Решение по делу № 2а-3278/2017 от 01.09.2017

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ года

Дело №

город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Кириленко Е.А.,

секретарь судебного заседания Муругова А.С.,

при участии: административных истцов: Шаповаловой К.С., Гонтаревой О.Д., представителя административных истцов – Гудзенко М.В., представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – Сушковой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой Елены Васильевны, Гонтарева Александра Геннадьевича, Галкина Анатолия Васильевича, Шаповаловой Каролины Сергеевны, Гонтаревой Оксаны Дмитриевны, Матвеевой Елены Геннадиевны, Погорелова Сергея Константиновича, Петровской Алины Аркадьевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление земельного контроля города Севастополя, о признании действий незаконными, обжаловании распоряжений,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

в ДД.ММ.ГГГГ года административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании действий незаконными. Просят: признать недействительным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, в районе жилых домов №№ по ул. <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.»; признать недействительным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, ул. <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.»; признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ул. <адрес>, исключить о нем сведения из государственного кадастра недвижимости.

В обоснование исковых требований истцы ссылаются на то, что обжалованные распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя являются незаконными, формирование земельного участка осуществлено с нарушением норм действующего законодательства, без согласования с собственниками квартир многоквартирного дома, без учета сложившегося землепользования и площади земельного участка, выделенного под застройку дома, что привело к нарушению права собственников многоквартирного дома, владеющими элементами благоустройства.

В судебном заседании истцы, представитель истцов настаивали на удовлетворении исковых требований, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возражал против удовлетворения исковых требований, предоставил суду письменные возражения.

Представитель ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц также в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Заслушав пояснения, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года №№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в районе жилых домов №№ по ул. <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.»; от ДД.ММ.ГГГГ года №№-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, ул. <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.» утверждены схемы расположения земельных участков.

Вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. – «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (код 2.1.1). Схема расположения данного земельного участка согласована с Управлением земельного контроля города Севастополя, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя при условии вида разрешенного использования: «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (код 2.1.1).

Вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе жилых домов №№ № площадью <данные изъяты> кв.м. – «земельные участки (территории) общего пользования» (код 12.0). Схема расположения данного земельного участка согласована с Управлением земельного контроля города Севастополя, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя.

ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок по адресу: г. <адрес> поставлен на кадастровый учет и земельному участку присвоен кадастровый номер: №, соответствующие сведенья внесены в Единый государственный реестр недвижимости и земельные участки поставлены на кадастровый учет.

ДД.ММ.ГГГГ года земельный участок по адресу: г. <адрес> поставлен на кадастровый учет и земельному участку присвоен кадастровый номер: №, соответствующие сведенья внесены в Единый государственный реестр недвижимости и земельные участки поставлены на кадастровый учет.

Также установлено, что по ул. <адрес> расположены многоквартирные дома №№ №, построенные в ДД.ММ.ГГГГ году, собственниками квартир в которых являются административные истцы.

Распорядительные документы органов государственной власти города Севастополя относительно указанных объектов недвижимости, в частности: о площади земельного участка, на котором были сооружены многоквартирные дома, расположенные по адресу: <адрес>; об организации (органе), осуществивший строительство объекта недвижимости и отвод строительной площадки на земельном участке по адресу: <адрес>; об установлении границ земельного участка, на котором возводились жилые дома по адресу: г<адрес>, а также документы графического характера с обозначением границ земельного участка в архивах города Севастополя не выявлены.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункту 2 указанной нормы подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Так, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 года № 883-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), данный департамент является исполнительный органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Согласно Положению в функции Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в частности, входит управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; управление в пределах компетенции земельными ресурсами города Севастополя, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков (пункт 3).

В соответствии с пунктами 4.21, 4.58 Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия: ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Законом города Севастополя от 24.04.2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» определяется порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014 года.

Статьей 1 указанного Закона установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Как следует из части первой статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Задачи административного судопроизводства заключаются в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, в условиях доступности и своевременности рассмотрения и разрешения административных дел (статья 3 КАС РФ).

Исходя из задач административного судопроизводства и его предмета регулирования, суд осуществляет судебный контроль распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, проверяя это решение на его соответствие принципам законности и обоснованности осуществления публичных полномочий.

Обязанность доказывания законности оспариваемых распоряжений возлагается на ответчика, который обязан также подтверждать факты, на которые он ссылается как на основание своих возражений.

Как установлено в ходе судебного разбирательства обжалованные распоряжения приняты Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в рамках предоставленных ему полномочий, и в соответствии в нормами действующего законодательства, с предварительным согласованием с уполномоченными органами. Нарушение порядка их принятия не установлено. Ответчиком предоставлены письменные возражения с доказательствами в подтверждение фактов, на которые он ссылается в своих возражениях.

То обстоятельство, что жильцы домов №№ № по ул. <адрес> пользовались частью земельного участка, в том числе и для размещения гаражей, который вошел в состав сформированного обжалуемыми распоряжениями земельного участка, не может служить основанием для признания данных распоряжений недействительными и такими, что нарушают права истцов, поскольку истцы пользовались земельным участком, собственниками которого не являлись. Более того, границы и размер земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома №№ № по ул. <адрес> не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Следовательно Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя проведены кадастровые работы для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, являющихся бывшей государственной собственностью Украины и с ДД.ММ.ГГГГ года – государственной собственностью города федерального значения <адрес> в частности земельного участка в районе жилых домов №№ № по ул. <адрес>, по ул. <адрес> Формирование земельных участков осуществлено с учетом соблюдения вида разрешенного использования земельных участков, функционального назначения и расположения на них объектов капитального строительства, произрастания зеленых насаждений.

Таким образом, оснований для признания обжалуемых распоряжений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя недействительными у суда не имеется. Действия Управления государственной регистрации права и кадастра связанные с постановкой на кадастровый учет земельного участка, расположенного в районе жилых домов №№ № по ул. <адрес> являются законными, поскольку осуществлены на основании спорных распоряжений.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

РЎСѓРґСЊСЏ

(РїРѕРґРїРёСЃСЊ)

Е.А. Кириленко

Мотивированное решение составлено

ДД.ММ.ГГГГ года

Копия верна

РЎСѓРґСЊСЏ                                    Р•.Рђ. Кириленко

2а-3278/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шаповалова К.С.
Погорелов С.К.
Гонтарев А.Г.
Яковлева Е.В.
Матвеева Е.Г.
Галкин А.В.
Петровская А.А.
Гонтарева О.Д.
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр)
Другие
Управление земельного контроля г. Севастополя (Севземконтроль)
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Гудзенко М.В.
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Кириленко Елена Александровна
Дело на сайте суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
01.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
21.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2017[Адм.] Судебное заседание
26.10.2017[Адм.] Судебное заседание
16.11.2017[Адм.] Судебное заседание
20.11.2017[Адм.] Судебное заседание
14.12.2017[Адм.] Судебное заседание
19.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее