Дело № 3а-495/2021
25OS0000-01 -2021 -000731 -05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при секретаре Перебейносове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому общества с ограниченной ответственностью «Авокадо» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - администрация городского округа Большой Камень, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
ООО «Авокадо» обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в обоснование своих требований указывая, что административный истец является собственником объектов недвижимости:
нежилого помещения площадью 884,1 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>;
нежилого помещения площадью 1177,3 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>;
нежилого помещения площадью 1090,40 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>;
нежилого помещения площадью 165,3 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>;
нежилого помещения площадью 59,8 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН имеются соответствующие регистрационные записи.
Актом об утверждении кадастровой стоимости №6-П от 21.10.2019 в отношении указанных объектов недвижимости была утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2019 года
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости от 24.07.2021 года кадастровая стоимость объектов недвижимости составляет:
нежилого помещения площадью 884,1 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 31679019,91 рублей;
нежилого помещения площадью 1177,3 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 39306439,07 рублей;
нежилого помещения площадью 1090,40 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 36405114,39 рублей;
нежилого помещения площадью 165,3 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 7090939,45 рублей;
нежилого помещения площадью 59,8 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 2867060,03 рублей.
Вместе с тем, установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете № 100-2021 от 11.05.2021 выполненном оценщиком АНО ЭКЦ «Аппрайзер Групп», в соответствии с которым рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 01.01.2019 года составляет:
нежилого помещения площадью 884,1 кв. м, с кадастровым номером № в размере 19357000 рублей;
нежилого помещения площадью 1177,3 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 21548000 рублей; ^
нежилого помещения площадью 1090,40 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 23120000 рублей;
нежилого помещения площадью 165,3 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 3006000 рублей;
нежилого помещения площадью 59,8 кв.. м, с кадастровым номером №, в размере 978000 рублей.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, а именно :
нежилого помещения площадью 884,1 кв. м, с кадастровым номером № в размере 19357000 рублей;
нежилого помещения площадью 1177,3 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 21548000 рублей;
нежилого помещения площадью 1090,40 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 23120000 рублей;
нежилого помещения площадью 165,3 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 3006000 рублей;
нежилого помещения площадью 59,8 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 978000 рублей.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, представил письменный отзыв, согласно которого с исковые требования административного истца не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино- мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.10.2019 № 6-п, которое опубликовано на официальном сайте Правительства Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края, в настоящее время является действующим, и ни кем не обжаловано. Заявителем не представлено доказательств о нарушении оценщиками, при проведении оценки и определении кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края, норм действующего законодательства, регулирующего определение кадастровой стоимости (Федерального закона № 237-ФЗ). В этой связи оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю поступил письменный отзыв, из которого следует, что в полномочия Управления не входит определение и установление кадастровой стоимости объектов недвижимости. Управление своими действиями не нарушало прав истца, у него отсутствуют материально - правовой интерес по данному делу. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления ( отзыв прилагается).
В судебное заседание представители иных административных ответчиков, заинтересованного лица своевременно и надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились. Возражений относительно заявленных требований от административных ответчиков, заинтересованного лица не представлено. Ходатайств и заявлений об отложении судебного заседания или о рассмотрении их отсутствие не поступало, о причинах неявки суд не располагает.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
В суде установлено и подтверждается материалами дела, зарегистрированное 31.10.2013 года право собственности ООО «Авокадо» на объекты кадастрового учета:
нежилое помещение площадью 884,1 кв. м, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав была сделана запись №;
нежилое помещение площадью 1090,40 кв. м, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав была сделана запись №;
нежилое помещение площадью 165,3 кв. м, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав сделана запись №;
нежилое помещение площадью 59,8 кв. м, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав сделана запись №;
21.11.2014 года зарегистрированное право собственности ООО «Авокадо» на объект кадастрового учета: нежилое помещение площадью 1177,3 кв. м, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав была сделана запись №.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости влияют на права и обязанности ООО «Авокадо» как плательщика налога.
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об определении рыночной стоимости объектов кадастрового учета №100-2021 от 11.05.2021 года, выполненный независимым оценщиком АНО ЭКЦ «Апрайзер Групп», из которого следует, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная по состоянию на 1 января 2019 года составляет :
-нежилого помещения площадью 884,1 кв. м, с кадастровым номером № в размере 19357000 рублей;
- нежилого помещения площадью 1177,3 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 21548000 рублей;
-нежилого помещения площадью 1090,40 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 23120000 рублей;
-нежилого помещения площадью 165,3 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 3006000 рублей;
-нежилого помещения площадью 59,8 кв. м, с кадастровым номером №, в размере 978000 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Суд, оценивая представленный Отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, приходит к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Отчет отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных объектов недвижимости; проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объекта и иных характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины ^ рыночной стоимости названных объектов недвижимости, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток; приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.
У суда отсутствуют основания ставить под сомнение достоверность выводов, изложенных в Отчете. Оснований для переоценки данных оценщиком выводов у суда не имеется.
Ссылка административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на то, что Постановление об утверждении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в настоящее время является действующим и никем не обжаловано, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае ООО «Авокадо», как собственником объектов недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов недвижимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета его уникальных характеристик. В связи с этим установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Доказательств несоответствия отчёта требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также доказательств, подтверждающих достоверность сведений об объектах недвижимости
использованных при определении их кадастровой стоимости в рамках проведенной государственной кадастровой оценки, подтверждающих иную рыночную стоимость объекта недвижимости (отличную от указанной административным истцом), со стороны административных ответчиков и заинтересованного лица суду не представлялось.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по представлению доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованным лицом не доказано, что представленный административным истцом отчет имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемых объектов недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости объектов, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчета.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных: исковых требований ООО «Авокадо» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 24 августа 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Авокадо» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости- удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
-нежилого помещения площадью 884,1 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 19357000 рублей;
- нежилого помещения площадью 1177,3 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 21548000 рублей;
-нежилого помещения площадью 1090,40 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 23120000 рублей;
-нежилого помещения площадью 165,3 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 3006000 рублей;
-нежилого помещения площадью 59,8 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 978000 рублей.
Датой подачи административного искового заявления считать 24 августа 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Внукова