Судья Лобанова О.Р. №2-86/2021 |
№33-1786-2021 УИД 51RS0003-01-2020-005408-62 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
7 июля 2021 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Захарова А.В. |
судей |
Исаевой Ю.А. Муравьевой Е.А. |
при секретаре |
Маничевой А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Мурманской области к Романовой Е.Н. об освобождении земельного участка,
по апелляционной жалобе Романовой Е.Н. на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 25 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А., возражения представителя истца Министерства имущественных отношений Мурманской области Шамшиной Т.Д. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее также – Министерство) обратилось в суд с иском к Романовой Е.Н. об освобождении земельного участка.
В обоснование указало, что на основании постановления администрации города Мурманска от 16 августа 2017 г. №2681 и заявления ответчика от 24 августа 2017 г. между Комитетом имущественных отношений города Мурманска и Романовой Е.Н. 28 августа 2017 г. был заключен договор №12780 аренды земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: город Мурманск, Ленинский административный округ, улица ..., площадью *.м, вид разрешенного использования: автостоянка для временного и постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытого типа наземные охраняемые и неохраняемые гостевые, отдельно стоящие многоэтажные (в том числе подземные), встроенные или встроенно-пристроенные к зданиям для обслуживания жителей и посетителей, на срок по 16 августа 2020 г.
В силу пункта 10.3 договора аренды земельного участка, договор утрачивает юридическую силу с момента окончания срока его действия, то есть с 17 августа 2020 г.
С 1 января 2020 г. полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и полномочия на сдачу таких земельных участков в аренду перешли к Министерству имущественных отношений Мурманской области.
4 сентября 2020 г. Министерство направило в адрес ответчика уведомление о прекращении действия договора аренды с 17 августа 2020 г., необходимости добровольного освобождения земельного участка и передаче его арендодателю по акту приема-передачи.
Письмом от 14 сентября 2020 г. арендатор уведомила Министерство о невозможности освобождения земельного участка в связи с выполнением на нем части работ по строительству объекта капитального строения, степень готовности которого составляет 80%. Указала, что 8 августа 2020 г. обратилась в регистрирующий орган с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект.
Министерство просило суд обязать Романову Е.Н. освободить указанный земельный участок от сооружений, привести его в первоначальное состояние и возвратить по акту приема-передачи в месячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Министерства удовлетворены.
В апелляционной жалобе Романова Е.Н., ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу министр имущественных отношений Мурманской области Минкина В.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Романовой Е.Н. – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчик Романова Е.Н., представитель ответчика Шипулина Е.В., представитель третьего лица Комитета имущественных отношений города Мурманска, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании пункта 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
Пунктом 1 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 1 пункта 3 указанной статьи граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов.
Частью 4 названной статьи определено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 и 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 28 августа 2017 г. между Комитетом имущественных отношений города Мурманска (арендодатель) и Романовой Е.Н. (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) №12780.
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 договора аренды арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды из категории земель - земли населенных пунктов, земельный участок площадью ***.м, с кадастровым номером *, расположенный по адресу: город Мурманск, Ленинский административный округ, улица ....
Вид разрешенного использования: автостоянки для временного и постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей открытого типа наземные охраняемые и неохраняемые гостевые, отдельно стоящие многоэтажные (в том числе подземные), встроенные или встроенно-пристроенные к зданиям для обслуживания жителей и посетителей.
Договор аренды заключен на срок по 16 августа 2020 г. (пункт 1.4 договора).
Пунктом 10.3 договора определено, что договор утрачивает юридическую силу с момента окончания срока его действия.
В целях реализации Закона Мурманской области от 27 декабря 2019 г. №2459-01 ЗМО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области органами государственной власти Мурманской области», Правительством Мурманской области принято Постановление №21-ПП «Об утверждении Положения и министерстве имущественных отношений Мурманской области».
Министерство имущественных отношений Мурманской области с 1 января 2020 г. является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным на предоставление земельных участков на территории Мурманской области, государственная собственность на которые не разграничена.
25 мая 2020 г. Комитетом градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска выдано Романовой Е.Н. разрешение на строительство №* объекта капитального строительства: «Автостоянка открытого типа для постоянного и временного хранения автомобилей, по адресу: город Мурманск в районе дома * по улицы ...», расположенного на земельном участке с кадастровым номером *, со сроком действия разрешения - до 7 июля 2020 г.
Решением Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от 30 июня 2020 г. №165 срок действия разрешения продлен по 16 августа 2020 г.
10 августа 2020 г. Романова Е.Н. обратилась в Управление Росреестра по Мурманской области по вопросу регистрации кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, площадью застройки *.м, расположенного по указанному выше адресу.
В ходе проведения правовой экспертизы документов государственным регистратором установлено, что в них отражены противоречивые сведения о количестве образуемых объектов, а также об их характеристиках. Указанные обстоятельства в соответствии с пунктом 7 части статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» явились основанием для приостановления действий по регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства на срок до 24 ноября 2020 г.
Решением Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от 25 августа 2020 г. №35 Романовой Е.Н. отказано в продлении срока действия разрешения на строительство в связи с подачей заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за 10 рабочих дней до истечения срок действия разрешения на строительство (пункт 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, решением Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от 25 августа 2020 г. действие разрешения на строительство объекта «Автостоянка открытого типа для постоянного и временного хранения автомобилей, по адресу: город Мурманск в районе дома * по улица ...», расположенного на земельном участке с кадастровым номером * прекращено с 16 августа 2020 г. в соответствии с пунктом 1 части 21.4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении нрав на земельный участок).
31 августа 2020 г. в устранение причин, послуживших основанием для приостановления действий по регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности, Романовой Е.Н. в Управление Росреестра по Мурманской области был представлен технический план, в котором указана площадь 659кв.м.
В ходе проведения правовой экспертизы с учетом вновь поступивших документов выявлено, что Комитетом градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска принято решение от 25 августа 2020 г. о прекращении действия разрешения на строительство в отношении объекта незавершенного строительства «Автостоянка открытого типа для постоянного и временного хранения автомобилей, по адресу: город Мурманск в районе дома * по улице ...», а также, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером * прекратил свое действие с 16 августа 2020 г. в связи с окончанием его срока.
Указанные обстоятельства явились основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» на срок до 24 ноября 2020 г.
Законность названных действий государственного регистратора являлась предметом судебной проверки.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 октября 2020 г., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, решение должностного лица Управления Росреестра по Мурманской области признано законным и обоснованным.
4 сентября 2020 г. Министерством в адрес Романовой Е.Н. направлено уведомление о прекращении действия договора аренды с 17 августа 2020 г., необходимости добровольного освобождения земельного участка и передаче его арендодателю по акту приема-передачи.
Письмом от 14 сентября 2020 г. Романова Е.Н. уведомила Министерство о невозможности освобождения земельного участка в связи с выполнением на нем части работ по строительству объекта капитального строения, степень готовности которого составляет 80%. Указала, что 8 августа 2020 г. обратилась в регистрирующий орган с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект.
13 октября 2020 г. Романова Е.Н. обратилась в Комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Письмом от 16 октября 2020 г. Комитет имущественных отношений города Мурманска сообщил Романовой Е.Н., что в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 31 января 2020 г. №21-ПП уполномоченным органом является Министерство имущественных отношений Мурманской области, копия договора аренды №12780 ранее направлена Комитетом в адрес Министерства письмом от 17 апреля 2020 г.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Министерством имущественных отношений Мурманской области требования, суд первой инстанции правильно руководствовался, вышеприведенными нормами права, и исходил из того, что срок договора аренды истек, в установленный законом срок Романова Е.Н. о продлении договора аренды (заключении договора аренды) в Министерство не обращалась, право на незавершенный строительный объект за ответчиком не зарегистрировано.
При этом принято во внимание, что строение на земельном участке невозможно идентифицировать как объекты незавершенного строительства, поскольку они не состоят на кадастровом учете. Доказательств, того, что строящийся объект обладает признаками недвижимой вещи, не имеется, следовательно, Романова Е.Н. занимает земельный участок неправомерно.
Учтено, что с заявлением о заключении договора аренды на новый срок Романова Е.Н. обратилась 13 октября 2020 г. в Комитет имущественных отношений города Мурманска, то есть после окончания срока договора аренды, преимущественное право на заключение договора аренды без проведения торгов у ответчика отсутствует.
Представленная ответчиком в обоснование своей позиции копия заявления в Министерство имущественных отношений Мурманской области о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером * от 30 апреля 2020 г., судом первой инстанции не принята в качестве доказательства по делу, на том основании, что показаниями ведущего специалиста по регистрации входящей и исходящей корреспонденции К. Т.С., допрошенной судом в качестве свидетеля, установлено, что Романова Е.Н. 30 апреля 2020 г. с заявлением в Министерство за продлением срока договора аренды земельного участка с кадастровым номером * не обращалась, регистрацию через систему электронного документооборота представленное заявление не проходило, входящий №19/4727 от 30 апреля 2020 г. ему не присваивался. За данным номером зарегистрировано заявление С. И.С. о проведении аукциона по продаже (заключении договора аренды) в отношении земельного участка с кадастровым номером *. Кроме того, свидетель показала, что система электронного документооборота не позволяет зарегистрировать несколько входящих документов за одним номером, поскольку в ней создается первичная запись - регистрационно-контрольная карта, в которой данные заполняются сразу и карте прикрепляется документ-основание. В регистрационно-контрольной карте отображаются все этапы процесса.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Министерством имущественных отношений Мурманской области требований об освобождении земельного участка от сооружений, и приведении его в первоначальное состоянии, установив в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для его возврата в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, оснований не соглашаться с которыми у судебной коллегии вопреки доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводов, содержащих факты, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 25 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Романовой Е.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: |
Судьи: |