Дело № 2-93/2019
УИД 32RS0028-01-2018-001327-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2019 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Булей И.Ю.,
с участием представителя истца Коляда О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гарцевского сельского поселения Стародубского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стародубского района Брянской области (истец) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что при проверке исполнения законодательства о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей на территории Гарцевского сельского поселения (ответчик) установлено, что в границах поселения по адресам: <адрес> и <адрес>, расположены объекты недвижимости – шахтные (общественные) колодцы, которые обеспечивают нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта и фактически являются бесхозяйными, поскольку к муниципальной собственности Гарцевского сельского поселения Стародубского муниципального района не относятся, в реестр муниципальной собственности сельского поселения не включены, иного собственника не имеют.
21 марта 2016 г. прокурором в адрес главы Гарцевского сельского поселения было внесено представление об устранении выявленного нарушения. Однако до настоящего времени сельской администрацией не приняты меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанных колодцев, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории района. Отсутствие собственника шахтных (общественных) колодцев создает как сложности в их техническом обслуживании при эксплуатации, так и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, что может привести к загрязнению подземных вод различного рода опасными веществами, что, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, использующих воду в питьевых целях, а также угрозу совершения террористических актов путем сбросов в колодец отравляющих веществ, закладки взрывных устройств.
Истец просит суд обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйных вещей – шахтных (общественных) колодцев, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Стародубского района Брянской области Коляда О.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в суд поступило ходатайство и.о. главы Гарцевского сельского поселения Ковалевой И.В. с просьбой о рассмотрении дела без ее участия. Также в ходатайстве указано об отсутствии возражений против заявленных требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Брянской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещен, сведения о причинах неявки суду не представлены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1).
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Статьями 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены вопросы местного значения городского, сельского поселения. В частности, подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 ст. 14).
В соответствии с пунктом 4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14, на территорияхи сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из решения Стародубского районного Совета народных депутатов от 30 ноября 2017 г. №390 «О передаче части полномочий по решению отдельных вопросов местного значения Стародубского муниципального района органам местного самоуправления Гарцевского сельского поселения», соглашения от 30 ноября 2017 г. и соглашения, заключенного 25 декабря 2017 г. (с дополнением от 2 марта 2018 г.) между администрацией Стародубского муниципального района и администрацией Гарцевского сельского поселения, администрацией района администрации поселения на срок с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. переданы полномочия по решению отдельных вопросов местного значения Стародубского муниципального района, в частности, по организации в границах водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, и передача из бюджета района в бюджет поселения иных межбюджетных трансферов на осуществление переданных полномочий.
В соответствии с. ч. ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено, что в границах Гарцевского сельского поселения Стародубского района Брянской области по адресам: <адрес> и <адрес>, расположены объекты недвижимости – шахтные (общественные) колодцы, обеспечивающие нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта.
Указанные объекты к муниципальной собственности Гарцевского сельского поселения Стародубского муниципального района не относятся, в реестр муниципальной собственности сельского поселения не включены; также отсутствуют сведения о собственнике данного объекта в Едином государственном реестре недвижимости; сведения об иных собственниках суду не представлены.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Отсутствие собственника указанных шахтных колодцев создает сложности в техническом обслуживании объектов, а также может привести к чрезвычайной ситуации – загрязнению подземных вод различного рода опасными веществами, созданию угрозы причинения вреда здоровью граждан, использующих воду для питья, а также угрозы террористических актов путем сброса в колодцы отравляющих веществ.
Таким образом, непринятие ответчиком мер по устранению данного нарушения затрудняет нормальное и безопасное содержание колодцев.
Доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно препятствующие исполнению ответчиком указанной обязанности, суду не представлено.
Срок, в течение которого истец просит обязать ответчика принять меры к постановке бесхозяйного имущества на учет, является разумным для совершения указанных действий.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гарцевского сельского поселения Стародубского района Брянской области о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры – удовлетворить.
Обязать администрацию Гарцевского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области в порядке, установленном действующим законодательством, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйных вещей – шахтных (общественных) колодцев, расположенных по адресам: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.М.Будникова
Мотивированное решение изготовлено 7 марта 2019 г.