дело №33а-4192 судья Улитушкина Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2018 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В., Юрковой Т.А.,
при секретаре Дорошкове А.А.,
с участием прокурора Алисина М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Керченковой Тамары Васильевны на решение Кимовского городского суда Тульской области от 30 октября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Керченковой Тамары Васильевны к Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области об оспаривании постановлений, действий (бездействия) по проведению досрочного голосования и утверждению результатов выборов в Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №4.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Керченкова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области об оспаривании постановлений, действий (бездействия), указав в обоснование заявленных требований, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области №74-2 от 29 июля 2018 года она зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов муниципального образования г. Кимовск Кимовского района четвертого созыва по Кимовскому многомандатному избирательному округу №4.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области №86-4 от 10 сентября 2018 года выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №4, проводившиеся 09 сентября 2018 года, признаны состоявшимися, результаты выборов – действительными.
Согласно сведениям, содержащимся в Приложении к указанному постановлению, количество голосов избирателей, проголосовавших за Керченкову Т.В. составило 303 голоса, что явилось восьмым результатом в Списке кандидатов в депутаты, который не позволил ей быть избранной в депутаты Собрания депутатов муниципального образования по многомандатному избирательному округу № 4.
13 августа 2018 года Территориальной избирательной комиссией принято постановление №82-6«Об утверждении графика дежурств, членов территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области по приему заявлений избирателей для проведения досрочного голосования на выборах представительных органов муниципальных образований Кимовского района 9 сентября 2018 года», пунктом 2 и пунктом 3 которого, в частности, установлено время работы Территориальной избирательной комиссии по досрочному голосованию в рабочие дни с 9 часов до 20 часов, в выходные дни - в период с 10 часов до 14 часов.
Данное постановление не подлежало применению и исполнению, поскольку не было опубликовано (направлено, размещено) в установленном законом порядке.
Таким образом, принятое решение об итогах голосования подлежит отмене по основанию, установленному подп. «б» п. 1.2. ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, наблюдатели административного истца как кандидата были лишены возможности реализации их прав, установленных п. 8 ст. 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что привело к нарушению прав Керченковой Т.В. в соответствии с ч. 7.1. ст. 30 данного Федерального закона.
Помимо этого, в досрочном голосовании согласно Списку о принявших участие в досрочном голосовании, приняла участие избиратель, фактически досрочно не голосовавший, в связи с чем принятое административным ответчиком решение об итогах голосования подлежит отмене по основанию, предусмотренному п.п. «д» п. 1.2. ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Изложенный факт указывает на то, что в досрочном голосовании приняли участие граждане, проголосовавшие досрочно по чужим паспортам избирателей, данное обстоятельство вызывает сомнения в объективности и беспристрастности должностных лиц, организовавших и фактически осуществивших досрочное голосование.
При таких нарушениях, допущенных в ходе досрочного голосования, решение комиссии об итогах голосования подлежит отмене, с необходимостью проведения повторного подсчета голосов избирателей, но без учета голосов избирателей, принявших участие в досрочном голосовании в период с 29 августа 2018 года по 04 сентября 2018 года.
На основании изложенного административный истец Керченкова Т.В. просила суд признать незаконным решение, действие (бездействие) административного ответчика, выразившееся в не размещении (не опубликовании) Территориальной избирательной комиссией Кимовского района Тульской области не позднее трех дней до начала досрочного голосования постановления территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области № 82-6 от 13 августа 2018 года «Об утверждении графика дежурств, членов территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области по приему заявлений избирателей для проведения досрочного голосования на выборах представительных органов муниципальных образований Кимовского района 09 сентября 2018 года» на информационном стенде Территориальной комиссии и на официальном сайте администрации муниципального образования Кимовский район в разделе Территориальная избирательная комиссия; отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области №86-4 от 10 сентября 2018 года «О результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №4»; обязать административного ответчика провести повторный подсчет голосов избирателей, исключив при повторном подсчете голосов бюллетени досрочно проголосовавших избирателей, которые имеют на оборотной стороне печати участковых комиссий.
В судебном заседании административный истец Керченкова Т.В. поддержала и просила удовлетворить заявленные требования.
Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области по доверенности Есина Ю.А. и председатель комиссии Натис Е.С. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая оспариваемые решения и действия законными, при отсутствии незаконного бездействия административного ответчика.
Заместитель Кимовского межрайонного прокурора Журба А.А. полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Решением Кимовского городского суда Тульской области от 30 октября 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Керченковой Т.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области по доверенности Есиной Ю.А., заключение прокурора Алисина А.А., полагавшего постановленное по административному делу судебное решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений Кимовского межрайонного прокурора на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Избирательной комиссии Тульской области от 02 декабря 2015 года №159-11 сформирована Территориальная избирательная комиссия Кимовского района сроком полномочий на 2015-2020 годы в количестве 9 человек, сформирован состав Территориальной избирательной комиссии, который впоследствии изменялся соответствующими постановлениями.
Постановлением Избирательной комиссии Тульской области от 12 апреля 2018 года №32-13 с 01 июня 2018 года полномочия избирательных комиссий муниципальных образований Кимовского района: Кимовский район, город Кимовск Кимовского района, Епифанское Кимовского района, Новольвовское Кимовского района возложены на Территориальную избирательную комиссию Кимовского района.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 3-го созыва от 13 июня №92-332 назначена дата выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва 9 сентября 2018 года.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области от 13 июня 2018 года №64-1 полномочия окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва, назначенных на 09 сентября 2018 года, возложены на территориальную избирательную комиссию Кимовского района Тульской области.
Также постановлениями Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области утвержден состав участковых избирательных комиссий.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области от 13 июня 2018 года №64-4 утвержден календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва, муниципального образования Новольвовское Кимовского района 2-го созыва, муниципального образования Епифанское Кимовского района 2-го созыва 09 сентября 2018 года.
Согласно указанному календарному плану (п.10.4) предусмотрено проведение досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии за 10-4 дня до дня голосования (с 29 августа 2018 года по 04 сентября 2018 года), в помещении участковых избирательных комиссий – не ранее чем за 3 дня до дня голосования (с 05сентября 2018 года по 08 сентября 2018 года) на основании п. 1.1 ст. 33 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года №1055-ЗТО.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кимовского района от 13 августа 2018 года №82-6 утвержден график дежурств членов Территориальной избирательной комиссии Кимовского района по приему заявлений избирателей для проведения досрочного голосования на выборах представительных органов муниципальных образований Кимовского района 09 сентября 2018 года в период с 29 августа 2018 года по 04 сентября 2018 года. Указанным Постановлением установлено время работы территориальной избирательной комиссии по досрочному голосованию в рабочие дни с 09 часов до 20 часов, в выходные дни – в период с 10 часов до 14 часов.
Административный истец Керченкова Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва по многомандатному избирательному округу №4, в связи с чем ее право на обращение в суд с настоящим административным иском обусловлено положениями частей 2, 15-16 ст. 239 КАС РФ.
После проведения выборов 09 сентября 2018 года Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области за № 86-4 от 10 сентября 2018 года «О результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №4» выборы признаны состоявшимися, результаты выборов – действительными; в приложении к данному постановлению указаны данные о числе голосов, полученных каждым из кандидатов.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, а также, проанализировав изложенные сторонами доводы и установленные в ходе рассмотрения административного дела фактические обстоятельства с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
У судебной коллегии не имеется оснований для признания указанных выводов суда первой инстанции неправильными.
Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа; граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1 и ч. 2 ст. 32); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 1 ст. 17; ч. 1 и ч. 2 ст. 19).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).
На территории Тульской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральными законами, установлен Законом Тульской области от 08 июля 2008 года №1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» (далее также – Закона Тульской области от 08 июля 2008 года № 1055-ЗТО).
На основании п. 5 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ закреплено право соответствующей избирательной комиссии на разрешение досрочного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, при проведении референдума Российской Федерации, определены сроки досрочного голосования и указаны группы избирателей, могущих таким образом реализовать свое активное избирательное право, даны определения местностей и объектов, где проведение досрочного голосования разрешается.
Согласно п. 2 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ избирателю, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, гарантируется возможность проголосовать досрочно. Данной нормой регламентированы порядок, сроки и место проведения досрочного голосования.
Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.
Пунктом 4 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлено, что досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы комиссий для проведения досрочного голосования определяется комиссией, организующей выборы, референдум, или по ее поручению нижестоящими комиссиями, размещается на сайте соответствующей комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии), а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом.
В соответствии с п. 5.5 Постановления Центральной Избирательной комиссии России от 08 августа 2018 года №174/1414-7 «О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации» установлено, что ТИК обязана оповестить избирателей о времени и месте голосования не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования – в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года № 1055-ЗТО, избирательная комиссия муниципального образования: организует подготовку и проведение выборов депутатов, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.
В силу п. 1-1 ст. 33 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года № 1055-ЗТО досрочное голосование проводится с соблюдением требований, установленных федеральным законом, путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении избирательной комиссии муниципального образования (в городе Туле – в помещении территориальной комиссии) (за 10-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление Территориальной избирательной комиссией Кимовского района порядка проведения досрочного голосования отнесено к компетенции данного органа и такой порядок не противоречит действующему избирательному законодательству и не ведет к нарушению прав избирателей временной период и дата начала проведения досрочного голосования определены правильно, с учетом требований п. 2 ст. 11.1, п. 2, п. 4 ст. 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, ст. 33 Закона Тульской области от 08 июля 2008 года № 1055-ЗТО.
Материалами дела подтвержден факт размещения Постановления Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области от 13 июня 2018 года №64-4 в Центре правовой и деловой информации муниципального казенного учреждения культуры «Кимовская межпоселенческая Центральная районная библиотека» 14 июня 2018 года, а также на сайте администрации МО Кимовский район в разделе «документы» 14 июня 2018 года в 10 часов 46 минут, в связи с чем суд правильно указал на несоответствие фактическим обстоятельствам доводов административного истца о допущенном административным ответчиком бездействии, выразившемся в неопубликовании в установленном порядке указанного постановления.
Также нашел свое объективное подтверждение и факт опубликования в установленном порядке постановления №82-6 от 13 августа 2018 года «Об утверждении графика дежурств, членов Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области по приему заявлений избирателей для проведения досрочного голосования на выборах представительных органов муниципальных образований Кимовского района 9 сентября 2018 года» на официальном сайте администрации МО Кимовский район в разделе Документы/Территориальная избирательная комиссия 14 августа 2018 года в 12 часов 59 минут, а так же 14 августа 2018 года – в Центре правовой и деловой информации МКУ культуры «Кимовская межпоселенческая Центральная района библиотека».
Из материалов дела также следует, что Территориальной избирательной комиссией Кимовского района Тульской области списки досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к ним заявлениями избирателей о досрочном голосовании и конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей 05 сентября 2018 года переданы участковым избирательным комиссиям, а также переданы избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва по многомандатным избирательным округам 1-4, о чем составлены соответствующие акты.
Участковыми избирательными комиссиями произведен подсчет избирательных бюллетеней, в том числе, по досрочному голосованию по многомандатному избирательному округу №4, о чем также составлены соответствующие акты об итогах голосования, неиспользованные избирательные бюллетени для голосования на выборах погашены Территориальной избирательной комиссией.
При этом доводы административного истца о невозможности осуществлять независимый общественный контроль за проведением досрочного голосования путем обеспечения явки своих наблюдателей не нашли своего объективного подтверждения ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, равно как и доводы административного истца о голосовании граждан по чужим документам или паспортным данным.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в п.п. 1, 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
Частью 7.1 настоящей статьи установлено, что политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не установлено федеральным законом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.
При этом Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ не установлен начальный период для подачи зарегистрированным кандидатом списков наблюдателей для осуществления контроля за досрочным голосованием.
Судом достоверно установлено, что Керченкова Т.В. присутствовала в период с 29 августа 2018 года по 04 сентября 2018 года при проведении досрочного голосования на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района 4-го созыва, муниципального образования Епифанское Кимовского района второго созыва, муниципального образования Новольвовское Кимовского района второго созыва, в том числе: 29августа 2018 года в период с 09 часов по 12 часов 15 минут, 31 августа 2018 года в период с 16 часов 34 минут по 20 часов, 04 сентября 2018 года в период с 10 часов 16 минут по 13 часов, однако не воспользовалась своим правом на предоставление в территориальную избирательную комиссию списка наблюдателей для осуществления контроля за проведением досрочного голосования, тогда как другие зарегистрированные кандидаты в депутаты таким правом воспользовались.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал, что по указанным основаниям не подлежат удовлетворению и требования о недействительности постановления Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области за №86-4 от 10 сентября 2018 года «О результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №4».
Кроме того, при рассмотрении указанного административного дела судом правильно применены положения ч. 2 ст. 64 КАС РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При этом суд сослался на вступившее в законную силу решение Кимовского городского суда Тульской области от 07 сентября 2018 года и апелляционное определение Тульского областного суда от 09 октября 2018 года в части наличия у избирательной комиссии соответствующих полномочий на принятие оспариваемого постановления №82-6 от 13 августа 2018 года, его соответствия действующему избирательному законодательству (в том числе, в части отсутствия угроз реализации гарантированного ч. 2 ст. 32 Конституции РФ права граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления исполнением постановления), а также в части установленных данными судебными актами обстоятельств надлежащего исполнения Территориальной избирательной комиссией Кимовского района Тульской области обязанности заблаговременно оповестить избирателей о времени и месте голосования.
То обстоятельство, что Керченкова Т.В. в рассмотрении данного административного дела не участвовала, не имеют существенного правового значения для разрешения вопроса о законности судебного решения в указанной части, поскольку изложенные судом обстоятельства установлены в отношении одного и того же оспариваемого постановления и компетентного органа, а не в отношении административного истца.
Данным постановлением утвержден график дежурств избирательной комиссии при проведении досрочного голосования на выборах Собрания депутатов МО Кимовский район, назначенных на 09 сентября 2018 года, на территории всех избирательных округов, полномочия которых переданы территориальной избирательной комиссии Кимовского района, данное постановление опубликовано в полном объеме, а не в части реализации полномочий на территории отдельного избирательного округа.
Приведенные в обжалуемом судебном решении суждения суда относительно установленных данными судебными актами обстоятельств, согласно которым не нашли своего подтверждения факты голосования граждан по чужим паспортам на территории многомандатного избирательного округа №2 значения для настоящего спора не имеют.
Вместе с тем, указанное обстоятельство само по себе, не может повлечь отмену судебного решения, поскольку отсутствуют объективно подтвержденные данные о выявлении нарушений при голосовании по избирательному округу №4, где баллотировалась Керченкова Т.В.
Напротив, судом верно указано на то, что при проведении досрочного голосования территориальной избирательной комиссией велся список лиц, присутствовавших при его проведении, составлялись акты о передаче списка досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании и конвертов с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, иные кандидаты и их доверенные лица приняли участие при проведении досрочных выборов.
Поскольку предусмотренных ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов судом правомерно не установлено, оснований для отмены постановления Территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области №86-4 от 10 сентября 2018 года «О результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Кимовск Кимовского района четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №4».
Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях №1-П от 15 января 2002 года и №8-П от 22 апреля 2013 года согласно которой судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. При этом только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
При отсутствии объективно подтвержденных сведений о допущенных в ходе голосования нарушениях, ходатайство не подлежало удовлетворению и ходатайство об истребовании списков досрочно проголосовавших избирателей по многомандатному округу №4 г. Кимовска с заявлениями граждан о досрочном голосовании.
Отказ в удовлетворении данного ходатайства направлен на защиту прав избирателей на тайну голосования, которая включает в себя и право на защиту сведений о самом факте участия в выборах.
Кроме того, судом также верно указано на неверно выбранный административным истцом способ защиты нарушенного, по мнению Керченковой Т.В., права путем проведения повторного подсчета голосов с исключением при повторном подсчете бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей, которые имеют на оборотной стороне печати участковых избирательных комиссий, так как положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлена возможность отмены постановления, которым утверждены результаты голосования, в то время как положения, позволяющие производить повторный подсчет голосов, без учета итогов досрочного голосования избирательное законодательство не содержит.
Несогласие Керченковой Т.В. с итогами проведенного голосования не может являться основанием для отмены оспариваемых постановлений, а также для признания незаконными действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворении заявленных административных исковых требований, в связи с чем в удовлетворении административного иска отказано правомерно.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кимовского городского суда Тульской области от 30 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Керченковой Тамары Васильевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: