66RS0001-01-2021-000151-60
Гр. дело № 2-1298/2021
Решение изготовлено в окончательной форме 30.04.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21.04.2021 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Пиратинской М.В.
при секретаре Драчеве А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Зиневича Алексея Валерьевича в защиту прав и законных интересов группы лиц: Зиневич Елены Юрьевны, Оносовой Марины Александровны, Рыбаковой Елены Александровны, Петровой Галины Викторовны, Петровой Надежды Викторовны, Трошкова Василия Сергеевича, Швецовой Ирины Владимировны, Швецовой Ксении Леонидовны, Койчиевой Татьяны Валерьевны, Васильевой Юлии Евгеньевны, Бурдукина Григория Андреевича, Банниковой Галины Петровны, Цикаревой Ирины Анатольевны, Койчиева Тимура Евгеньевича, Винокуровой Альбины Львовны, Болтенковой Натальи Юрьевны, Бедриной Елены Юрьевны, Попова Виктора Александровича, Панова Юрия Валентиновича, Пановой Елены Олеговны, Бедрина Романа Александровича, Орловой Нины Ивановны к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, ООО «Ареал-Групп», ООО «Реал-Строй» о признании действий и бездействий незаконными
УСТАНОВИЛ:
Зиневич А.В. обратился с иском в защиту прав и законных интересов группы лиц к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее – Региональный оператор, Фонд), ООО «Ареал-Групп», ООО «Реал-Строй» о признании действий и бездействий незаконными.
В обоснование иска указано, что все указанные лица являются собственниками квартир в жилом доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>. Дом построен и введен в эксплуатацию в 1957 году. Типовой проект многоквартирного жилого дома – отсутствует. Акт государственной приемочной комиссии о принятии в эксплуатацию жилого дома – отсутствует.
Решением от 16.09.1954 №, Актом № от 16.04.1955 Исполнительного комитета Свердловского городского Совета депутатов трудящихся предусмотрено застроить жилой дом по <адрес> как 3-х этажный (по факту - возведено 4 этажа); проектная документация в обоснование изменения характеристик объекта жилого дома <адрес>, качества и надежности используемых для надстройки строительных материалов, отсутствует. Документальные сведения о проведении периодических мониторинговых мероприятий с целью установления фактического технического состояния объекта и конструкций – отсутствуют. Работы по капитальному ремонту несущих и ограждающих конструкций жилого дома за время его эксплуатации с 1957 г. и по настоящее время не выполнялись.
Нормативная (ВСН 58-88(р) продолжительность эффективной эксплуатации конструкций МКД <адрес> составляет:
чердачные перекрытия деревянные по деревянным балкам, оштукатуренные - 30 лет;
стропила и обрешетка крыши, деревянные - 50 лет;
междуэтажные перекрытия деревянные по деревянным балкам - 50 лет;
перегородки по деревянному каркасу - 30 лет.
Нормативная (ВСН 58-88(р) продолжительность эффективной эксплуатации жилого дома <адрес> до постановки на капитальный ремонт составляет 10 - 15 лет.
Фактический срок эксплуатации жилого дома составляет более 63 лет.
Письмом от 03.08.2016 № Администрация г. Екатеринбурга предложила Региональному оператору капремонта рассмотреть вопрос о возможности включения в Региональную программу на 2015-2017 гг. работы по капитальному ремонту крыши и фасада МКД <адрес>, со ссылкой на письмо № от 15.07.2016 г. АО УК «Стандарт» в Администрацию г. Екатеринбурга об аварийном состоянии объекта МКД <адрес>.
Региональный оператор без проведения надлежащего и необходимого комплексного технического обследования объекта с целью установления фактического технического состояния его основных строительных конструкций, без составления технико-экономического расчета (в соответствии требований пп.1 п.2 ст. 168 ЖК РФ; п.1 ст.8 Закона Свердловской области от 19.12.2013 г. №127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в МКД) на территории Свердловской области»; п.7 Особые условия. Техническое задание на разработку проектной документации Приложение № 2 к Договору № от 17.10.2016 ООО «Ареал-групп», др.), включил работы по капитальному ремонту крыши (монтаж покрытия, утепление чердачного перекрытия) МКД <адрес> в Региональную программу капитального ремонта.
Выполнение работ по капитальному ремонту крыши (монтаж кровли и утепление чердачного перекрытия) и фасада МКД <адрес> было поручено ООО «Реал-строй» (Договор № от 30.06.2017 г., Приложение №1 - адресный перечень, виды работ), со сроком начала выполнения работ - 09.07.2017 г. и сроком сдачи объекта 13 ноября 2017 г. (см. Приложение №3 - график выполнения работ).
Проведение обследований МКД <адрес> и его конструкций, разработка проектно-сметной документации на выполнение работ поручены ООО «Ареал-Групп» по договору № от 17.10.2016.
Выполнение функций строительного контроля за ходом проведения работ по капитальному ремонту МКД <адрес> также поручено ООО «Ареал-Групп» по договору № от 24.05.2016.
Актом АО «УК «Стандарт» передачи общего имущества от 20.07.2017 г. МКД <адрес> передан ООО «Реал-строй» для проведения работ капитального характера по договору № от 30.06.2017 (монтаж кровли, утепление перекрытия, фасад).
09.07.2017 подрядчик ООО «Реал-строй» приступил к выполнению работ по ремонту фасада и крыши (монтаж кровли, утепление чердачного перекрытия) МКД <адрес>.
В ноябре - декабре 2017 г., во время выполнения работ по ремонту крыши в доме начали усиленно образовываться дефекты:
- множественные трещины в потолочных (чердачных) перекрытиях в подъездах и квартирах верхнего этажа;
- прогибы потолочных перекрытий, в том числе по несущим балкам в квартирах верхнего этажа и подъездах;
- множественные трещины в межкомнатных стенах;
- множественные трещины в капитальных стенах здания, в т.ч. узлах сопряжения продольных и поперечных капитальных стен;
- множественные трещины в местах сопряжения чердачных перекрытий и капитальных стен в квартирах верхних этажей и подъездах;
- произошло обрушение штукатурного слоя потолков в кв. №№ №.
В декабре 2017 г. - январе 2018 г. инженер АО УК «Стандарт» в ходе выполнения проверки по множественным обращениям жителей, в Актах отразила, что такие дефекты образовались в результате выполнения работ по ремонту крыши ООО «Реал-строй». Также указала на необходимость дополнительного обследования конструкций чердачного перекрытия для установления причин обрушений потолков и оценки технического состояния чердачного перекрытия.
Проведен ряд технических исследований объекта жилого дома <адрес> и его конструкций, выполненных в рамках Программы капремонта работ:
- Техническое заключение № от 20.06.2018 г. по результатам детального (инструментального) обследования деревянного чердачного перекрытия МКД <адрес>, ООО «<ФИО>31»;
- Техническое заключение № от 20.08.2018 г. по результатам детального (инструментального) обследования деревянных конструкций стропильной системы МКД <адрес>, ООО «<ФИО>32»;
- Заключение специалиста по результатам проведения строительно-технического исследования объекта <адрес>, № от 16.04.2019 г., НЭО ООО «<ФИО>33»;
- Заключение специалиста по результатам проведения строительно-технического исследования конструкций объекта <адрес>, № от 18.04.2019 г. выполнено НЭО ООО «<ФИО>34».
По результатам установлено, что выполненные в 2017-2018 гг. работы по капремонту крыши (утепление чердачного перекрытия, монтаж покрытия) фактически завершены, выполнены на аварийных и изначально требующих замены конструкциях, для приведения жилого дома в надлежащее и безопасное эксплуатационное состояние требуется полная замена чердачного перекрытия и стропильной системы.
Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга по делу № проведена судебная строительно-техническая экспертиза (№ "ТО" от 14.08.2019 г., ООО «ПКП «<ФИО>35») конструкций объекта ул. <адрес> и аудит представленной Региональным оператором разработанной ООО «Ареал-групп» в рамках Договора и Программы технической документации, по результатам которой экспертом сделаны выводы о том, что:
исполнительная техническая документация выполненных ООО «Реал-строй» в 2017- 2018 гг. работ отсутствует полностью;
полностью отсутствуют документальные сведения о выполнении ООО «Ареал-групп» функций строительного контроля за ходом выполнения работ;
предоставленные ООО «Ареал-Групп» обследования № от 2015 г., № от 2016 г., проект производства работ № от 04.12.2018 г. представленный ООО «Реал-строй» не могут быть применены к указанному объекту капитального строительства/ремонта, т.к. указанная документация носит общий, формальный характер и не отображает фактическое техническое состояние конструкций дома; в содержании таких документов имеются противоречия, обследования не имеют адресной привязки к объекту выполнения работ и т.д.;
предоставленные ООО «Ареал-групп» технические решения №, № по ремонту конструкций перекрытия (усиление несущих балок) не решают проблему аварийности дома и неэффективны, т.к. чердачное перекрытие требует полной замены;
конструкции деревянного чердачного перекрытия находятся в аварийном техническом состоянии, дефекты конструкций перекрытия оценены как «критические» («критический дефект» - дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо. ГОСТ 15457-79); физический износ чердачных перекрытий составляет 60-80%, требуется полная замена конструкций;
дефекты конструкций стропильной системы оценены как «критические», требующие капитального ремонта при разработке дополнительной документации, и т.д.
Кроме того, по решению Ленинского районного суда г. Екатеринбурга по делу № Администрацией г. Екатеринбурга в лице Управления ЖКХ г. Екатеринбурга было выполнено «Техническое обследование конструкций жилого многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>; в т.ч. квартир № в многоквартирном доме по <адрес> г. Екатеринбурге» № № от 26.08.2019 ООО «<ФИО>36», по результатам которого специалистом <ФИО>27 сделаны выводы, в т.ч.:
техническое состояние стропильной системы и кровли оценивается как ограниченноработоспособное. В соответствии с ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» табл. 38, физический износ деревянных конструкций крыши (стропильная система) составляет 60-80%. С учетом текущего состояния кровельного покрытия необходима полная замена конструкций крыши и кровли;
техническое состояние балок чердачного перекрытия по критериям ГОСТ 31937- 2011 оценивается как «аварийное». Физический износ чердачного перекрытия в соответствии с ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» табл. 27, составляет 70-80%. Требуется полная замена перекрытия;
балки чердачного перекрытия не обладают прочностью, устойчивостью, достаточным уровнем надёжности, не обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания и не соответствуют действующим в настоящее время строительным нормам и правилам, и Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ). Необходимо принять срочные меры по разгрузке чердачного перекрытия для исключения возможности их внезапного обрушения;
техническое состояние перегородок жилого дома по критериям ГОСТ 31937 2011 оценивается как ограниченно-работоспособное. Физический износ деревянных оштукатуренных перегородок составляет 41%. Рекомендуется капитальный ремонт перегородок во всем доме;
проведение ремонтных работ выполнять по специально разработанной проектной документации в соответствии с действующими на территории РФ строительными нормами и правилами.
Обращено внимание на недопустимый способ крепления труб отопительной системы путем подвеса к деревянным стропильным конструкциям на кустарно изготовленные шпильки (выполнено в 2016 г. ООО «<ФИО>37» при участии ООО «Ареал-групп»), что запрещено требованиями технической документации и усугубило имеющиеся дефекты стропильных конструкций (прогибы и гнилостные повреждения стропильных ног - Акт №№ от 18.11.2016.
Сам по себе выбранный ООО «Ареал-групп» вид отопительной системы при разработке проекта № от 2015 г. - с верхней подачей (фактически не видоизмененный с 1957 года), не отвечает современным требованиям к эргономичности и безопасности, предъявляемым при проектировании систем отопления многоквартирных домов, и не учитывает конструктив здания МКД <адрес> с деревянными чердачными и междуэтажными перекрытиями, так как любая протечка резьбового соединения верней разводки труб в чердачном помещении неизбежно приведет к серьезным последствиям - затоплению кипятком жилых помещений.
Обращено внимание специалистов на наличие трещин в угловых узлах сопряжения несущих конструкций здания <адрес> - капитальных стен (наружная фасадная/внутренняя несущая стена), что явилось следствием нарушения правил и нормативных требований к складированию строительных материалов при производстве погрузочно/разгрузочных работ ООО «Реал-строй», с опорой погрузочной площадки на фасадную стену.
После получения результатов судебной строительно-технической экспертизы ООО «ПКП «<ФИО>38» от 14.08.2019 и технического обследования ООО «<ФИО>39» от 26.08.2019 об установлении аварийного состояния и необходимости полной замены конструкций чердачного перекрытия и стропильной системы дома, Региональный оператор вынужденно представил в Департамент документы о приостановлении работ по причине аварийного состояния конструкций на объекте и возможного их обрушения при продолжении работ (письмо ООО «Реал-строй», ООО «Ареал-Групп» № от 25.09.2019, письмо Регионального фонда в адрес ООО «УК «Стандарт» № от 27.09.2019, письмо Регионального фонда в адрес главы города Екатеринбурга, начальника Управления ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга № от 27.09.2019, письмо от Регионального фонда в адрес подрядных организаций ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-групп» от 08.10.2019 г. №).
В сентябре 2018 г. ООО «Реал-строй» была предпринята попытка итоговой сдачи-приемки работ по капитальному ремонту фасада МКД <адрес> Заказчику - Региональному оператору, работы не были приняты Заказчиком вследствие множественных замечаний к качеству работ.
Договор № с ООО «Реал-строй» был расторгнут.
Между Региональным оператором и ООО «Реал-строй» заключен новый договор № от 10.12.2019 на капитальный ремонт фасада и крыши МКД <адрес>, с установленным сроком выполнения работ до 18.10.2020.
Указанный Договор № также заключен с нарушением закона, без предварительного составления технико-экономического расчета:
отсутствует предусмотренная Законом и Техническим заданием проектная документация, расчеты, дефектные ведомости, схемы расположения дефектных конструкций;
локально-сметные расчеты не имеют обоснований; не подписаны исполнителями и не утверждены Заказчиком; отсутствуют документальные сведения о квалификации составителей;
в локально-сметных расчетах указаны уже выполненные по первому Договору № работы: фасад, крыша (утепление, покрытие), при значительном увеличении сметной стоимости, и т.д.
При невозможности выполнить перечень работ в рамках первого Договора № от 30.06.2017 по причине необходимости полной замены конструкций чердачного перекрытия и стропильной системы до начала выполнения работ по монтажу кровли и утеплению чердачного перекрытия, незаконным и необоснованным является заключение второго Договора № от 10.12.2019 на выполнение того же перечня работ, при отсутствии технико-экономического обоснования о возможности выполнения работ в рамках Программы капремонта, и с завышенной сметой.
Письмом № Администрацией г. Екатеринбурга 03.08.2016 в адрес Регионального оператора капремонта направлены сведения об аварийном состоянии объекта МКД <адрес>
Региональный оператор капремонта, опираясь на недостоверные и неполные документальные сведения ООО «Ареал-групп» (обследования № от 2015 г., № от 2016 г.), принял решение о включении работ по капитальному ремонту фасада и крыши МКД <адрес> в Программу капремонта на 2015-2017 гг.
ООО «Реал-строй», выполняя в рамках Договора № работы по капитальному ремонту крыши, проигнорировали наличие критических дефектов стропильной системы (Акт осмотра общего имущества №8 от 18.11.2016) и произвели монтаж кровельного покрытия на конструкции, требующие замены; а обнаружив после удаления старого утеплителя очевидные признаки аварийного технического состояния несущих конструкций чердачного перекрытия, скрыли информацию об аварийном состоянии конструкций от Заказчика и граждан, выполнив работы по укладке нового утеплителя на всей площади чердачного помещения и неквалифицированному «усилению» несущих балок.
Тем самым дополнительно подтверждается, что у Регионального оператора изначально, в 2016 г., имелись явные препятствия к возможности выполнения работ на объекте <адрес> и конструкциях, в разработке сметной документации, расходованию строительных материалов на выполнение заведомо ненужных работ.
Таким образом, Региональному оператору, в лице подрядной организации ООО «Ареал-групп» по договору № от 17.10.2016 изначально требовалось выполнить комплексное техническое обследование объекта МКД <адрес> и его конструкций руководствуясь требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», СП 13- 102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», других предусмотренных п. 6 «Требования к выполнению работ.» Технического задания на разработку проектной документации к Договору № с ООО «Ареал-групп» строительных норм и правил; разработать технико-экономический расчет с принятием решения о целесообразности выполнения работ на объекте с учетом его фактического технического состояния, и лишь после этого решать вопрос о праве Регионального оператора на включение Дома в Региональную Программу капремонта и выполнение работ по капитальному ремонту крышн (утепление чердачного перекрытия, монтаж кровельного покрытия на стропильную систему).
Всеми экспертами и специалистами вышеуказанных независимых экспертных организаций, в том числе судебным экспертом ООО «<ФИО>40» и специалистом ООО «<ФИО>41» указано на критичность (необратимость) установленных дефектов и необходимость замены конструкций чердачного перекрытия и крыши, при этом все перечисленные исследования проведены после выполненных ООО «Реал-строй» работ по монтажу кровли, утеплению перекрытия, капитальному ремонту фасада.
Приостановка работ Региональным оператором документально была подтверждена 27.09.2019, и только после получения результатов судебной строительно-технической экспертизы объекта № "ТО" от 14.08.2019 ООО «ПКП «<ФИО>42» выполненной в ходе рассмотрения гражданского дела № Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга, а также результатов обследования конструкций объекта <адрес>, № № от 26.08.2019 ООО «<ФИО>43», выполненного по заказу Управления ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга.
Незаконно заключение второго договора с ООО «Реал-строй» № от 10.12.2019 со сроком исполнения работ до 18.10.2020, так как на момент его заключения аварийность конструкций объекта <адрес> была установлена и утверждена специалистами пяти независимых экспертных организаций и судебным экспертом ООО «ПКП «<ФИО>44», что было известно всем заинтересованным и ответственным лицам, в т.ч. Региональному оператору и ООО «Реал- строй».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о намеренном сокрытии Региональным оператором информации об изначальном аварийном состоянии объекта от граждан и уполномоченных органов; подтверждают незаконное выполнение подрядными организациями Регионального оператора работ на аварийных конструкциях жилого дома, без расселения и уведомления граждан, при отсутствии разработанной исполнительной технической и проектной документации.
Ненадлежащее и формальное исполнение Договорных обязательств и требований закона подрядными организациями ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-групп» и неисполнение Региональным оператором прямой обязанности надзорной функции за деятельностью подрядных организаций, и привело к нарушению установленного законом порядка включения МКД <адрес> в Программу капремонта и, как результат, к ненужной растрате целевых денежных средств на необоснованное выполнение работ, т.к. в конечном итоге все выполненные работы на аварийных с износом 60-80% конструкциях чердачного перекрытия и стропильной системы - утепление чердачного перекрытия, монтаж кровли, требуют выполнения вновь в полном объеме.
При этом такие затраты носят особо крупный характер (свыше 5 355 000 рублей).
Длящиеся незаконные действия и бездействия ответчика - Регионального оператора и соответчиков - подрядных организаций ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-Групп» существенно нарушают права, свободы и законные интересы истцов как граждан, собственников и потребителей на благоприятные и безопасные условия проживания, право свободно распоряжаться и пользоваться своим и общим имуществом в многоквартирном жилом доме, право получать полную и достоверную информацию о надежности и безопасности технического состояния жилого многоквартирного дома и его конструкций, что недопустимо.
На основании изложенного истец просил:
признать незаконным и необоснованным бездействие ответчика - Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в МКД Свердловской области, и соответчика - ООО «Ареал-групп» по договору № от 17.10.2016 г. Приложение №2 Техническое задание, о непроведении предусмотренного действующим законодательством РФ комплексного обследования технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> его конструкций, до начала выполнения работ по капитальному ремонту МКД <адрес> в рамках Договора № от 30.06.2017 г. ООО «Реал-строй»;
признать незаконным и необоснованным бездействие ответчика - Регионального оператора капремонта о невыполнении мер контроля за деятельностью соответчиков - ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-групп» при разработке технической документации перед началом выполнения работ на объекте МКД <адрес> (отсутствие техникоэкономического расчета, проектной документации), и в ходе их выполнения (отсутствие исполнительной технической документации);
признать незаконным и необоснованным бездействие ответчика - Регионального оператора капремонта и соответчиков - ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-групп» о нарушении установленных сроков выполнения работ в рамках Программы капитального ремонта на 2015-2017 гг. на объекте МКД <адрес> и его конструкциях;
признать незаконными и необоснованными действия ответчика - Регионального оператора капремонта и соответчиков - ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-групп» по разработке технической документации:
- технические заключения № от 2015 г., № от 2016 г.;
- технические решения №, №;
- проект производства работ № от 04.12.2018 г.
признать незаконными и необоснованными действия ответчика - Регионального оператора капремонта и соответчиков - ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-групп» при выполнении работ по капитальному ремонту крыши и фасада МКД <адрес> в период 2017-2019 гг., как не отвечающими требованиям качества, надежности и безопасности;
признать незаконными и необоснованными действия ответчика - Регионального оператора капремонта и соответчиков - ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-групп» по расходованию целевых денежных средств в размере 5 355 912,62 рублей на выполнение фактического объема работ по капитальному ремонту крыши (утепление чердачного перекрытия, монтаж кровельного покрытия) и фасада, и применение использованных строительных материалов.
В письменных пояснениях Зиневич Е.Ю., Койчиева Т.В., Швецова И.В., Цикарева И.А., Оносова М.А. требования иска поддержали.
В отзыве и пояснениях на иск представитель Фонда просил отказать в удовлетворении требований истца.
В отзыве на иск представитель ООО «Реал-строй» и ООО «Ареал-групп» в удовлетворении исковых требований просил отказать.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал. Истцу предлагалось уточнить предмет исковых требований, от уточнения требований истец отказался, оставил их в том виде, в котором они указаны в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что полученными материалами проверки из ГЖИ установлено, что права граждан нарушены, к чему привело отсутствие контроля Фонда в отношении подрядчиков. Имеется договор об оплате строительного контроля, должны быть предоставлены документы, подтверждающие законность траты денежных средств. Если работы выполнены на 90%, то и оплачены на 90% от 5 000 000 руб., поскольку закупались материалы. Собственникам не предоставили возможность приемки скрытых работ. Работы не были приняты из-за множественных дефектов. Экспертизы подтвердили износ на 70-80%. В октябре 2017 была претензия Фонда в адрес подрядных организаций, что работы не исполняются в срок. Отсутствуют сведения, что у регионального оператора были основания для продления работ. Только 09.04.2020 ставился вопрос рассмотреть возможность о приостановке работ. Капитальный ремонт выполнять невозможно, дом находится в аварийном состоянии, договор № № был расторгнут. В 2019 заключен новый договор с тем же подрядчиком. Первичное исследование необходимо, чтобы выяснить, может быть выполнен капитальный ремонт или нет. Необходимо также расселить собственников. По договору № работы выполнены на 90%, договором № предусмотрена замена стропильной системы. Техническим заданием предусмотрено, что при обнаружении конструкций с износом более 60% подрядчик должен составить технико-экономическое обоснование, решить, подлежит дом капительному ремонту или нет. С 2017 года жители проживают в аварийном доме, работы никто не выполняет. Цель настоящего иска – установить незаконность бездействий ответчиков. Бездействием ответчиков нарушаются права истцов на безопасные условия проживания. Удовлетворение требований по настоящему иску приведет к защите и восстановлению нарушенного права на безопасные условия проживания.
Представители истца Зыков Е.Е. и Габдрахманов А.Г. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Суду дополнительно пояснили, что во время ремонта произошли обрушения, балки перекрытий находятся в аварийном состоянии. Данные обстоятельства должны были быть установлены до начала ремонта, при обнаружении аварийности работы должны были быть приостановлены, Фонд проинформирован.
Представитель Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Литвинов А.А. против удовлетворения иска возражал, указывая на отсутствие нарушений в действиях Фонда.
Представитель ответчиков ООО «Ареал-Групп», ООО «Реал-Строй» Галяутдинов А.С. в удовлетворении требований просил отказать, указывая на их необоснованность.
Представитель ответчика ООО «Реал-Строй» Меркулова О.А. против удовлетворения иска возражала, суду пояснила, что были осмотрены чердачные перекрытия с участием сторон, составлен протокол, принято решение ООО «Ареал-Групп» усилить балки, что не устроило истца. Необходимо было установить в помещении жильца подпорки. Истец не был согласен с техническим решением по ремонту. Истцу было рекомендовано обратиться в суд о признании дома аварийным.
Представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга Гаев А.С. против удовлетворения требований возражал.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Свердловской области (ч.1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); п. 8 ст. 7 Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127- ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области»).
В силу пп.1 ст. 4, п. 3 ст. 7 Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ непосредственную подготовку региональной программы капитального ремонта общего имущества осуществляет уполномоченный орган государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на основании Постановления Правительства Свердловской области от 18.03.2014 № 194-ПП «Об определении Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и о внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 14.03.2008 № 189-ПП «О Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области».
Участие регионального оператора в формировании Региональной программы ограничивается предоставлением в уполномоченный орган сведений о выполненных работах по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (п. 19 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2014 № 37-ПП.
Таким образом, региональный оператор, являясь непосредственным исполнителем Региональной программы, не вправе самостоятельно определять ее содержание путем включения в нее или исключения из нее домов. До появления многоквартирного дома в Региональной программе Фонд не имеет права организовать проведение каких-либо работ или оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества в нем.
Указанный дом внесен в Региональную программу в ее первоначальной редакции. Со времени принятия Региональной программы она неоднократно актуализировалась в части видов работ по капитальному ремонту и сроков их выполнения.
В соответствии с п. 21769 Приложения к Региональной программе (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.08.2020 № 578-ПП) для Дома определены следующие виды работ и услуг по капитальному ремонту, а также плановые сроки их выполнения и оказания:
разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, внутридомовых инженерных систем, строительный контроль - 2015 -2017 г.г, ремонт крыши, фасада, строительный контроль - 2018 -2020 г.г., разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, ремонт подвальных помещений, строительный контроль - 2030 – 2032 г.г.
Во исполнение Региональной программы Фондом были предприняты следующие действия по организации капитального ремонта Дома в соответствии с плановыми периодами его проведения.
В 2018-2020 г.г.:
по итогам конкурсных процедур заключен договор от 17.10.2016 № с ООО «Ареал-Групп» на проведение обследования дома и составление проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши и фасада.
В ходе обследования был составлен акт осмотра от 18.11.2016 № 8 с участием ООО «Ареал-Групп» и ООО «<ФИО>45», в котором подробно перечислены дефекты покрытия крыши, стропильной системы, чердачного утеплителя и т.п., а также засвидетельствован факт нахождения кровли в недопустимом состоянии и о необходимости ее ремонта.
В составленном по итогам обследования техническом заключении № (2016) также сделаны выводы о необходимости капитального ремонта крыши. Особо указано, что при осмотре чердачного перекрытия невозможно установить фактическое состояние деревянного перекрытия ввиду наличия утеплителя (шлак). Исходя из показателя минимальной эффективной продолжительности эксплуатации деревянных перекрытий, который составляет 60 лет, предполагается провести оценку состояния в процессе демонтажа утеплителя (шлака) подрядной организацией, осуществляющей капитальный ремонт крыши. В случае необходимости замены балок, наката, работы по замене учесть дополнительным расчетом.
По итогам конкурсных процедур заключен договор от 30.06.2017 № с ООО «Реал-Строй» на проведение капитального ремонта, в том числе крыши и фасада в спорном доме. В работу подрядчику переданы ранее составленные технические заключения № (2015), № (2016), локальные сметные расчеты на капитальный ремонт крыши (покрытия) в сумме 1538602,0 руб., крыши (чердачное помещение) на сумму 1903476,88 руб., фасада на сумму 1913833,74 руб.
Ремонт крыши и фасада по договору от 30.06.2017 № с ООО «Реал-Строй» был начат, но продолжить и завершить его не удавалось по причине невозможности получить доступ к помещению чердака, а также к чердачным перекрытиям со стороны квартиры Зиневича А.В.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08.04.2019 оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 16.07.2019 на Зиневича А.В. возложена обязанность предоставить Фонду и подрядным организациям доступ в свое жилое помещение. Кассационным определением Семнадцатого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2020 решение суда первой и апелляционной инстанции инстанции оставлено без изменений.
В ходе выполнения ООО «Реал-Строй» работ по капитальному ремонту крыши была установлена невозможность проведения работ по капитальному ремонту крыши в части ее утепления, поскольку чердачные перекрытия дома находятся в аварийном состоянии, о чем ООО «Реал-Строй» и ООО «Ареал-Групп» уведомили Фонд совместным письмом от 25.09.2019 (вх. № № от 25.09.2019).
Замена чердачных перекрытий как самостоятельный вид работ по капитальному ремонту многоквартирных домов не предусмотрен ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», а также Региональной программой, в связи с чем Фонд был не вправе организовать его проведение. Вместе с тем невыполнение полной замены чердачных перекрытий дома делает невозможным завершение уже организованных Фондом работ по капитальному ремонту крыши и фасада дома.
Факт аварийности чердачных перекрытий Дома и необходимость их полной замены подтверждаются:
техническим заключением № подготовленным ООО «<ФИО>46» (п.п. 6.1, 6.2 Раздела 6 Технического заключения №);
заключением специалиста № № ООО «<ФИО>47» (стр. 27 Заключения);
заключением специалиста № ООО «<ФИО>48» (абз.абз. 3-5 стр. 29, абз. 2-3 стр. 48 Заключения);
экспертным заключением, изготовленным ООО «ПКП «<ФИО>49» по итогам проведения судебной экспертизы и представленным в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в рамках рассмотрения последним гражданского дела № (в котором в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, была привлечена также Администрация города Екатеринбурга);
заключением № № составленным ООО «<ФИО>50» во исполнение муниципального контракта с Управлением жилищно- коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга по результатам обследования конструкций Дома и квартир №№ в Доме (п.п. 4, 5 Раздела 4 Заключения (стр. 79).
В техническом заключении № № ООО «<ФИО>51» выявлен ряд работ, ранее не предусмотренных проектно-сметной документацией, являющейся приложением к договору от 30.06.2017 № (далее - Договор), но которые требуются к проведению при капитальном ремонте крыши.
Поскольку в соответствии с п. 2.6 договора от 30.06.2017 № его цена может быть увеличена в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ, но не более, чем на 10% по каждому из объектов, указанных в адресном перечне, являющимся приложением к Договору, региональным оператором было принято решение об исключении из предмета Договора части видов работ (ремонт фасада, крыши (покрытие) Дома).
Поскольку работы по капитальному ремонту фасада и крыши завершены не были и к приемке не предъявлялись, региональным оператором они не оплачены.
После чего по результатам аукциона с ООО «Реал-Строй» был заключен договор № от 10.12.2019, в предмет которого договора вошли как прежние запланированные работы по капитальному ремонту крыши и фасада Дома, так и дополнительные объемы работ, необходимые для восстановления работоспособности этих конструктивных элементов. Согласно приложению № 3 к договору № от 10.12.2019 предварительная дата окончания ремонтных работ - 18.10.2020.
Из изложенного следует, что работы, начатые по первоначально заключенному договору от 30.06.2017 №, не были завершены и не предъявлялись к приемке по причине воспрепятствования собственников проведению работ, значительного увеличения объема работ по ремонту крыши (в части стропильной системы), аварийности чердачных перекрытий, невозможности нахождения на них без риска для жизни и здоровья жителей, сотрудников подрядных организаций. Работы по вновь заключенному договору № от 10.12.2019 не начаты по причине аварийности чердачных перекрытий, общее имущество для проведения работ по капитальному ремонту передано быть не может.
Поскольку графики производства работ составляются подрядчиком в течение 10 дней после приемки общего имущества по акту приема-передачи для капитального ремонта, а передача в настоящее время невозможна, то срок для составления графиков не истек (п. 6.1.3 договора).
Приостановление работ осуществлено также во исполнение п. 4.3 протокола № 17 от 09.04.2020 заседания рабочей группы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области по разрешению спорных ситуаций при необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области от 05.03.2020, согласно которому региональным оператором на период судебных разбирательств по дому должно быть обеспечено приостановление работ по капитальному ремонту общего имущества в доме.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что региональным оператором незаконных действий (бездействия), на которые указано Истцами, не допущено, расходы в сумме 5 355 912,62 руб. Фондом в адрес ООО «Реал-Строй» по договору от 30.06.2017 № не производились, что также подтверждает представитель ООО «Реал-Строй». Доказательств иного суду не представлено.
Относительно требований, заявленных к ответчикам ООО «Реал-Строй» и ООО «Ареал-Групп» суд отмечает следующее.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. Функции регионального оператора определены в ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с данным кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлена ответственность регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Учитывая изложенное суд, приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является только Региональный фонд на основании статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, как юридическое лицо, отвечающее за деятельность подрядных организаций в период осуществления капитального ремонта многоквартирного дома, подрядные организации ООО «Реал-Строй» и ООО «Ареал-Групп» не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Кроме того, удовлетворение заявленных требований как к Региональному фонду так и к ООО «Реал-Строй» и ООО «Ареал-Групп» в любом случае не приведет к реальному восстановлению потенциально нарушенных прав истца исходя из той цели, которую он преследует, обращаясь за их защитой в суд, поскольку признание бездействия ответчиков незаконным не приведет к восстановлению права на безопасные условия проживания.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Зиневича Алексея Валерьевича в защиту прав и законных интересов группы лиц: Зиневич Елены Юрьевны, Оносовой Марины Александровны, Рыбаковой Елены Александровны, Петровой Галины Викторовны, Петровой Надежды Викторовны, Трошкова Василия Сергеевича, Швецовой Ирины Владимировны, Швецовой Ксении Леонидовны, Койчиевой Татьяны Валерьевны, Васильевой Юлии Евгеньевны, Бурдукина Григория Андреевича, Банниковой Галины Петровны, Цикаревой Ирины Анатольевны, Койчиева Тимура Евгеньевича, Винокуровой Альбины Львовны, Болтенковой Натальи Юрьевны, Бедриной Елены Юрьевны, Попова Виктора Александровича, Панова Юрия Валентиновича, Пановой Елены Олеговны, Бедрина Романа Александровича, Орловой Нины Ивановны к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, ООО «Ареал-Групп», ООО «Реал-Строй» о признании действий и бездействий незаконными – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий М.В. Пиратинская