Решение по делу № 2-3256/2020 от 16.11.2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 декабря 2020 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдендоржиевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3256/2020 по иску Борзовой Любови Михайловны к Администрации Советского района г.Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании предоставить жилое помещение по договору социального займа

УСТАНОВИЛ:

Борзова Л.М. обратилась в суд с иском к Администрации Советского района г.Улан-Удэ, в котором просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма не ниже установленных норм.

В обоснование требований истец указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Главы Харикского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ... она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В последующем отделом опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с изменением места жительства. Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... ей было отказано в постановке на учет в связи с достижением 23-летнего возраста. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ... она включена в список на обеспечение жилыми помещением, в собственности жилого помещения не имеет.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

В судебном заседании истец Борзова Л.М. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представители Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Администрации г.Улан-Удэ, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представитель Администрации Советского района г.Улан-Удэ Аюшеева Д.Н., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Республике Бурятия регламентированы Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия".

В указанном законе определены дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст. 6 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 года № 102 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 указанного положения в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

В п. 3 этого же нормативного акта указано, что жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья".

На момент рассмотрения дела вступил в законную силу Закон Республики Бурятия от 14.11.2019 N 678-VI "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статья 13 данного закона предусматривает, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.

Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 06 марта 2014 года № 88.

Также в соответствии с пп. 4 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ..., Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Как следует из материалов дела, Борзова Л.М. относится к категории из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы ... умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, отец – Борзов М.И. решением Куйтунского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

Далее, установлено, что Распоряжением Главы Харикского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ... Борзова Л.М. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В последующем отделом опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с изменением места жительства.

Распоряжением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... Борзовой Л.М. было отказано в постановке на учет в связи с достижением 23-летнего возраста.

Распоряжением Администрации Советского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... Борзова Л.М. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Далее, установлено, что до настоящего времени жилое помещение Борзовой Л.М. не предоставлено, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь по Единому списку ....

Оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что Борзова Л.М. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, будучи не обеспеченной жильем, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Как было указано выше, исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию Борзовой Л.М. указанного ее права, в настоящее время является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие сформированного республиканского специализированного жилищного фонда, равно как и наличие других лиц, обладающих аналогичным правом, не могут служить препятствием к реализации истцом права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом, федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Вместе с тем, соблюдение данной процедуры не означает, что определенные в федеральном и региональном законах обязанности по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком в отношении истца исполнены.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Борзова Л.М. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет достигла, таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени.

Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Жилые помещения специализированного жилищного фонда находится в собственности соответствующего публично правового образования.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования Борзовой Л.М. о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее проживания в г. Улан-Удэ, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, суд находит подлежащими удовлетворению, при этом надлежащим ответчиком по делу суд признает Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

К Администрации Советского района г. Улан-Удэ требования заявлены необоснованно, данный ответчик является ненадлежащим и требования к нему удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борзовой Любови Михайловны к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Борзовой Любови Михайловне помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту ее проживания в г. Улан-Удэ, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, по норме предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установленного органом местного самоуправления в г. Улан-Удэ.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Советского района г. Улан-Удэ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2020.

Судья: Ю.А. Смирнова

2-3256/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Борзова Любовь Михайловна
Ответчики
Администрация Советского района г. Улан-Удэ
Министерство социальной защиты населения по Республике Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Смирнова Юлия Александровна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2020Передача материалов судье
20.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2020Подготовка дела (собеседование)
01.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее