УИД 11RS0001-01-2021-020117-28 Дело № 2-10026/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,
при секретаре Чернышевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
21 декабря 2021 года гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухты в интересах Пеховой Татьяны Александровны к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда
установил:
Прокурор г. Ухты РК обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с иском о возложении на Министерство здравоохранения Республики Коми обязанности обеспечить Плехову Т.А. лекарственным препаратом «...», по рецепту лечебного учреждения.
В судебном заседании ст.помощник прокурора г.Сыктывкара, действующая по поручению прокурора г. Ухты, заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в иске.
Истец, представители третьих лиц, в суде не присутствуют, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, направлены заявления о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика, несмотря на надлежащее извещение, в суд также не явился, предоставив ходатайство об отложении дела слушанием с целью обеспечения Пеховой лекарственным препаратом «...» до принятия судом решения по настоящему делу, ссылаясь также на невозможность явки представителя в настоящее судебное заседание.
Обсудив заявленное ходатайство, оснований для его удовлетворения суд не находит.
Так, согласно Всеобщей декларации прав человека (статья 8), Международному пакту о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6) под судебной защитой понимается эффективное восстановление каждого в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства, что предполагает обеспечение состязательности и равноправия сторон, в том числе предоставление им достаточных процессуальных правомочий для защиты своих интересов при осуществлении всех процессуальных действий, результат которых имеет существенное значение для определения прав и обязанностей.
Присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Между тем, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное разбирательство, одновременно с ходатайством об отложении дела слушанием представителем ответчика не представлено.
С учетом положений подпункта "с" пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гражданские дела должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.
Отсюда, учитывая, что о времени и месте слушания дела ответчик был извещен заблаговременно; принимая во внимание положения ст. 35 ГПК РФ, суд счел возможным начать рассмотрение дела по существу.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относится, в т.ч. установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
Обязанности по обеспечению по федеральной и региональной льготам граждан необходимым лекарством возложены на Министерство здравоохранения Республики Коми на основании сведений лечебных и фармацевтических организаций в соответствии с заявками, согласно выписанных рецептов.
Таким образом, Министерство здравоохранения РК является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Пехова Т.А, ... наблюдается в ГБУЗ РК «...»; ... состоит на диспансерном учете по заболеванию «...».
В связи с имеющимся заболеванием, в качестве медикаментозного лечения истец нуждается в приеме лекарственного препарата «...».
Указанный препарат включался ГБУЗ РК «...» в сводные заявки на 2021 год на лекарственные препараты и медицинские изделия.
В этой связи, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств бесплатно. В данный перечень заболеваний включена, в т.ч. бронхиальная астма
Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
29.06.2021 Пеховой Т.А. по федеральной программе выписан рецепт ... на получение лекарственного препарата «...» 0,5мг/мл, 2 мл. № 20 в количестве 2 упаковок.
С 29.06.2021 указанный рецепт находится на отсроченном обслуживании. До настоящего времени лекарственным препаратом истец не обеспечена; доказательств обратного суду не представлено.
Между тем, по информации ГБУЗ РК «...» аналог лекарственного препарата «...» суспензия отсутствует; в то время как Пехова нуждается в обеспечении данным препаратом для ингаляционной терапии по 0,5мг. 2 мл. в сутки (т.е. 2 упаковки на срок в 3 месяца).
В этой связи, довод ответчика об отсутствии вины в ненадлежащем обеспечении истца лекарственным средством, со ссылкой на длительность проведения конкурентных способов закупок отклонен судом как несостоятельный, по нижеприведенным основаниям.
Так, согласно Приказу Минздрава РК от 03.10.2016 № 10/456 в целях повышения качества обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан, утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка определение потребности и формирование заявки на лекарственные средства осуществляется в ходе проведения заявочной кампании. Заявочная кампания проводится 2 раза в год (основная и дополнительная).
Объем лекарственных средств, включенных в сводную заявку Министерства, формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства на закупку лекарственных препаратов (п.4.4). На основании анализа остатков лекарственных средств на складах фармацевтической организации (аптечных организаций), темпов его использования, прогнозньх показателей, дополнительных заявок медицинских организаций проводит корректировку объема лекарственных препаратов, включенных в сводную заявку Министерства в пределах объема финансового обеспечения для осуществления закупок лекарственны средств, согласовывает с главными внештатными специалистами Министерства и направляет сводную заявку Министерства на утверждение в Министерство в сроки; определенные приказом Министерства о проведении дополнительной заявочной кампании (п.4.9).
Сроки проведения заявочной кампании ежегодно устанавливаются приказом Министерства здравоохранения РК.
С целью формирования сводной заявки Министерства ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" ежегодно в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании, формирует примерную номенклатуру лекарственных средств для проведения государственных закупок для обеспечения отдельных категорий граждан и направляет в медицинские организации. Примерная номенклатура лекарственных средств формируется на основании перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня медицинских изделий, перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных Правительством Российской Федерации, стандартов медицинской помощи с учетом анализа назначений лекарственных препаратов медицинскими работниками за предыдущий период. Заявка медицинских организаций (приложение 2 к настоящему Порядку) формируется на основании примерной номенклатуры лекарственных средств, исходя из количества обслуживаемых граждан, установленных у них диагнозов, стандартов медицинской помощи, запаса товара в закрепленных аптечных организациях, темпов его использования и с учетом соответствующих прогнозных показателей и направляется в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании. ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании, на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку Министерства. Рассмотрение и направление в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" утвержденной сводной заявки Министерства осуществляется в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании.
Следовательно, сроки проведения заявочной компании определяется на основании нормативного акта самого Министерства здравоохранения, которая, в том числе, должна проводиться Министерством планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов.
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-Ф3 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", целью правового регулирования которого согласно статье 1 является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 3 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Таким образом, сроки проведения закупочных мероприятий, проведение аукционов никак не может влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. Действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов, учитывая изложенные выше обстоятельства.
Заявочная компания должна проводиться Министерством, планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов и прогнозных показателей, позволяющих своевременно и бесперебойно обеспечить нуждающихся по состоянию здоровья граждан жизненно необходимыми и важными лекарственными препаратами.
Каких-либо иных доводов, а равно доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о том, что Министерством здравоохранения РК было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение Пеховой вышеуказанным лекарственным препаратом, суду не представлено.
Более того, как следует из письма ГУП РК «ГАРК», крайняя поставка лекарственного препарата «...» зарегистрирована 06.01.2021; в то время как из ходатайства Министерства следует, что государственный контракт на поставку указанного препарата (только по региональной льготе) заключен лишь 18.11.2021.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, принимая во внимание, что лекарственным препаратом «...» по рецепту ... от 29.06.2021 до настоящего времени истец не обеспечена, доказательств обратному не представлено; требования прокурора об обязании ответчика обеспечить истца лекарственным препаратом подлежат безусловному удовлетворению.
Подлежашщими удовлетворению суд находит и заявленные требования в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
В соответствии со статьями 1099 - 1101 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Понятие «разумности пределов» следует соотносить с объектом судебной защиты. Предполагается, что размер возмещения должен быть соотносим с объемом защищаемого права, естественно, быть меньше объема защищаемого права и блага.
Из сложившейся прецедентной практики Европейского суда следует, что государство обязано прекратить допущенное нарушение прав и основных свобод человека и гражданина, и возместить его последствия таким образом, чтобы, насколько это возможно, восстановить ситуацию, существовавшую до нарушения.
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу "Максимов (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.
Определяя размер компенсации, суд учитывает, что отсутствие обеспечения указанным лекарственным препаратом является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истцу нравственные страдания. В этой связи, принимая во внимание степень вины ответчика; учитывая индивидуальные особенности истца (...); учитывая длительность периода, в течение которого истец не была обеспечена лекарственным препаратом; руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу Пеховой Т.А. компенсацию морального вреда в размере, заявленном ко взысканию, т.е. в сумме 10 000 рублей.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Ухты в интересах Пеховой Татьяны Александровны к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми обеспечить Пехову Татьяну Александровну... лекарственным препаратом «...» (МНН).
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Пеховой Татьяны Александровны компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий