Решение по делу № 2-229/2022 (2-1934/2021;) от 09.12.2021

Дело № 2-229/2022 (УИД 27RS0002-01-2021-003179-46)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2022 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Ю. Вахониной, с участием представителя истца по доверенности Тихомирова Д.В., представителя ответчика по доверенности Науменко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокиной Альфии Ажуатовны к ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании незаконным решения о снятии с учета, признании права состоять на учете, возложении обязанности по восстановлению на учете, взыскании судебных расходов,

установил:

Фокина А.А. обратилась в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском к ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании незаконным решения о снятии с учета, признании права состоять на учете, возложении обязанности по восстановлению на учете, взыскании судебных расходов. В обоснование иска указала, что являлась участником ведомственной целевой программы по получению государственного жилищного сертификата по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (постановление Правительства от 21.03.2006г. ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск). Основание участия в программе: Проживание в закрытом военном городке <адрес> -2, <адрес> - с 05.07.1994г. Ордер от 30.06.1994г. Совгаванская КЭЧ МО РФ. Квартира была распределена ее супругу Фокину Ю.Г., как работнику войсковой части на состав семьи 4 человека (Фокин Ю.Г.; истец; сын ФИО2; дочь ФИО7) на основании списка распределения служебного жилья, утвержденного 25.05.1994г. начальником гарнизона <адрес>-2. Ее супруг Фокин Ю.Г. умер 07.07.2012г., а весь состав семьи, в том числе истец остались проживать в данном закрытом военном городке. Фокина А.А. работала в Минобороны РФ на территории городка. 16.10.2015г. истец подала заявление и необходимый пакет документов для участия в программе в адрес ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск. В дальнейшем из ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск, пришло письмо с решением о включении Фокиной А.А. и членов ее семьи (3 чел.) и постановке на учет ведомственной целевой программы по получению государственного жилищного сертификата по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (Фокина А.А. табельный , состав семьи 3 чел. способ обеспечения ГЖС, ИМЖ г.Хабаровск). В соответствии с приказом Министра Обороны РФ от ДАТА «О реорганизации федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ (далее - Учреждение), ФГКУ «Востокрегионжилье» реорганизовано в форме присоединения к Учреждению и с 01.01.2021г. создан филиал «Восточный» - ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал Восточный, г.Хабаровск, <адрес>. 27.03.2020г. из ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ пришло письмо с информацией о снятии с учета и Уведомлением (решением зам.начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Н.Оськина) об исключении истца и членов его семьи из числа участников целевой программы по получению сертификата по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Причина исключения: Несоответствие гражданина требованиям, указанным в п.5 Правил ППРФ от 21.03.2006г. Дата исключения 25.03.2020г. Истец считает, решение ответчика об исключении из числа участников целевой программы и снятие с учета по получению сертификата неправомерным и подлежащим отмене. Соответственно истец и члены его семьи согласно действующего законодательства должен быть включен, восстановлен в данную программу с даты первой постановки на учет. Истец имеет все правовые основания состоять на вышеуказанном учете: Истец и член его семьи не имели и не имеют в собственности на территории РФ недвижимого имущества. Истец и члены его семьи имеют регистрацию в закрытом военном городке Токи-2. Намеренных ухудшений своих жилищных условий на территории закрытого военного городка не осуществляли. Служебную квартиру в <адрес>-2, в которой и проживали до определенного момента, сдали в установленном законом порядке при «консервации» гарнизона <адрес>-2. Иное жилое помещение от ответчика взамен не получили. Сертификатом не обеспечивались. Ссылаясь на ст.40 Конституции РФ указали, вселение по ордеру в 1994г., проживание истца и работа в организациях Минобороны в закрытом военном городке, сдача служебного жилья и не получение сертификата, являются самостоятельным основанием для выдачи истцу сертификата. На основании изложенного и в соответствии со ст.11 ГК РФ, ст.3, 24, 48, 131-132 ГПК РФ просила: Признать неправомерным и подлежащим отмене уведомление (решение) от 27.03.2020г. заместителя Начальника Н.Оськина ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный) о снятии с учета, регулируемого постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Фокину А.А. 24.03.1955г.р., табельный и членов ее семьи; Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный восстановить в реестре Фокину А.А. 24.03.1955г.р. нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем получения ГЖС согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента первого принятия (постановки) на учет, составом семьи 3 чел., избранное место жительства <адрес>, г.Хабаровск. Способ обеспечения государственный жилищный сертификат; Признать право истца состоять на вышеуказанном учете.

Истец Фокина А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела была извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд находит возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Представитель истца по доверенности Тихомиров Д.В. в судебном заседание исковые требования своей доверительницы поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме. Дополнительно представил заявление от истца о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой госпошлины в размере 300 руб., оформлением доверенности на представителя в размере 1 850 руб., оплате услуг представителя по договору в размере 40 000 руб., всего 42 150 руб.

Представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ по доверенности Науменко Н.А. в судебном заседании возражала против иска истца, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, где указала, что ФГАУ «Росжилкомплекс» возражает против удовлетворения иска. Ссылаясь на ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" № 76-ФЗ от 27.05.1998г., подп.«б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г., утверждённых постановлением Правительства РФ от ДАТА , подп.6 подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил и изъявившие такое желание. Исходя из положений ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ФЦП "Жилище" на 2015-2020 годы, п.5 Правил основанием, дающим право истцу на получение ГЖС по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие обязательного, предусмотренного п.п."б" п.5 Правил, условия. Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов. При этом наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права. Истец с 13.12.2016г. была включена в единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в статусе «кандидат» на участие в подпрограмме с составом семьи 3 чел. (дата постановки на учет ДАТА). Истец вселена в закрытый военный городок в 1994г., как член семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение на основании ордера от ДАТА , выданного ФГУ «Совгаванская КЭЧ района « Минобороны России. У граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных МО РФ учитывается на дату его вступления законную силу, а именно: на 01.03.2005г. При проведении актуализации в 2020г. учетных данных участников ведомственной целевой программы «Жилище», 25.03.2020г. было вынесено уведомление об исключении истца из числа участников ведомственной целевой программы, основанием к исключению является отсутствие у лица, проработавшего в организации, предоставивших им служебное жилое помещение обязательного 10 летнего стажа, дающего право как гражданскому персоналу Минобороны России на обеспечение постоянным жилым помещением, который учитывается на 01.03.2005г. Согласно записям представленным истцом копии трудовой книжки, трудовая деятельность в организациях, подведомственных Минобороны России, начата с 09.11.1994г. и продолжалась 31.10.2010г. (с перерывами), общий трудовой стаж в МО РФ на 01.03.2005г. составил 3 г. 3 мес. Распоряжением Правительства РФ от ДАТА -р закрытый городок <адрес>-2, <адрес> исключен из списка закрытых военных городков. С момента утраты военным городком статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у истца имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения. В отсутствии правовых оснований для отселения истца из военного городка не имеет значения дата его обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата и включения в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, а также длительность участия в программе, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, для получения ГЖС должно иметь место и на момент реализации такого права. Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения ГЖС граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение ГЖС в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка. На основании вышеизложенного, просила в удовлетворении требований Фокиной А.А. отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Согласно материалам дела жилое помещение по адресу: <адрес>-2 <адрес>11, предоставлено Фокину Ю.Г. и членам его семьи: Фокиной А.А. 1955г.р., ФИО2 1982г.р., ФИО7 1988г.р. по ордеру от ДАТА в связи с работой в войсковой части 89476, дислоцирующейся в данном населенном пункте.

07.07.2012г. Фокин Ю.Г. 20.03.1958г.р. умер, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ДВ .

Фокина А.А. была признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» Министерству обороны Российской Федерации, по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с составом семьи 3 человека, совместно с ФИО2, ФИО7, с датой постановки на учет - 22.10.2015г.

Фокина А.А. с сыном ФИО2 и дочерью ФИО7 проживают в закрытом военном городке по адресу: <адрес>-2 <адрес>11.

Письмом от 15.12.2016г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сообщило истцу, что по состоянию на 13.12.2016г. Фокина А.А. является участником подпрограммы и состоит в едином реестре с датой постановки на учет 22.10.2015г., с составом семьи 3 чел., в том числе: сын ФИО2 1982г.р., дочь ФИО7 1988г.р., избранное место - <адрес>. В данном реестре ей присвоен табельный .

Письмом от 27.03.2020г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сообщило истцу об исключении её с 25.03.2020г. из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков составом семьи 3 человека. В обоснование принятого решения указано, что жилое помещение, в котором истец и члены ее семьи проживали с 05.07.1994г., предоставлено её супругу Фокину Юрию Григорьевич на основании ордера от ДАТА , выданного ФГУ «Совгаванская КЭЧ района» Минобороны России. По архивным сведениям, имеющимся в Управлении, данная квартира распределена её супругу на состав семьи из 4 чел., как работнику войсковой части , на основании списка распределения служебной жилплощади по <адрес>, утвержденного 25.05.1994г. начальником гарнизона Токи-2, полковником В. Корячко. После смерти супруга 07.07.2012г. истец продолжала проживать в той же квартире. В её жилищном учетном деле отсутствуют документы, подтверждающие связь первоначального нанимателя жилого помещения её супруга Фокина Ю.Г. с Министерством обороны РФ. Управлением письмом от ДАТА запрошена у истца копия трудовой книжки её для подтверждения его связи с организациями подведомственными Минобороны России. При этом по телефонной связи до истца и её сына неоднократно доводилась информация о необходимости направления сведений о трудовой деятельности первоначального нанимателя. До настоящего времени запрашиваемые документы в адрес Управления не поступили, истец документально не подтвердили связь с Минобороны России её супруга, которому распределялась служебная квартира по адресу: <адрес>-2, <адрес>. В закрытый военный городок истец вселена, как член семьи работника, до введенного в действие ФЗ от ДАТА № 188-ФЗ Жилищного Кодекса РФ. На основании ст.6 указанного закона, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, к правоотношениям по вселению истца в жилое помещение закрытого военного городка, которое произошло до 01.03.2005г., применяются положения Жилищного Кодекса РСФСР. У граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Министерству обороны Российской Федерации (обязательный 10­летний стаж, дающий право на обеспечение постоянным жильем), учитывается на дату его вступления законную силу, а именно: на 01.03.2005г. Согласно записям из представленной копии трудовой книжки, её трудовая деятельность в организациях, подведомственных Минобороны России, начата с 09.11.1994г. и продолжалась 31.10.2010г. (с перерывами). Трудовой стаж истца в Минобороны России на 01.03.2005г. составил 3 года 3 мес. В связи с чем, она как гражданский персонал Министерства обороны РФ, не приобрела самостоятельного права на обеспечение постоянным жилым помещением вне закрытого военного городка, посредством получения государственного жилищного сертификата. Регистрация истца на территории закрытого военного городка по адресу: <адрес>-2, <адрес>, не дает оснований для признания её участником ведомственной целевой программы (ранее подпрограммы), поскольку у Министерства обороны РФ перед неё не возникло обязательств по обеспечению постоянным жилым помещением вне закрытого военного городка. При этом истец документально не подтвердила, что относится к одной из категорий граждан, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения. По состоянию на 25.03.2020г. истец и члены её семьи исключены из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и не являются участником ведомственной целевой программы.

Указанные действия ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ не могут быть признаны законными по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Фокина А.А. проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории <адрес> (до 26.01.2021г. имевшего статус закрытого военного городка).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДАТА № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, которые проживали в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состояли в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имели право состоять на данном учете, не могли быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Применительно пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо учитывать, что статьей 13 Федерального закона от ДАТА N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и ПО Жилищного кодекса РСФСР.

Пункт 4 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал, что без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения не могут быть выселены семьи военнослужащих.

Материалами дела подтверждается, что на основании ордера от 30.06.1994г. Фокину Ю.Г. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>-2, <адрес>. В данном ордере в качестве членом семьи Фокина Ю.Г. указаны: Фокина А.А. (жена), ФИО2 (сын), ФИО7 (дочь).

07.07.2012г. Фокин Ю.Г. 20.03.19958г.р. умер, его супруга Фокина А.А. с составом семьи 3 человека была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» Министерства обороны Российской Федерации, по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, с составом семьи 3 человека, совместно с ФИО2 и ФИО7, с датой постановки на учет - 22.10.2015г.

Исходя из положений федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , необходимость обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства, является важной социальной задачей, одной из форм выполнения которой является бюджетное финансирование расходов на выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

К таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1). Также данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в пункте 5 которых определены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Так, подпункт «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка; граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.

В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА был утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), который действовал до ДАТА.

Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставлялась: военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанным в абзаце пятом подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и членам семей военнослужащих, указанным в абзаце восьмом этого же подпункта (подпункт "а"); гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, названным в подпункте б пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (подпункт "б").

В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляли проверку представленных документов и принимали решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в пункте 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, вносили соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение к Порядку).

Сходные положения содержатся в действующем в настоящее время Порядке и сроках формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА .

Названные нормативные правовые акты не устанавливают в качестве обязательного условия получения сертификата наличие требования о выселении заявителя и членов его семьи из закрытого военного городка, или решения о его переселении из закрытого военного городка.

Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, неоднократно обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА ).

Указом Президента Российской Федерации от ДАТА «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», устанавливающим порядок получения такой категорией граждан жилого помещения, в качестве одного из условий применения его положений называет желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).

Таким образом, самостоятельным и достаточным основанием для признания права истца на получение государственного жилищного сертификата будет являться факт постоянного законного проживания Фокиной А.А. с членами её семьи в закрытом военном городке при наличии у нее желания переселиться из такого городка.

Как следует из материалов дела, Фокина была принята на данный учет совместно с сыном ФИО2 и дочерью ФИО7, продолжает проживать в <адрес>-2, который на дату принятия в отношении неё решения от 27.03.2020г. о снятии с учета, был включен в перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, постоянным жильем на территории Российской Федерации не обеспечена.

Следовательно, указанное в решении от 27.03.2020г.заместителя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал Восточный) о снятии с учета основание не может быть признано законным.

Доводы стороны ответчика об исключении <адрес> на основании Распоряжения Правительства РФ от 26.01.2021г. -р из числа жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации как основание для отказа в удовлетворении исковых требований судом не принимается, поскольку основанием Уведомления об исключении из числа участников ведомственной целевой программы от 25.03.2020г. послужило несоответствие гражданина требованиям, указанным в п.5 правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. (гражданский персонал, общий трудовой стаж на 01.03.2005г. – 3 года 3 месяца, то есть менее 10 лет).

В связи с чем, суд считает необходимым возложить на ФГАУ "Росжилкомплекс" обязанность восстановить Фокину А.А., 24.03.1955г.р. в реестре граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат с 22.10.2015г., составом семьи 3 чел., в том числе сын ФИО2, 01.01.1982г.р., дочь ФИО3 (ранее Фокина) Д.Ю., 12.02.1988г.р.

В соответствии со ст.94, 100 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе и расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимые расходы.

Из материалов дела следует, что истцом Фокиной А.А. при подготовке иска понесены расходы на оплату юридических услуг в сумме 40 000 руб., что подтверждается договором на возмездное оказание юридических услуг. Как следует вышеуказанного договора исполнитель (Тихомиров Д.В.) принимает на себя обязательство оказать клиенту (Фокиной А.А.) юридическую помощь на возмездной основе, а именно: консультации устные (письменные) с выездом по адресу клиента; подготовка и сбор (подача) документов для решения вопроса в судебном порядке: возложение обязанности на учреждение (Росжилкомплекс) включение в программу по получению ГЖС (ЗВГ); составление рапортов, заявлений, жалоб, ходатайств, возражений, запросов от имени клиента и их подача в учреждения и суд; представительство и защита интересов клиента в учреждениях; представительство и защита интересов клиента в суде первой инстанции; действия без участия клиента. Клиент обязуется уплатить исполнителю за оказанную помощь (услуги) в порядке, установленном настоящим договором (п.1 договора). Стоимость услуг по настоящему договору составляет 40 000 руб. Согласно расписки на самом договоре указано, что оплачено 40 000 руб. наличными на руки Тихомирову Д.В. 12.10.2021г.

При определении размера подлежащих взысканию судебных расходов с ответчика в пользу истца суд учитывает, что в силу ст.100 ГПК РФ критерием определения положенной ко взысканию суммы судебных расходов является их разумность и фактическое несение истцом.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДАТА N355-О по общему правилу, условия договора определяются по усмотрению сторон (пункт4статьи421 ГК Российской Федерации). К их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя. Закон предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Поскольку реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том что, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи17 (часть3) Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Суд приходит к выводу о возможном удовлетворении заявленных Фокиной А.А. к ФГАУ "Росжилкомплекс" требований о взыскании судебных расходов, с учетом принципов разумности и справедливости, с учетом сложности дела, одного судебного заседания с участием представителя истца, наличия в деле сведений о досудебном урегулировании спора с ответчиком, размер судебных расходов подлежащий взысканию с ответчика, суд, считает возможным определить в сумме 30000 руб.

Между тем в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика расходов на оплату доверенности в размере 1 850 руб., оформленной нотариусом <адрес> края Асватуровым С.Б., суд находит возможными отказать, поскольку расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу (п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»). Доверенность, об оплате которой заявлено, выдана на комплекс мероприятий в рамках неограниченного количества дел различных категорий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Фокиной Альфии Ажуатовны к ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании незаконным решения о снятии с учета, признании права состоять на учете, возложении обязанности по восстановлению на учете, взыскании судебных расходов, - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение об исключении Фокиной Альфии Ажуатовны и членов её семьи из числа участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" от 27.03.2020г.

Возложить на ФГАУ "Росжилкомплекс" обязанность восстановить Фокину А.А., ДАТА года рождения в реестре граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат с 22.10.2015г., составом семьи 3 человека, в том числе сын ФИО2, ДАТА года рождения, дочь ФИО3, ДАТА года рождения.

Взыскать с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу Фокиной Альфии Ажуатовны расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.02.2022 года.

Судья Т.В. Брязгунова

2-229/2022 (2-1934/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фокина Альфия Ажуатовна
Ответчики
ФГАУ "Росжилкомплекс" филиал Восточный
Другие
Тихомиров Дмитрий Владимирович
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровск
Судья
Брязгунова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
kirovsky.hbr.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2022Подготовка дела (собеседование)
11.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее