должность истца в Перечне, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 №189 "О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях" не поименована.

Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за неиспользованные дополнительные дни отпуска, поэтому, на основании ст. 237 Трудового Кодекса Российской Федерации, не подлежат удовлетворению требования о компенсации морального вреда, так как являются производными от требований о взыскании компенсации.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                     РЕШИЛ:

       В удовлетворении иска Ряскина Александра Андреевича к Балтийской таможне о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - отказать.

       Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Санкт-Петербурга.

       Судья

       Мотивированное решение изготовлено 15.07.2024 года.

2-1180/2024 (2-7545/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ряскин Александр Андреевич
Ответчики
Балтийская таможня
Суд
Кировский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на странице суда
krv.spb.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2024Предварительное судебное заседание
29.02.2024Предварительное судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее