Дело № 2-274/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2018 года р.п. Средняя Ахтуба
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Бескоровайновой Н.Г.,
при секретаре Рябовой А.С.,
с участием истца Петров В.А., представителя по доверенности Мамонтов А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области гражданское дело по иску Петров В.А. к администрации <.....>, <.....>, <.....> о признании права на получение и взыскании денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Петров В.А. обратился в суд с иском к администрации <.....>, <.....>, <.....> о признании права на получение и взыскании денежной компенсации, указав, что ДД.ММ.ГГГГ лишился принадлежащего ему недвижимого имущества–жилого дома и всех хозяйственных построек, находящихся по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной масштабными пожарами на территории <адрес>. Петров В.А. обращался <.....>, <.....>, администрацию <.....> с просьбой произвести выплату за утраченное в результате пожара жилое помещение, получив отказ от указанных органов, обратился в судс иском о признании за Петров В.А. права на оказание помощи вформе денежной компенсации за уничтоженный при пожаре жилой <адрес> в размере 135021 рублей 43 копеек, а также просит суд взыскать с ответчиков ущерб, причиненный за уничтоженный при пожаре ДД.ММ.ГГГГ год, указанный жилой дом в размере 135021 рублей 43 копеек.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель администрации <адрес> Мамонтов А.И. возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать, указав, что бюджетом администрации не предусмотрено выделение средств на оказание материальной помощи гражданам, а также Петров В.А. не включен в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи на восстановление жилья, уничтоженного в результате пожара, ввиду отсутствия регистрации в утраченном домовладении.
Представитель комитета <.....> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,представилвозражение на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, а также ссылался на то, что одним из условий для включения в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, пособий, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, является факт постоянного проживания (регистрации) в жилом помещении. Однако истец не был зарегистрирован по месту проживания, в связи с чем не был включен в указанный список.
Представитель комитета <.....> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав возможна способами, прямо указанными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Избранный истцом способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар по адресу: <адрес>, в результате пожара огнем уничтожено два жилых дома, надворные постройки, указанные обстоятельства подтверждаются справкой отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <.....> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 15).
Петров В.А. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, приобретенного в порядке наследства по завещанию (л.д.6,7).
Согласно справочной информации по объектам недвижимости, предоставленной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии кадастровая стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 135021 рублей 43 копейки (л.д.17).
Местом регистрации Петров В.А. является адрес <адрес>, где ему также принадлежит на праве собственности 2/3 доли указанного жилого помещения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 названного Федерального закона).
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации 07.06.1995 приняло Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", которым признало необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Согласно абз. 2 п. 2 названного Постановления (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.03.2015 N 213) государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:
постоянное проживание в утраченном жилом помещении;
регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
При этом, к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 г. N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Из приведенного выше п. 2 Постановления Правительство Российской Федерации от 07 июня 1995 г. № 561 следует, что жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что истец в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации не был зарегистрирован, суд приходит к выводу, что истец не имеет права на получение государственного жилищного сертификата, как гражданин, лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации и как следствие о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Замена государственного жилищного сертификата денежным эквивалентом законом не предусмотрена.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1889-р, для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2017 года, связанной с природными пожарами на территории Волгоградскойобласти, Администрация Волгоградской области утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2017 года, связанной с природными пожарами на территории Волгоградской области, утвержденный Постановлением Администрации Волгоградской области от 02 сентября 20177 года № 473-п.
Главным распорядителем средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, является комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области. Межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области в целях покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).Данным Порядком определено, что право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, пособий, имеют граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, включенные в списки граждан, утвержденные Губернатором Волгоградской области и представленные в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Согласно сообщению Комитета <.....> от ДД.ММ.ГГГГ № (38) списки были составлены администрациями муниципальных образований <адрес>, в которых произошли природные пожары, на основании заявлений пострадавших граждан. Для включения в списки необходимо документальное подтверждение (регистрация) в жилом помещении, утраченном или пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7).
В соответствии с Главой 2 указанных Методических рекомендаций под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии со ст. 55 Закона волгоградской области от 31.12.2015 года № 246 – ОД «Социальный кодекс Волгоградской области» и пункта 6.3 приказа комитета от 29.04.2016 года № 461 2О порядке предоставления государственной социальной помощи и отдельных видов дополнительных мер социальной помощи» предусмотрено предоставление единовременного социального пособия без учета доходов гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество в результате стихийных бедствий. Обвала, аварии, разрушения жилища, произошедших по причине природного или техногенного характера, пожара или иных чрезвычайных ситуаций, в размере до 50 000 рублей, при повреждении или полном уничтожении жилого помещения или надворных построек, сельскохозяйственных животных, кормов, продовольственных заготовок, сельскохозяйственных культур.
Условием предоставления данного вида пособия, является постоянное проживание гражданина по адресу сгоревшего домовладения, подтвержденное данными органов регистрационного учета либо решением суда, а также обращение в центр социальной защиты населения за ним не позднее шести месяцев после наступления указанных случаев.
Как усматривается из материалов дела, пояснений истца, Петров В.А.не обращался в администрацию соответствующего муниципального района <адрес> с заявлением по включению в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременного денежного пособия либо жилого помещения.
Петров В.А. обращался в Комитет <.....>, Комитет <.....>, администрацию <.....> по вопросу предоставления компенсации за ущерб, причиненный в результате природного пожара, получив отказ от указанных органов ввиду отсутствия регистрации в утраченном домовладении (подтверждении факта постоянного проживания в утраченном домовладении).
Таким образом, законодателем был разработан порядок социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в ДД.ММ.ГГГГ на территориях <адрес>.
Восстановление права иным способом, в частности, взысканием денежных средств за уничтоженное пожаром жилое помещение, законом не предусмотрено.
Кроме того, стороной истца не представлены доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания (регистрации) в утраченномжилом помещении, а также не подтверждена стоимость уничтоженного пожаром дома, надворных построек.
Представленная в суд справочная информация по объектам недвижимости, размещенная на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не может быть принята в качестве доказательства вышеуказанных обстоятельств.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Петров В.А. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <.....>, ░░░░░░░░ <.....>, ░░░░░░░░ <.....> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-274/18,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.