Дело № 2-26/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл 16 июня 2022 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кужугета Р.Ш., при секретаре судебного заседания Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саая О.Д. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству строительства Республики Тыва, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», Администрации Главы Республики Тыва и Аппарату Правительства Республики Тыва, Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, конкурсному управляющему общества ограниченной ответственностью «Инжиниринговая Компания «Новолит» Яннаеву В.Е. о взыскании компенсации за долевое строительство жилого дома,
с участием истца Саая О.Д., представителя ответчика Мэрии г. Кызыла Ховалыг С.К., выступающего по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
18.02.2019 Саая О.Д. обратился в суд с иском к Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва (наименование изменено с 22.11.2016 на «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва», с 05.07.2021 – на «Министерство строительства Республики Тыва», далее – Минстрой Республики Тыва) о взыскании 2 542 248 рублей в счет перечисленной суммы на счет застройщика в связи с прекращением строительства многоквартирного дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/3.
Впоследствии, в ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял и дополнял исковые требования (уточнение исковых требований от 28.03.2019, 02.04.2019, 24.05.2019, 24.06.2019, 05.12.2019, 30.12.2019, 07.02.2022), предъявив их к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России), Минстрою Республики Тыва, публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» (с 01.01.2022 наименование изменено на «публично-правовая компания «Фонд развития территорий», далее – Фонд развития территорий), Администрации Главы Республики Тыва и Аппарату Правительства Республики Тыва (далее – Администрация Главы Республики Тыва), Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (далее – Служба государственной жилищной инспекции Республики Тыва), Мэрии г. Кызыла, обществу с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая Компания «Новолит» (далее – ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит») и конкурсному управляющему ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» Яннаеву В.Е., и просил суд:
1) взыскать в свою пользу с ответчиков в солидарном порядке 3 559 147 рублей;
2) взыскать в свою пользу в солидарном порядке с ответчиков компенсацию как обманутому дольщику согласно договору участия в долевом строительстве жилого дома от 27.12.2011 за 70 (90) кв.м. по рыночной стоимости жилья (расчет – 2 800 000 рублей, 40 тыс. х 70 кв.м.);
3) взыскать в свою пользу в солидарном порядке уплаченную государственную пошлину в размере 20 991 рубля;
4) взыскать с Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства выплату возмещения как обманутому дольщику за 126,2 кв.м. по рыночной стоимости жилья в размере 2 552 248 рублей, на день вынесения решения по состоянию на 1 квартал 2022 года в сумме 12 069 263 рублей.
В обоснование заявленных требований истец привел следующие обстоятельства. 31.08.2012 между истцом и ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» (застройщик) заключен договор участия в долевом строительстве № 013/12, по условиям которого 09.08.2014 истец должен был получить трехкомнатную квартиру в многоквартирном доме по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/3, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 17:18:0105028:431. Денежные средства в сумме 2 542 248 рублей за счет средств федерального бюджета перечислены застройщику на основании свидетельства на приобретение (строительство) жилого помещения, выданного в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Жилое помещение истцом до настоящего времени не получено. Полагает, что застройщика выбрал Минстрой Республики Тыва. 26.09.2014 истцом подано заявление о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Полагает, что Минстрой России выделил из федерального бюджета согласно программе долевого строительства в Российской Федерации денежные средства на строительство в Республике Тыва, а Правительство Республики Тыва выступает созаемщиком данной программы. Истец был включен в реестр обманутых дольщиков, который подлежал направлению в Минстрой России, поэтому полагает, что должен был быть включен в реестр обманутых дольщиков Российской Федерации.
Минстроем России (представители по доверенности Лисютин М.А и Митюкова Е.А.) направлены возражения на исковое заявление, из которых следует, что Минстрой России, руководствуясь положениями Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 216, перечислило средства субвенции из федерального бюджета согласно утвержденным для данного главного распорядителя бюджетных средств бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Взыскание дополнительных средств, сверх определенных сумм, за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации недопустимо, что признается нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме того, истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку восстановление прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляется в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Закон № 214-ФЗ), а именно, его частью 4 статьи 23 в редакции Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе разрабатывать дополнительные меры по предоставлению различных форм поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категория граждан.
Также Минстроем России указано, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/3, включен в единый реестр проблемных объектов за № р-15921 в связи с открытием конкурсного производства. Требования истца к Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства (в настоящее время – Фонд развития территорий) неправомерны, поскольку фонд зарегистрирован 20.10.2017, тогда как договор участия в долевом строительстве заключен истцом 31.08.2012, а конкурсное производство в отношении ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» завершено 18.07.2017, что следует из определения Арбитражного суда Республики Тыва по делу № А69-736/2014). Поэтому к спорным правоотношениям не подлежат применению положения Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Закон № 218-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1233 «Об утверждении Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений».
Минстроем Республики Тыва (представители по доверенности Силинмей Ч.А., Монгуш Д.А. и Соловьев И.В.) направлены возражения на исковое заявление, из которых следует, что при перечислении денежных средств ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» министерство руководствовалось действовавшим на тот моменты правовым регулированием (Закон Республики Тыва от 29.11.2011 № 1039 ВХ-1 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей», постановление Правительства Республики Тыва от 23.12.2011 № 758 «Об утверждении Правил предоставления отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей жилых помещений и предоставления им единовременной выплаты»). Минстрой Республики Тыва не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не являлось стороной договора участия в долевом строительстве, который решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28.05.2014 признан расторгнутым со стороны Саая О.Д. в одностороннем порядке с взысканием с ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» в пользу истца уплаченных денежных средств 2 542 248 рублей и иных сумм.
Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства (в настоящее время – Фонд развития территорий, представители по доверенности Филипский К.В., Перевозчикова Ю.С. и Саласина И.И.) направлены возражения на исковое заявление, из которых следует, что применительно к положениям статьи 13 Закона № 218-ФЗ оснований для выплаты Саая О.Д. за счет средств фонда возмещения не имеется, поскольку 18.07.2017 Арбитражным судом Республики Тыва вынесено определение о завершении конкурсного производства ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит», 06.12.2017 внесена запись о прекращении деятельности организации.
Мэрией г. Кызыла (представители по доверенности Сотнам Е.С. и Саая А.Ю.) направлены возражения на исковое заявление, из которых следует, что орган местного самоуправления не является участником спорных правоотношений, поэтому не является надлежащим ответчиком по иску.
Определением суда от 16.06.2022 прекращено производство по делу в части исковых требований Саая О.Д. к ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит», поскольку исковые требования в указанной части предъявлены к ликвидированному юридическому лицу.
Истец Саая О.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла Ховалыг С.К., выступающий по доверенности, с иском не согласился, поддержал доводы ранее направленного возражения.
Представитель истца Доржу Э.М., допущенная судом к участию в деле по ходатайству истца, представители ответчиков – Минстроя России, Минстроя Республики Тыва, Фонда развития территорий, Администрации Главы Республики Тыва, Службы государственной жилищной инспекции Республики Тыва, бывший конкурсный управляющий ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» Яннаев В.Е., представитель третьего лица Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Службы государственной жилищной инспекции Республики Тыва Сат Д.М. ходатайствовала об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением в учебном отпуске, однако, просьба судом отклоняется, поскольку нахождение в отпуске представителя данного органа не является безусловным основанием для отложения судебного разбирательства, поскольку представителем организации может быть ее руководитель, а также иной представитель (штатный или по договору на оказание юридических услуг), наделенный полномочиями на представление интересов.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Закон № 214-ФЗ регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу части 3 названной статьи договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено указанным федеральным законом.
На основании части 1 статьи 23 Закона № 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Положения части 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент включения истца в реестр пострадавших граждан) возлагали полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).
На основании части 7 статьи 23 Закона N 214-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент включения истца в реестр пострадавших граждан) контролирующий орган признавал в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и вел реестр таких граждан.
Такие критерии и порядок ведения реестра пострадавших граждан были утверждены ранее действовавшим Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр.
Пунктом 2 Критериев устанавливались условия отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, в частности неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Законом № 214-ФЗ; надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта.
В соответствии с пунктом 3 Критериев гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан устанавливались в целях ведения реестра пострадавших граждан (пункт 1 Критериев).
Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 151-ФЗ) часть 7 статьи 23 Закона № 214-ФЗ признана утратившей силу.
Таким образом, действующие положения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов не предусматривают ведение реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В то же время, дополненная в статью 23.1 вышеуказанным Законом № 151-ФЗ часть 1.1 предусматривает ведение единого реестра проблемных объектов, который представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.
При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее – проблемные объекты).
В силу части 4 статьи 23 Закона № 214-ФЗ, действующей в редакции Закона № 157-ФЗ с 27.06.2019, для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Форма плана-графика (дорожной карты) по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2017 № 1063-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 2520-р).
Согласно названной форме утвержденный соответствующий план-график должен содержать, в числе прочего, сведения:
о количестве жилых помещений (квартир), в отношении которых заключены договоры участия в долевом строительстве/паенакопления;
об общем количестве граждан - участников строительства, имеющих требование к застройщику о передаче помещений;
о количестве зарегистрированных договоров долевого участия (заключенных договоров паенакопления), заключенных гражданами - участниками строительства в целях приобретения жилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.
В соответствии с частью 23.1 статьи 16 Закона № 151-ФЗ, введенной в действие с 13.07.2020 (Федеральный закон от 13.07.2020 N 202-ФЗ), в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), включаются также сведения о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу настоящего федерального закона, если указанные многоквартирные дома соответствуют основаниям включения в реестр проблемных объектов, предусмотренным частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). Если сведения о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости включены в реестр проблемных объектов, сведения об указанных объектах, в том числе сведения о пострадавших гражданах по указанным объектам, подлежат исключению контролирующим органом из реестра пострадавших граждан. В отношении оставшихся граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждаются или вносятся изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона № 214-ФЗ в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, функции по формированию компенсационного фонда долевого строительства за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков осуществляет публично-правовая компания «Фонд развития территорий», действующая в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из действующей редакции части 1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ следует, что выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.
Таким образом, действующим законодательством установлен публично-правовой механизм защиты прав граждан, имеющих права требования о передаче жилых помещений к недобросовестным застройщикам, который заключается:
1) в выплате гражданину - участнику долевого строительства возмещения за счет средств Фонда развития территорий в случае признания застройщиком банкрота и открытия конкурсного производства, при этом осуществление выплаты производится по решению фонда, но допускается не позднее даты завершения процедуры конкурсного производства;
либо 2) в восстановлении прав граждан - участников долевого строительства предоставлением других мер государственной поддержки в зависимости от того, включен ли или нет соответствующий объект долевого строительства, в единый реестр проблемных объектов. Однако и в том, и другом случае определяющее значение имеет план-график (дорожная карта) по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, который подлежит утверждению руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в случае, даже если объект долевого строительства не включен или исключен из единого реестра проблемных объектов, упомянутый план-график должен предусматривать мероприятия по восстановлению прав граждан, оставшихся в региональном реестре прав пострадавших граждан.
Установив юридически значимые обстоятельства, проанализировав доводы участвующих в деле лиц и их правовые позиции, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, и мотивирует оценку доказательств по делу следующим образом.
Как следует из материалов дела, 31.08.2012 между ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» (застройщик) и Саая О.Д. (участник долевого строительства) заключен договор участия в долевом строительстве № 013/12 (в редакции дополнительного соглашения от 07.06.2013), по условиям которого застройщик обязался построить многоквартирный дом по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/3, а также в срок не позднее 31.08.2013 передать участнику долевого строительства трехкомнатную квартиру № 51 в данном доме, общей площадью 73,3 кв.м., а участник долевого строительства обязался уплатить 2 542 248 рублей.
22.10.2012 Саая О.Д. получено свидетельство на приобретение (строительство) жилого помещения, которое подтверждает право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» за счет средств федерального бюджета в размере 2 542 248 рублей (в форме единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения).
21.12.2012 Минстрой Республики Тыва перечислил на счет ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» 2 542 248 рублей в счет оплаты обязательства Саая О.Д. по договору участия в долевом строительстве от 31.08.2012 № 013/12.
Вступившим 03.07.2014 решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28.05.2014 по делу № 2-1520/2014 установлен факт расторжения договора участия в долевом строительстве от 31.08.2012 со стороны Саая О.Д. в одностороннем порядке и удовлетворены частично исковые требования последнего к ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» путем взыскания в пользу истца 2 542 248 рублей уплаченной по договору цены, 564 887 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 50 000 рублей компенсации морального вреда и 1 563 623 рублей 40 копеек штрафа.
21.08.2014 судебным приставом МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области возбуждено исполнительное производство № 21081/14/70024-ИП в отношении ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» в пользу Саая О.Д., которое 30.05.2015 в составе сводного исполнительного производства № 5400/14/24/70-СД окончено на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с признанием ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» банкротом, соответствующий исполнительный лист передан конкурсному управляющему ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» Яннаеву В.Е. для включения взыскателя в реестр требований кредиторов.
18.07.2017 определением Арбитражного суда Республики Тыва (дело № А69-736/2014) завершено конкурсное производство в отношении ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит», признаны погашенными требования кредиторов данного общества, неудовлетворенные по причине недостаточности конкурсной массы.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.02.2020 следует, что деятельность ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» прекращена 06.12.2017 в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Его конкурсным управляющим являлся Яннаев В.Е.
Судом также установлено, что по факту хищения денежных средств, предоставленных ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» на строительство многоквартирного дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/3, в соответствии с договорами участия в долевом строительстве, заключенными с рядом граждан, в том числе, и Саая О.Д., 08.02.2014 возбуждено и расследуется уголовное дело № 2-147/2014, которое находится в производстве Следственной части Следственного управления МВД по Республике Тыва и производство которому приостановлено 08.06.2020 в связи с розыском подозреваемого Барковского С.М. (бывшего директора ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит»).
Поскольку 18.07.2017 завершена процедура конкурсного производства, 06.12.2017 ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» ликвидировано ввиду банкротства, отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 13 Закона № 218-ФЗ, для взыскания в пользу истца компенсационного возмещения, выплата которого допускается только до завершения конкурсного производства. Кроме того, Законом № 218-ФЗ и принятыми в его развитие подзаконными правовыми актами, предполагается определенный порядок реализации права, связанный с обращением гражданина - участника долевого строительства в данную публично-правовую компания, доказательств соблюдения которого стороной истца не представлено.
При таком положении не подлежит удовлетворению требование истца о взыскании с Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства (в настоящее время Фонд развития территорий) возмещения как обманутому дольщику за 126,2 кв.м. по рыночной стоимости жилья в размере 2 552 248 рублей, на день вынесения решения по состоянию на 1 квартал 2022 года в сумме 12 069 263 рублей.
Действующим законодательством не предусмотрено взыскание в пользу участника долевого строительства в денежном эквиваленте с органов государственной власти и местного самоуправления, а тем более с арбитражных управляющих, компенсации стоимости жилого помещения, не переданного застройщиком, признанному банкротом, гражданину-потребителю.
При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению требования истца, изложенные в просительной части исковых заявлений и касающиеся восстановления нарушенных прав путем взыскания с ответчиков в свою пользу денежной компенсации, как то: - в солидарном порядке 3 559 147 рублей; либо - в солидарном порядке как обманутому дольщику согласно договору участия в долевом строительстве жилого дома от 27.12.2011 за 70 (90) кв.м. по рыночной стоимости жилья (расчет – 2 800 000 рублей, 40 тыс. х 70 кв.м.).
Не имеется оснований удовлетворения компенсационного иска Саая О.Д. к ответчикам, представляющим интересы публично-правовых образований – Республику Тыва и городской округ г. Кызыл (Минстрой России, Минстрой Республики Тыва, Администрация Главы Республики Тыва, Служба государственной жилищной инспекции Республики Тыва, Мэрия г. Кызыла), и как к лицам, допустившим, по мнению истца, халатность в выборе добросовестного застройщика, чем также обоснованы исковые требования, поскольку истцом не доказано в действиях (бездействии) приведенных органов признаков гражданско-правового деликта (статья 1064 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 ГПК РФ).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» предусмотрено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, исходя из его предмета и основания, возражений ответчика относительно иска.
Деятельность суда заключается в даче правовой оценки заявленным требованиям истца, обратившегося за их защитой, и в создании необходимых условий для объективного и полного рассмотрения дела. При этом суд не наделен правом самостоятельно по собственной инициативе изменить предмет заявленных требований. Иное означало бы нарушение важнейшего принципа гражданского процесса – принципа диспозитивности (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2021 № 31-КГ21-12-К6).
Таким образом, следует констатировать, что истец избрал не предусмотренный законом способ защиты своих гражданских прав (последний абзац статьи 12 ГК РФ), поэтому исковые требования Саая О.Д. к Минстрою России, Минстрою Республики Тыва, Фонду развития территорий, Администрации Главы Республики Тыва, Службе государственной жилищной инспекции Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, конкурсному управляющему ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит» Яннаеву В.Е. о взыскании компенсации за долевое строительство жилого дома, подлежат отклонению в полном объеме.
Не подлежит удовлетворению также требование истца о присуждении 20 991 рубля государственной пошлины как по причине того, что такие расходы истец не понес, так и по причине того, что его исковые требования признаны судом необоснованными.
Вместе с тем отказ в удовлетворении иска по мотиву избрания ненадлежащего способа защиты права не освобождает суд от правовой квалификации спора и разъяснения истцу того способа защиты, который, по мнению суда, может привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, обязанность надлежащей юридической квалификации заявленных требований, определение правовых норм, подлежащих применению к обстоятельствам дела, возложены на суд.
Как указывалось выше при изложении применимого права, действующим законодательством предусмотрен особый публично-правовой механизм восстановления прав граждан - участников долевого строительства путем предоставлением мер государственной поддержки в зависимости от того, включен ли или нет соответствующий объект долевого строительства, в единый реестр проблемных объектов. В данном механизме определяющее значение имеет наличие плана-графика (дорожной карты) по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, включенных в единый реестр проблемных объектов, который подлежит утверждению руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в случае, даже если объект долевого строительства не включен или исключен из единого реестра проблемных объектов, упомянутый план-график должен предусматривать мероприятия по восстановлению прав граждан, оставшихся в региональном реестре прав пострадавших граждан.
Как установлено судом, 26.09.2014 Саая О.Д. подано заявление в службу государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, которое признано обоснованным и удовлетворено на основании пунктов 9 и 10 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403 (утратили силу с 29.06.2017 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр).
Согласно информации Правительства Республики Тыва от 21.02.2020 в соответствии с ранее действовавшей редакцией части 7 статьи 23 Закона № 214-ФЗ Служба государственной жилищной инспекции Республики Тыва осуществляла полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, а также ведению реестр таких граждан. В связи с принятием Федерального закона № 151-ФЗ с 02.08.2019 ведение реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (реестр пострадавших граждан), прекращено, поскольку в настоящее время ведется единый реестр проблемных объектов. Указанный реестр в Минстрой России не направлялся.
В соответствии с ответом Минстроя Республики Тыва от 06.08.2020 на обращение граждан, в числе которых истец Саая О.Д., 14.05.2020 по решению Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства (ДОМ.РФ) «проблемный объект» – жилой дом по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/3, исключен из единого реестра проблемных объектов. В целях осуществления мер по решению проблем граждан Минстроем Республики Тыва совместно со Службой государственной жилищной инспекции Республики Тыва проводится работа по восстановлению прав участников долевого строительства в 2021 году путем передачи квартир пострадавшим дольщикам.
Таким образом, многоквартирный дом по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/3, исключен из единого реестра проблемных объектов, однако, несмотря на указанный факт соответствующий план-график, утвержденный Главой Республики Тыва, должен предусматривать мероприятия по восстановлению прав и таких граждан, оставшихся в региональном реестре прав пострадавших граждан, в частности, Саая О.Д., выполняемые за счет средств бюджета Республики Тыва.
Так, распоряжением Главы Республики Тыва от 01.08.2017 № 247-РГ (в редакции распоряжения Главы Республики Тыва от 13.05.2019 № 164-РГ) создана рабочая группа по реализации плана-графика («дорожная карта») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Республики Тыва, а также утвержден План-график («дорожная карта») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Республики Тыва.
Указанный План-график включал мероприятия в отношении единственного объекта – многоквартирного дома по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/3, в котором истец должен был получить квартиру, и предполагал обеспечение в течение 2021 года квартирами участников долевого строительства, включенных в реестр по акту.
Между тем, данный План-график так и остался невыполненным, а само распоряжение о его утверждении отменено распоряжением Главы Республики Тыва от 03.11.2020 № 407-РГ.
Вопреки части 4 статьи 23 Закона № 214-ФЗ и части 23.1 статьи 16 Закона № 151-ФЗ другой, в том числе, обновленный, плана-график Главой Республики Тыва не принимался и не утверждался, что не освобождает должностное лицо от исполнения данного полномочия.
Кроме того, с 17.04.2022 вступил в силу Закон Республики Тыва от 06.04.2020 № 581-ЗРТ «О защите прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на территории Республики Тыва», которым определены основные направления деятельности органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Тыва по защите прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Республики Тыва и чьи права нарушены.
Статьей 5 данного закона предусмотрены меры государственной поддержки граждан, пострадавших от действий застройщиков, в том числе:
- привлечение средств новых застройщиков для завершения строительства проблемных объектов и (или) обеспечение прав на жилище граждан, пострадавших от действий застройщиков, в порядке, установленном Правительством Республики Тыва;
- предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на территории Республики Тыва гражданам, пострадавшим от действий застройщиков, для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном Конституционным законом Республики Тыва от 27.11.2004 № 886 ВХ-1 «О земле»;
- предоставление льготной древесины для индивидуального жилищного строительства гражданам, пострадавшим от действий застройщиков, в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
С учетом изложенного, истец по настоящему делу не лишен возможности восстановления своих нарушенных прав как в рамках регулятивных правоотношений способами, предусмотренными региональным правовыми актами, так и в рамках охранительных правоотношений путем использования средств административной юстиции (предъявление в суд административного искового заявления) либо прокурорского надзора (подача жалобы в прокуратуру).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
иск Саая О.Д. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству строительства Республики Тыва, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», Администрации Главы Республики Тыва и Аппарату Правительства Республики Тыва, Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, конкурсному управляющему общества ограниченной ответственностью «Инжиниринговая Компания «Новолит» Яннаеву В.Е. о взыскании компенсации за долевое строительство жилого дома, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 23.06.2022.
Судья Р.Ш.Кужугет