Решение по делу № 3а-89/2022 (3а-2458/2021;) от 23.11.2021

Дело № 3а-2458/2021

22OS0000-01-2021-002449-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2022 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре Сазыкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бортник Т. В. к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Бортник Т.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> в размере равной его рыночной стоимости.

Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права собственника, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате налога на имущество физических лиц. Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Бортник Т.В. просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Леер С.Ф. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Управление имущественных отношений Алтайского края в письменных возражениях, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в равном рыночной стоимости размере, указало на недостатки представленного отчета об оценке.

Заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставило разрешение требований на усмотрение суда, подтверждая размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.

Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав представителя административного истца, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, включая помещение (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из пунктов 1,2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года № 97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой установлено 01 января 2020 года.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ).

Являясь плательщиками налога на имущество физических лиц, административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости, которая применяется в качестве налоговой базы.

При рассмотрении административного дела на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельства о государственной регистрации права судом установлено, что Бортник Т.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

Данное нежилое помещение включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, 2021 год, утвержденные приказами управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года №43/Пр/110, от 23 ноября 2020 года №43/Пр/83 (позиции № 3527, № 3769).

Следовательно, установление в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года № 97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** установлена в размере 13 008 736,38 руб.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 02 ноября 2021 года датой определения кадастровой стоимости является 01 января 2019 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости – 22 января 2020 года (л.д.10).

Одновременно с подачей административного искового заявления административным истцом представлен оценке отчет об оценке №353-10/2021, составленный15 ноября 2021 года ООО «ПрофОценка», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2019 года составляет 10 263 000 руб. (л.д.12-44).

Из отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход (метод прямого сравнения продаж), мотивировал выбор подхода для проведения исследования в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» и пунктом 25 Федерального стандарта оценки №7 «Оценка недвижимости», обосновав отказ от применения затратного и доходного подходов для оценки здания согласно пункту 24 Федерального стандарта оценки №7.

В качестве аналогов для оценки нежилого помещения оценщиком выбраны аналоги сегмента рынка «универсальные помещения офисно-торгового назначения». Примененные оценщиком корректировки по основным ценообразующим факторам не являются значительными.

В соответствии с пунктом 6 ФСО №3 отчет прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью.

Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.

На замечания Управления имущественных отношений Алтайского края в материалы дела представлены письменные пояснения оценщика Ефремова И.П. из которых следует, что описание состояния внутренней отделки объекта оценки приведено на стр. 62-88 отчета с соответствующей фототаблицей. При этом косметического ремонта требует не часть помещений, а весь подвал, поскольку по всему подвалу имеются следы протечек на потолке и стенах, в том числе в торговых залах. В подсобных помещениях наблюдаются трещины и нарушение окрасочного слоя по стенам, требуется замена части панелей подвесного потолка (следы влажности и трещины панелей). По всем помещениям подвала между гипсокартонными стеновыми панелями наблюдаются следы протечек и плесени. В подсобных помещениях подвала также наблюдается нарушение окрасочного слоя, в части помещений краска со стен удалена. В торговых помещениях подвала требуется удаление краски, выравнивание стены, фунгициндная обработка и покраска, при использовании гипсокартонных панелей требуется их полная замена, шпаклевка швов и покраска с предварительной колеровкой. При этом покраска не может быть частичной, в виду невозможности подбора цвета, требуется полная покраска. Указанные факторы не позволяют определить состояние отделки помещения как среднее, в связи с чем оценщиком было определено как требующее косметического ремонта.

На основании изложенного суд находит представленный административным истцом отчет об оценке достоверным и достаточным доказательством рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в равном рыночной стоимости размере.

В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 суд указывает дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой является дата обращения в суд с настоящим иском, - 22 ноября 2021 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 245 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Бортник Т. В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2019 года в равном его рыночной стоимости размере 10 263 000 руб.

Датой обращения Бортник Т. В. с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения считать 22 ноября 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Ю. Кайгородова

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3а-89/2022 (3а-2458/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Бортник Татьяна Владимировна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Управление имущественных отношений Алтайского края
Другие
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Администрация г. Заринска
Леер Светлана Федоровна
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
23.11.2021Регистрация административного искового заявления
23.11.2021Передача материалов судье
24.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2022Судебное заседание
11.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее