№ 2а-1273/2022 |
11RS0002-01-2022-001382-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
30 мая 2022 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Матюшкиной А.Э.
с участием административного истца ФИО1,
представителя административных ответчиков Ушал Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказания России, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ответчикам о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-3 УФИН России по Республике Коми в сумме 500 000,00 руб.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 содержался в СИЗО-3 с 30.03.2021 по 26.11.2021 в камерах № 208, 214, 210, 310, 314, 309, 106, 12, 108, 416, 406, где площадь помещения не соответствовала норме, отсутствовала горячая вода. При проведении технологического осмотра камер истца помещали в изолированный бокс (камеру) размером 1,5 метра, необорудованный скамейкой для сидения, приходилось долго стоять, от чего истец испытывал неприятные ощущения, а именно отекали ноги, болела поясница. Прогулочные дворики не соответствовали стандартам, в связи с чем приходилось стоять у стен, либо отказываться от прогулок. Просит признать действия ответчика незаконными, взыскать компенсацию в размере 500 000,00 руб.
В возражениях на административное исковое заявление ответчики с требованиями истца не согласились, указали, что ФИО1 содержался в СИЗО-3 в период с 29.03.2021 по 26.11.2021, из которого с 29.03.2021 по 24.06.2021 в статусе подозреваемого (обвиняемого), а с 25.06.2021 по 26.11.2021 в статусе осужденного. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека (подозреваемого, обвиняемого) устанавливается в размере четырех квадратных метров. В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Согласно Книге количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми ФИО1 в разные периоды времени содержался в камерах № 1, 3, 208, 214, 210, 314, 310, 415, 108, 309, 106, 12, 406, площадь на одного человека в которых приходилась от 4,00 кв.м. до 16,01 кв.м., что соответствует санитарной площади, установленной законом. Согласно п.43 ПВР СИЗО при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Подозреваемым и обвиняемым разрешено хранить при себе в соответствии с приложением №2 ПВР СИЗО кипятильники, которые могут приобретать в ларьке учреждения, а также получать в посылках и передачах. Содержание в «камерах-боксах» в период проведения «технологических осмотров», обысков в соответствии с п. 8.41 СП 15-01 в следственных изоляторах предусматриваются и иные кабины-боксы, длиной 1,0-1,2 м. и шириной 0,8-1,0 м., наличие оконных проемов не допускается. П. 15 ПВР СИЗО установлено, что размещение в бокс разрешается на срок не более двух часов. Согласно справке выданной заместителем отдела режима и надзора СИЗО-3 майором внутренней службы ФИО2, в период проведения обыскных мероприятий подозреваемые, осужденные, обвиняемые содержащиеся в обыскиваемой камере размещаются в кабинах-боксах только в том случае, если они в указанный период времени либо уже воспользовались правом на прогулку, либо отказались от нее. Технические осмотры камер производятся сотрудниками СИЗО-3 при проведении утренней количественной проверки спецконтингента, выведенных из камеры в коридор режимного корпуса. Размещение спецконтингента в одиночные кабины-боксы происходит на срок не более 10-15 минут. Требования к прогулочным дворам определены Приложением № 67 к Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от 03.11.2005 № 204дсп. Согласно приложению № 67 Инструкции № 204дсп на каждого обвиняемого или осужденного, выводимого на прогулку, должно приходиться 2,5 кв.м. прогулочного двора. Минимальный размер прогулочного двора составляет 12 кв.м. прогулочные дворы СИЗО-3 построены в 1986 году, оборудованы по требованиям СП 15-01 Минюста России. В СИЗО-3 оборудовано 18 прогулочных двориков согласно техническому паспорту дворики имеют размеры от 12,3 до 26,4 кв.м., выпиской из журналов учета прогулок подтверждается соблюдение нормы площади, приходящейся на 1 человека в день прогулки. Просят применить срок исковой давности, в иске отказать.
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством ВКС, требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков по доверенности Ушал Е.А. с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск.
На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, явка в судебное заседание которых не признана обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В пунктах 14 и 17 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Судом установлено, что ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в период с 29.03.2021 по 26.11.2021.
По доводам истца ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-3 выражены в отсутствии горячего водоснабжения в камерах, несоответствия площади камер количеству содержащихся в ней лиц, помещения его в изолированный бокс, несоответствие прогулочных двориков стандартам.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Камерной карточкой ФИО1 подтверждается, что в период пребывания в ФКУ СИЗО-3 ФИО1 содержался в камерах № 3, 208, 1, 214, 210, 314, 310, 415, 108, 309, 106, 12, 406.
Из выписки из книги № 93-2020дсп количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России следует, что с 29.03.2021 ФИО1 содержался в камере № 1 площадью 17 кв.м., в камере размещено 4 человека, площадь на каждого - 4,25 кв.м;
30.03.2021 содержался в камере № 1, площадью 17 кв.м., в камере размещено от 2 до 4 человек, соответственно площадь на каждого от 4,25 до 8,50 кв.м.;
с 31.03.2021 по 03.05.2021 содержался в камере № 208, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – 7 человек, площадь на каждого – 4,57 кв.м.;
09.05.2021 содержался в камере № 1, площадью 17 кв.м., количество размещенных – 3 человека, площадь на каждого – 5,67 кв.м.;
с 10.05.2021 по 15.05.2021 содержался в камере № 214, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – от 6 до 7 человек, площадь на каждого – от 4,57 до 5,34 кв.м.;
21.05.2021 содержался в камере № 3, площадью 17 кв.м., количество размещенных – 4 человека, площадь на каждого – 4,25 кв.м.
с 22.05.2021 по 27.05.2021 содержался в камере № 210, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – от 6 до 7 человек, площадь на каждого – от 4,57 кв.м. до 5,34 кв.м.;
с 03.06.2021 по 09.06.2021 содержался в камере № 314, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – от 5 до 7 человек, площадь на каждого – от 4,57 кв.м. до 6,40 кв.м.;
с 27.06.2021 присвоен статус осужденного, норма не менее 2 кв. м. на одного человека. Содержался в камере № 3, площадью 17 кв.м., количество размещенных – 3 человека, площадь на каждого – 5,67 кв.м;
с 28.06.2021 по 17.07.2021 содержался в камере № 310, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – от 6 до 7 человек, площадь на каждого – от 4,57 кв.м. до 5,34 кв.м.;
с 23.07.2021 по 08.08.2021 содержался в камере № 415, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – от 5 до 8 человек, площадь на каждого – от 4,00 кв.м. до 6,40 кв.м.;
с 09.08.2021 по 22.08.2021 содержался в камере № 108, площадью 16,35 кв.м., количество размещенных – от 1 до 3 человек, площадь на каждого – от 5,45 кв.м. до 16,35 кв.м.;
с 28.08.2021 по 07.09.2021 содержался в камере № 309, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – от 5 до 7 человек, площадь на каждого – от 4,57 кв.м. до 6,40 кв.м.;
с 10.09.2021 по 11.09.2021 содержался в камере № 106, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – от 5 до 6 человек, площадь на каждого – от 5,34 кв.м. до 6,40 кв.м.;
с 12.09.2021 по 06.10.2021 содержался в камере № 12, площадью 16,9 кв.м., количество размещенных – от 3 до 4 человек, площадь на каждого – от 4,23 кв.м. до 5,63 кв.м.;
с 07.10.2021 по 26.11.2021 содержался в камере № 406, площадью 32,02 кв.м., количество размещенных – от 5 до 7 человек, площадь на каждого – от 4,57 кв.м. до 5,34 кв.м.;
Площадь камеры подтверждена техническим паспортом зданий режимных корпусов.
Таким образом, в период содержания ФИО1 в ФКУ СИЗО-3 УФСИН по Республике Коми требования закона в части санитарной площади в камере на одного человека соблюдены. Требования административного истца в данной части суд признает необоснованными.
ФИО1 в обоснование требований о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания ссылается на несоответствие прогулочных двориков стандартам.
Согласно пункту 11 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых регламентирован главой XV Правил внутреннего распорядка.
В соответствии с пунктом 134 Правил внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности.
Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (пункты 135, 136 Правил).
Согласно Инструкции по организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства Юстиции России от 3 ноября 2005 года N 204 ДСП, прогулочные дворы следует располагать, как правило, на верхних этажах режимных корпусов. На каждого обвиняемого или осужденного, выводимого на прогулку, должно приходиться 2,5-3 кв. м прогулочного двора. Минимальный размер прогулочного двора не может быть менее 12 кв. м.
Правилами внутреннего распорядка (раздел 19) установлено, что на прогулку выводятся одновременно все лица, содержащиеся в камере.
Техническим паспортом Лит.М. дворики прогулочные подтверждается, что в СИЗО-3 оборудовано 18 прогулочных двориков площадью от 12,3 до 26,4 кв.м.. Таким образом, площадь прогулочных двориков соответствует требованиям Инструкции.
Выпиской из журнала прогулок подтверждается, что норма площади, приходящаяся на одного человека во время прогулки, превышала 2.5. кв.м. В журналах имеются записи о дате, номере камеры, номере прогулочного дворика, количестве лиц, воспользовавшихся правом на прогулку, площади, приходящейся на 1 человека. Выписками из журнала подтверждается соблюдение нормы площади, приходящейся на одного человека во время прогулки.
Прогулка является правом лица, содержащегося под стражей, следовательно, отказ от прогулки не может свидетельствовать о нарушении прав истца. Кроме того, как следует из ответа прокуратуры, истец с жалобами на нарушение условий содержания, в том числе с жалобами о нарушении права на прогулку не обращался.
Оснований удовлетворения требований административного истца в данной части не имеется.
Разрешая требования ФИО1 о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в части помещения в бокс, не оборудованный скамейкой, в период проведения обыскных мероприятий, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая).
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (часть вторая).
Частью четвертой статьи 25 и 36 Федерального закона закреплено, что подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный названным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка.
В соответствии с п. 8.41 СП 15-01 в следственных изоляторах предусматриваются иные кабины-боксы, длиной 1,0-1,2 м. и шириной 0,8-1,0 м., наличие оконных проемов не допускается.
В справке выданной заместителем отдела режима и надзора СИЗО-3 майором внутренней службы ФИО2, в период проведения обыскных мероприятий подозреваемые, осужденные, обвиняемые содержащиеся в обыскиваемой камере размещаются в кабинах-боксах только в том случае, если они в указанный период времени либо уже воспользовались правом на прогулку, либо отказались от нее. Технические осмотры камер производятся сотрудниками СИЗО-3 при проведении утренней количественной проверки спецконтингента, выведенных из камеры в коридор режимного корпуса. Размещение спецконтингента в одиночные кабины-боксы происходит на срок не более 10-15 минут. Технические осмотры камер осуществляются сотрудниками СИЗО-3 при проведении утренней количественной проверке спецконтингента, выведенных из камеры в коридор режимного корпуса.
Таким образом размещение истца в кабине-боксе обусловлено реализацией возложенных на должностных лиц обязанностей по проведению режимных мероприятий. Оснований удовлетворения требований административного истца в данной части не имеется.
Разрешая требования административного истца о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в части отсутствия в камерах горячего водоснабжения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 11 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу абзаца 1 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 №64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Согласно п.19.1 Свода правил «СП 247.1325800.2016 Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от 15.04.2016 №245/пр, здания СИЗО должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.133330, СП 31.133330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать: к умывальникам – в камерах, в помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат для свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; к мойкам (ваннам) – в комнатах мытья и хранения посуды, к душевым сеткам – в душевых и санпропускнике; к поливочным кранам; к зданиям - прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.
Отсутствие горячего водоснабжения в камерах, в которых содержался ФИО1, административный ответчик не оспаривал, ссылаясь на то, что отсутствие горячего водоснабжения компенсировано возможностью хранения и использования кипятильника, помывкой в душевой, предоставлением горячей воды по устному обращению подозреваемого (осужденного) в установленное распорядком дня время: завтрак- 7.00, обед-13.00, ужин – 18.00.
Вместе с тем, принимаемые администрацией СИЗО-3 к восполнению отсутствия горячей воды меры с очевидностью не обеспечивают возможность осуществления полноценных гигиенических процедур в условиях камер. Отсутствие горячего водоснабжения суд оценивает как нарушение санитарных норм.
Принимая во внимание длительность нарушения – с 29.03.2021 по 26.11.2021 (семь месяцев двадцать шесть дней), а также принятие администрацией СИЗО-3 мер к компенсации отсутствия горячей воды путем предоставления воды по требованию подозреваемого (осужденного), возможностью хранить при себе кипятильник, суд приходит к выводу о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 5000,00 руб. как соответствующей объему нарушенного права.
Доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности суд отклоняет.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Принимая во внимание, что ФИО1 по настоящее время содержится в учреждениях ФСИН России, срок исковой давности по требованиям к СИЗО-3 не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000,00 (пять тысяч рублей).
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 10.06.2022.
Судья Н.В.Полякова