г. Сыктывкар Дело № 2-1769/2024 г. (33-6986/2024)
11RS0002-01-2024-001570-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 07 октября 2024 года дело по апелляционной жалобе ООО «Водоканал» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 мая 2024 года, по которому
иск Петровой Н.С. (ИНН ...) к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН ...) удовлетворен частично.
Обязано общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» установить Петровой Н.С. с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере 22 089,12 руб., произвести перерасчет заработной платы и выплатить задолженность с <Дата обезличена>.
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» в пользу Петровой Н.С, денежная компенсация морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части иска Петровой Н.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» отказано.
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» в бюджет муниципального образования городского округа «...» государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Петрова Н.С. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее - ООО «Водоканал») о возложении обязанностей установить ей с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере 22 089,12 руб., произвести перерасчет заработной платы и выплатить задолженность с <Дата обезличена>, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работает в ООО «Водоканал» ... разряда. Между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (далее - ОООР ЖКК) и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения) заключено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы» (далее ФОТС), в соответствии с которым минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда в ООО «Водоканал» должна быть установлена в размере МРОТ в РФ на соответствующий год. Локальным актом работодателя от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении тарифной сетки с 1 января 2014 г.» утверждена тарифная сетка по оплате труда работников ООО «Водоканал». Поскольку в ООО «Водоканал» нет коллективного договора, работодатель обязан руководствоваться положениями ФОТС и локальным актом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, при применении которых тарифная ставка для работника ... разряда с <Дата обезличена> должна составлять ... руб.
Ответчик представил возражения на иск, в которых указал, что не согласен с ним, поскольку после опубликования ФОТС им в адрес Минтруд России направлен мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, поскольку предприятие более ... лет является банкротом и не способно выполнять свои обязательства в полном объеме, в связи с чем, действие ФОТС на ООО «Водоканал» не распространяется. Начисление заработной платы работникам ООО «Водоканал» осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах, трудовым законодательством. Повышение заработной платы работников предприятия осуществляется за счёт собственных средств посредством включения затрат в тарифы на оказываемые услуги, при этом у ООО «Водоканал» ввиду тяжелого материального положения отсутствуют денежные средства для повышения заработной платы без включения в тарифы соответствующих затрат. <Дата обезличена> между ответчиком и истцом заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым истцу с <Дата обезличена> установлен оклад в размере ... руб. Дополнительное соглашение подписано истцом <Дата обезличена> без разногласий и замечаний, что, в совокупности с фактом отказа работодателя от присоединения к ФОТС указывает на необоснованность предъявляемых к нему требований об установлении оклада (тарифной ставки) в ином размере. Требование о взыскании компенсации морального вреда является необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства нравственных и физических страданий истца. К требованиям до <Дата обезличена> просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ООО «Водоканал», указывая на его незаконность и необоснованность.
Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно трудовому договору от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и приказу о приеме на работу от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Петрова Н.С. принята на работу в ООО «Водоканал» на должность ... разряда с тарифной ставкой (окладом) ... руб.
Вступившим в законную силу решением ... городского суда ... от <Дата обезличена> удовлетворен иск Петровой Н.С. к ООО «Водоканал», на ООО «Водоканал» возложена обязанность установить ей с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере ... руб.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору от <Дата обезличена> Петровой Н.С. установлен должностной оклад в размере ... руб. с <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> – ... руб.
Согласно приказу ООО «Водоканал» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении тарифной сетки» с <Дата обезличена> утверждена схема тарифных коэффициентов на основании 18-ти разрядной тарифной сетки, для ... разряда установлен тарифный коэффициент – ....
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал» с <Дата обезличена> размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности - за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12.05.2022 утверждено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы», опубликованное 20.06.2022 на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 01.01.2023.
Основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с п. 2.3 ФОТС установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 01.01.2023, 01.01.2024 и 01.01.2025 составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с п. 1.8 ФОТС мотивированность отказа определяется исходя из норм ТК РФ и настоящего ФОТС. Отказ признается мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий: составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утвержденного сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение № 2 к ФОТС; поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций; направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного ст.48 ТК РФ. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ.
ООО «Водоканал» 14.07.2022 направило в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, зарегистрированный в Минтруде России 18.07.2022 под № В-76816, в котором указал, что у него отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом и направлять протокол таких консультаций вместе с отказом от присоединения к ФОТС.Согласно протоколу учредительного собрания работников ООО «Водоканал» «Об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал» от 27.02.2022 принято решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».
Из ответа Минтруда России от 31.03.2023 № 14-4/В-367 следует, что отказ ООО «Водоканал» от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от 14.07.2022 № 2569/07-2022 (входящий номер В-76816 от 18.07.2022), протокол консультаций к отказу не приложен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря на своевременное направление работодателем в Минтруд России отказа от присоединения к ФОТС, несоблюдение им требования о приложении к данному отказу протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, свидетельствует о несоблюдении работодателем порядка отказа, и как следствие, данный отказ не может быть признан таковым в контексте ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, ФОТС на 2023-2025 годы распространяется на ООО «Водоканал».
Рассчитывая размер тарифной ставки (оклада), суд, применив положения ст. 392 Трудового кодекса РФ в связи с заявлением ответчиком о пропуске истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями, исходил из положений Федерального закона от 19.12.2022 № 522-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений», которым установлен минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с <Дата обезличена>, а также тарифного коэффициента, предусмотренного приказом ООО «Водоканал» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, установил ее в размере 22 089,12 руб. (... руб. х ...).
Установив, что заработная плата в спорный период выплачивалась в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы, а также с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса РФ взыскал компенсацию морального вреда.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о несоблюдении работодателем порядка отказа, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ООО «Водоканал» о том, что проведение консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации не представлялось возможным ввиду того, что на момент составления отказа ППО не представляла интересы всех или большинства работников, так как было представлено ... заявлений об уплате членских взносов, что составляло менее 50% от фактической численности работников – ... человек (штатная – ...), по следующим основаниям.
Согласно письменной справке от <Дата обезличена> в адрес ... городского суда Первичной профсоюзной организации ООО «Водоканал» на <Дата обезличена> на учете в ППО ООО «Водоканал» состояло ... членов профсоюза, ... работник (не член профсоюза) обратился с письменными заявлениями, которыми наделили профсоюз правом представлять их интересы и вести переговоры на предмет заключения коллективного договора ООО «Водоканал» на 2022-2025 годы. До направления отказа <Дата обезличена> представитель работодателя с запросом о численности членов профсоюза не обращался.
Положения части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации прямо предусматривают, что к мотивированному письменному отказу работодателя должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Пунктом 1.8 ФОТС предусмотрено, что мотивированность отказа определяется при единовременном соблюдении перечисленных условий, в том числе поддержании выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций.
Этим же пунктом Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что в случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент направления ООО «Водоканал» отказа от присоединения к ФОТС в Обществе была создана первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал».
Соответственно, работодатель был обязан выполнить требования части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и приложить к отказу протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, поскольку указанная норма является специальной применительно к порядку присоединения либо отказа от присоединения работодателя к отраслевому тарифному соглашению.
При этом, ни часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, ни п. 1.8 ФОТС не содержат указаний в части большинства работников – членов первичной профсоюзной организации. Юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт наличия выборной первичной профсоюзной организации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает несостоятельными доводы ООО «Водоканал» о том, что профсоюзная организация не представила достоверных доказательств о количестве членов профсоюза на <Дата обезличена>.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на часть 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
По буквальному смыслу части 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников, учитывается при принятии локального нормативного акта только в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
Таким образом, ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации напрямую регулирует порядок принятия локального нормативного акта.
В тоже время по смыслу действующего трудового законодательства локальный нормативный акт - это внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий права и обязанности организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Из буквального толкования статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что соглашения не относятся к трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ст. ст. 5, 9 ТК РФ), однако в силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателе лежит обязанность соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но также и соглашений.
В части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соглашения имеют большую юридическую силу, чем локальные нормативные акты; локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Пунктом 1.3 ФОТС 2023-2025 предусмотрено, что настоящее соглашение это правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Таким образом, ФОТС не относится к локальному нормативному акту, который принимается работодателем в соответствии с частью 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылки ответчика на положения ст. ст. 29, 31 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих перечень представителей работников в социальном партнерстве, также не являются основанием к отмене оспариваемого решения суда, поскольку материалами дела достоверно установлено, что на момент направления ООО «Водоканал» отказа от присоединения к ФОТС в обществе имелась первичная профсоюзная организация, с которой работодатель обязан был провести консультации в соответствии с частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу ст. 24 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов социального партнерства является соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы ответчика об отказе от присоединения к отраслевому тарифному соглашению не принимаются во внимание, как основание для отмены судебного акта.
Ссылка в апелляционной жалобе на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу, и оцениваются представленные участниками доказательства, в связи с чем является несостоятельной.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Водоканал» - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 08 октября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: