Судья Безруких Е.С. 39RS0011-01-2021-001197-74
№ 2-1121/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-66/2023
06 апреля 2023 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Гарматовской Ю.В., Мариной С.В.,
при секретаре Лиль Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТСН «Морское» на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 09 декабря 2021 года по иску ТСН «Морское» к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о возложении обязанности по организации площадки для накопления ТКО.
Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В., пояснения представителя ТСН «Морское» Зарицкого А.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» Манукина Д.В. и Терешковой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ТСН «Морское» обратилось в суд с иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о возложении обязанности по организации площадки для накопления ТКО.
В обоснование указала, что СНТ «Морское» постановлением Главы МО «Зеленоградский район» от 27.11.2008 г. № 1732 был предоставлен в собственность земельный участок с КН №, площадью <данные изъяты> кв.м. В результате раздела указанного земельного участка были образованы 86 земельных участков, которые переданы в собственность садоводам, а также земельный участок общего пользования СНТ «Морское».
30.06.2015 г. СНТ «Морское» перерегистрировано в ТСН «Морское», которые является садоводческим некоммерческим объединением граждан.
С 2020 года ТСН «Морское» неоднократно обращалось в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с просьбой определить для собственников земельных участков ТСН «Морское» места размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) (контейнерных площадок) с соблюдением действующих СНиП и СанПиН.
До настоящего времени место для выброса ТКО для садоводов ТСН «Морское» не определено, на территории общего пользования товарищества в настоящее время отсутствует возможность размещения площадки для сбора ТКО с соблюдением расстояний, предусмотренных СНиП и СанПиН.
В отношении ТСН «Морское» было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в части создании площадки накопления ТКО, ее включения в реестр и информирования регионального оператора по обращению ТКО – «ЕСОО» об этом.
Истец полагал, что администрация МО «Зеленоградский городской округ» в силу положений Устава МО, Правил благоустройства территории МО «Зеленоградский городской округ», Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления», «Об отходах производства и потребления», требований Свода правил СП 53.11330.2011 «СНиП 30-02-97. Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», СанПиН 2.1.3684-21, на администрации лежит обязанность по определению места и организации площадки для сбора ТКО.
На основании изложенного истец просил обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обустроить (предоставить) для садоводов ТСН «Морское» в соответствии с требованием СанПиН площадку для накопления ТКО согласно схемы размещения контейнерных площадок, установить на ней мусорные контейнеры.
Судом постановлено вышеприведенное решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ТСН «Морское» просит решение отменить, полагая выводы суда необоснованными.
Указывает, анализируя положения действующего законодательства, что выводы суда об обязанности именно ТСН создавать места накопления ТБО, основаны на ошибочном применении положений закона, поскольку СП 53.3330.2019 обязательным для применения не является, применяется на добровольной основе, поэтому у администрации в силу закона возникла обязанность оборудовать требуемые площадки за пределами ТСН, учитывая, что на территории общего пользования товарищества такие площадки не могут быть размещены. При этом истцом представлены доказательства невозможности создания мест накопления ТБО в пределах земельного участка общего пользования ТСН «Морское» в соответствии с требованиями СанПиН, что подтверждено заключением ООО «Стандарт Оценка».
Обращает внимание, что при передаче администрацией товариществу земельного участка для ведения садоводства и последующем утверждении проекта межевания, проект организации и застройки ТСН «Морское» органом местного самоуправления не были предусмотрены места накопления ТКО.
Таким образом, при отсутствии у товарищества возможности оборудовать такие места, эта обязанность должна быть исполнена местной администрацией.
Однако суд безосновательно дал самостоятельную оценку техническому заключению, вопрос о возможности сокращения нормативных расстояний размещения контейнерных площадок не исследовал путем проведения судебной экспертизы.
В связи с этим просит по делу назначить судебную экспертизу, а также привлечь к участию в деле Управления Федеральной службы по надзору ив сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 марта 2022 года решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 09 декабря 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2022 года апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В судебное заседание не явились представители третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО «Зеленоградский район» № 1732 от 27.11.2008 г. СНТ «Морское» в собственность бесплатно был предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Пунктом 5 данного постановления на СНТ «Морское» была возложена обязанность использовать предоставленный земельный участок в соответствии с целевым назначением, разрешенным к использованию способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, соблюдать при использовании требования экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов, не допускать загрязнение, деградацию и захламление почв.
Земельный участок с КН №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в <адрес> был поставлен на кадастровый учет 10.06.2009 г. и 25.06.2009 г. по акту приема-передачи передан от администрации СНТ «Морское» для ведения садоводства.
Согласно данному акту приобретатель СНТ «Морское» ознакомлен с его количественными и качественными характеристиками, правовым режимом земель, принимает на себя ответственность за совершения любых действий, противоречащих законодательству РФ.
Из земельного участка с КН № был образован, в числе прочих, земельный участок с КН №, площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования: «общее пользование территории», который принадлежит на праве собственности ТСН «Морское».
30.06.2015 г. СНТ «Морское» перерегистрировано в ТСН «Морское».
Из пояснений представителя истца следует, что данный земельный участок используется с качестве территории общего пользования ТСН «Морское», которое является садоводческой некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.п. 1.1, 1.5 Устава ТСН «Морское»).
26 февраля 2020 года, 20 апреля 2020, 07 апреля 2021 года ТСН «Морское» обращалось в администрацию МО «Зеленогрдаский городской округ» с заявлениями об определении для собственников земельных участков, расположенных в границах ТСН «Морское» мест размещения ТКО, в которых указано на невозможность образования таких площадок с соблюдениями норм СП 53.13330.2019 на территории ТСН.
На указанные обращения 17 апреля 2020, 16 июня 2020 года администрацией были направлены ответы о том, что в силу действующего законодательства указанные площадки подлежат образованию на территории общего пользования, входящей в границы земельного участка, выделенного ТСН для ведения садоводства.
18 февраля 2021 года ТСН «Морское» выдано предписание №7 Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области о создании площадки накопления ТКО, ее включении в Реестр площадок накоплений ТКО МО «Зеленоградский городской округ», информировании Регионального оператора по обращения с ТКО – ГП КО «ЕСОО» о создании площадки.
В связи с изложенным истец обращаясь в суд с настоящими требованиями, обосновывал их отсутствием возможности оборудовать площадку для накопления ТКО на территории общего пользования ТСН с соблюдением нормативных расстояний, предусмотренных СП 53.13330.2019, поскольку при разделе выделенного в 2008 году участка на 86 земельных участков, которые переданы в собственность садоводам, а также образовании земельного участка общего пользования СНТ «Морское», место для размещения ТКО не было предусмотрено.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, правоотношений сторон, а также закона подлежащего применению по данному делу, исходил из того, что обязанность по образованию площадки для размещения ТКО в силу закона лежит на истце, и возложение на администрацию обязанности предоставить дополнительный участок для нужд ТСН за пределами выделенной ему территории, положениями закона не предусмотрено.
В силу правил ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п.1 и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пп.18 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов
В соответствии с п. 3 и п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения.
Также в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона № 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Положения СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр распространяются на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории.
В силу п.3.4 указанного Свода правил, под земельными участками общего назначения понимаются земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
В соответствии с п.5.5. указанного Свода правил, на земельном участке общего назначения обязательно должна располагаться площадка для контейнеров твердых коммунальных отходов.
Согласно п.5.10 указанного Свода правил, на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов.
В силу п. 5 СанПиН 2.1.3684-21, выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Правилами благоустройства территории муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области, утвержденными Решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 19.10.2020 № 29 предусмотрено, что юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны организовать накопление и вывоз ТКО, образующихся в результате их деятельности, в том числе путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области. Вывоз осуществляется ежедневно.
Установить на месте (площадке) накопления ТКО контейнеры в количестве, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и обеспечивающем сбор фактически накапливаемых отходов. (п.п.18.3., 18.3.1., 18.3.2.)
Руководствуясь указанными положениями закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является составной частью содержания имущества, установка контейнеров для накопления ТКО на территории общества по согласованию с органами местного самоуправления является обязанностью ТСН.
Указание истца на то, что обязанность по созданию и выбору места накопления ТКО лежит на местной администрации, правильно не принято судом во внимание, поскольку в соответствии с п.3 Правил № 1039 создание места (площадки) накопления ТКО производится органом местного самоуправления исключительно в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на органе местного самоуправления, а не на других лицах.
Вышеприведенными положениями федерального законодательства о ведении гражданами садоводства и огородничества, свода правил, устава ТСН, такая обязанность возложена на товарищество, учитывая, что оно зарегистрировано в качестве юридического лица, представленный устав предусматривает ведение деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года №217-ФЗ, границы территории ТСН, в том числе для общественных нужд, определены.
В обоснование доводов о невозможности размещения площадки для ТБО на территории земель общего пользования в ТСН «Морское», вследствие чего они должны быть определены ответчиком на муниципальных землях за пределами земель, отведенных для ТСН, истец ссылался на техническое заключение 022э-03/2021, выполненное ООО «Стандарт оценка», а также указывал на то, что ответчиком в 2017 году согласован проект организации и застройки ТСН «Морское» без таких площадок.
В целях проверки доводов ответчика, судебной коллегией назначена судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Калининградский центр судебной экспертизы и оценки».
Согласно заключению экспертов ООО «Калининградский центр судебной экспертизы» от 10 марта 2023 года имеется техническая возможность по размещению площадки для установления контейнеров на территории ТСН «Морское» в <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», имеется. При этом экспертами определен вариант размещения такой площадки с соблюдением требований действующих нормативных документов, с указанием координат в системе МСК-39 ( л.д.30,32 т.3).
При этом, вопреки доводам представителя истца, экспертами учитывалось расположение всех объектов недвижимости на территории СНТ, а не только поставленные на кадастровый учет, поскольку исследования производились, в числе прочего, с осмотром территории СНТ на местности, что отражено в исследовательской части заключения. Сама по себе возможность застройки жилым домом выделенного из земельного участка с расположенным на нем объектом (:№) земельного участка (:№), расположенного вблизи предложенного экспертами места размещения контейнеров ТБО, не может быть принята во внимание, учитывая, что в настоящее время там не имеется жилого дома.
Судебная коллегия находит возможным принять указанное заключение судебной экспертизы в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства, поскольку судебная экспертиза проведена с соблюдением требований ст. ст. 84 - 86 ГПК РФ, эксперты, проводившие экспертизу, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение экспертов составлено ими в пределах своей компетенции, эксперты имеют соответствующую квалификацию, ссылки на которую имеются в экспертном заключении. Заключение содержит подробное описание проведенных исследований, их результаты с указанием примененных методов, инструментов, указание на использованные нормативные правовые акты и литературу, и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы экспертов ясные, полные и обоснованные, сделаны при всесторонне проведенном исследовании материалов дела, не противоречащими исследовательской части заключений.
Вместе с тем, оценивая вывод экспертов о том, что с учетом существующей конфигурации земельных участков, размещение площадки для установки контейнеров ТБО в соответствии с положениями СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНИП 30-02-97*, не представляется возможным, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что с момента введения в действие СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения) признан не подлежащим применению СП 53.13330.2011 СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. № 849.
Положения же СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», согласно п.1 распространяются на проектирование планировки и застройки территории садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории. В связи с чем положения п.5.10 данного свода правил не устанавливают требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, а должны учитываться при проектировании новых территорий садоводства, при развитии существующих - при возможности.
Также нельзя признать обоснованными и доводы представителя истца о том, что органом местного самоуправления был согласован в 2017 году проект организации и застройки ТСН «Морское» (л.д. 211-216 т.2) без определенных мест для размещения контейнеров для ТБО. Из вышеназванного заключения судебной экспертизы следует, что по состоянию на 2017 год по действовавшим в тот период времени нормам и правилам техническая возможность расположения таких площадок на территориях, отведенных для ТСН «Морское» отсутствовала.
Поскольку же в настоящее время положения санитарных норм и правил изменены, такая техническая возможность имеется, оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности по определению площадки для контейнеров для ТБО за пределами земель ТСН на муниципальных территориях, не имеется.
Из представленного реестра контейнерных площадок МО «Зеленоградский городской округ» от 21.01.2022 год следует, что для поселка Куликово, предусмотрен один контейнер в прибрежной полосе и три контейнера на <адрес> непосредственно в поселке (л.д.139-151 т.2).
При установленных обстоятельствах возможности расположения контейнеров на территории земель ТСН без использования муниципальных земель, оснований для удовлетворения иска не усматривается.
То обстоятельство, что в нарушение такой обязанности ТСН не предусмотрело в соответствии с действующими в настоящее время на территории общего пользования место для размещения отходов, не влечет обязанность органа местного самоуправления оборудовать такие места вне территории, выделенной под деятельность ТСН, учитывая, что участок под ведение садоводства выделялся и в указанных целях.
Представленное истцом техническое заключение 022э-03/2021, выполненное ООО «Стандарт оценка», не является бесспорным доказательством отсутствия в ТСН «Морское» возможности исполнить предусмотренную вышеприведенными положениями закона обязанность, опровергается заключением судебной экспертизы.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда и отказе в иске не содержат, обстоятельств, которые требуют дополнительной проверки суда апелляционной инстанции, влияют на правильность принятого судом решения либо отменяют его выводы, в жалобе не названо.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 09 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 10 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: