Дело № 2-7/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре Е.Г. Фарафоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми к Корженко А.И., Блум П.Г., Кузнецовой Г.Ф. о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми,
установил:
Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми обратилось в суд с иском к Корженко А.И. о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми в размере 73 161,23 рублей с зачислением в доход бюджета Республики Коми. В обоснование исковых требований указано, что в целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы пункты весового контроля (ПВК) на автодорогах: обход <адрес> (9 км), <адрес> (314 км - пост ГИБДД), а также передвижные пункты весового контроля (ППВК). Весовой контроль на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми осуществляется с использованием весового оборудования. В результате взвешивания устанавливаются фактические весовые характеристики транспортного средства и определяется их соответствие допустимым весовым параметрам. В случае превышения предельных допустимых значений массы и (или) осевых нагрузок транспортного средства составляется акт контроля весовых параметров, в котором фиксируются все существенные условия, необходимые для расчета сумм платы за провоз тяжеловесного груза. В результате проведения весового контроля на ППВК автодороги <данные изъяты> (4 км) ДД.ММ.ГГГГ установлен один факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом марки <данные изъяты> с регистрационным знаком № и прицепом марки <данные изъяты> с регистрационным знаком №, находящихся во владении и под управлением водителя Корженко А.И., с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, в частности, перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки транспортных средств. В связи с выявленным нарушением составлен соответственно акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от ДД.ММ.ГГГГ № СП2-36, на основании которого произведён расчёт суммы платы за провоз тяжеловесного груза, который составил 73 161,23 рублей.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Блум П.Г., Кузнецова Г.Ф.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не приняли, своих представителей не направили. Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Суд, принимая во внимание, что ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, истец не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства, пришел к выводу о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности).
В силу положений части 8 статьи 31 Федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Таким образом, обязанность по возмещению вреда, причиненного автомобильной дороге при перевозке тяжеловесных грузов, возложена на владельца транспортного средства, осуществлявшего такую перевозку, которым может быть собственник и другое лицо, владевшее и управлявшее автомобилем на законном основании.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер и имеет целевую направленность - она предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог.
Пункт 3 Правил предусматривает, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Пункт 2 части 9 статьи 31 Федерального закона об автомобильных дорогах устанавливает, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определен Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 № 295.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 N 438-р. В указанный перечень вошли автомобильные дороги по маршруту движения транспортного средства, указанному в спорном акте контроля весовых параметров.
На основании пункта 2.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе, порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125 (действовавших на момент причинения вреда) на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения контроль (надзор) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий возложен на Госавтоинспекцию.
Право полиции останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы предусмотрено Федеральным законом «О полиции» (пункт 20 части 1 статьи 13).
На момент причинения вреда органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми являлось Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 17.10.2016 года № 123 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» принято решение о переименовании Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
Указом Главы Республики Коми от 26.06.2017 года № 55 «О некоторых вопросах совершенствования структуры органов исполнительной власти Республики Коми» Министерство строительства, тарифов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми разделено на Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 28.08.2017 № 456 утверждено Положение о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми. При этом образованное в результате указанной реорганизации Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми становится полным правопреемником по всем правам и обязанностям Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми.
Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы пункты весового контроля (далее - ПВК) на автодорогах: обход <адрес> (9 км), Сыктывкар - Ухта (314 км - пост ГИБДД), а также передвижные пункты весового контроля (ППВК).
Весовой контроль на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми осуществляется с использованием весового оборудования. В результате взвешивания устанавливаются фактические весовые характеристики транспортного средства и определяется их соответствие допустимым весовым параметрам. В случае превышения предельных допустимых значений массы и (или) осевых нагрузок транспортного средства составляется акт контроля весовых параметров, в котором фиксируются все существенные условия, необходимые для расчета сумм платы за провоз тяжеловесного груза.
В результате проведения весового контроля на ППВК автодороги Сыктывкар - Троицко-Печорск – 4 км ДД.ММ.ГГГГ установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом марки <данные изъяты> с регистрационным знаком № и прицепом марки <данные изъяты> с регистрационным знаком №, находящихся во владении и под управлением водителя Корженко А.И., с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, в частности перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки транспортных средств.
В связи с выявленным нарушением составлен соответственно акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от ДД.ММ.ГГГГ № СП2-36, на основании которого произведён расчёт суммы платы за провоз тяжеловесного груза, который составил 73 161,23 рублей.
Установлено, что транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, принадлежало ФИО1 (справка ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), владельцем прицепа <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № является Блум П.Г.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии №, оформлено территориальным отелом загса <адрес>).
Из наследственного дела от ДД.ММ.ГГГГ №, открытого нотариусом Сыктывкарского нотариального округа ФИО2 следует, что наследником, принявшим наследство после смерти ФИО1, является его супруга Кузнецова Г.Ф. Нотариусом ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, принадлежащий ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным ГИБДД УМВД РФ по <адрес> Корженко А.И. привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.
Акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от ДД.ММ.ГГГГ № СП2-36 и постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком Корженко А.И. не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Корженко А.И. владел источником повышенной опасности на законном основании и должен нести ответственность за вред, причиненный транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми. Оснований для освобождения ответчика Корженко А.И. от обязанности по возмещению указанного вреда суд не усматривает, соответственно, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ответчики Блум П.Г. и Кузнецова Г.Ф. подлежат освобождению от ответственности по иску.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. При таких обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» в размере 2 394,84 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-238 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Корженко А.И. в пользу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми с зачислением в доход бюджета Республики Коми плату в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми в размере 73 161,23 рублей.
Взыскать с Корженко А.И. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» в размере 2 394,84 рублей.
Блум П.Г., Кузнецову Г.Ф. освободить от ответственности по иску.
Ответчики вправе подать в Усть-Куломский районный суд Республики Коми заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения им копии решения. Решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а, в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Усть-Куломский районный Республики Коми в Верховный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 18 февраля 2019 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца