Решение по делу № 12-81/2022 от 01.08.2022

Уникальный идентификатор дела 11RS0008-01-2022-001924-29

Дело № 12-81/2022

Р Е Ш Е Н И Е

12 октября 2022 год г.Сосногорск, Республика Коми

Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Аксютко Е.В., при ведении протокола секретарем Груздевой Н.Г., с участием заместителя главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору Булышева К.В., представителя АГП «Войвож» - и.о. руководителя АГП «Войвож» Пономарева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица – администрации городского поселения «Войвож» и.о. руководителя администрации городского поселения «Войвож» Пономарева Е.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору Булышева К.В. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо администрация ГП «Войвож» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, по факту необеспечения своевременной уборки сухой травянистой растительности на участке местности по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, пгт.Войвож, ул.Ухтинское шоссе, земельный участок (пустырь в районе автозаправочной станции №11308 ООО «Лукойл Северо-Запад»), в период введенного на территории Республики Коми особого противопожарного режима, в результате чего произошло возгорание. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель АГП «Войвож» обратился с жалобой, в обоснование указав, что юридическое лицо не было уведомлено о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, в связи с чем явку своего представителя для составления протокола обеспечить не смогло. Кроме того, в материалах дела имеются неустраненные противоречия, поскольку в постановлении указано, что к возгоранию привела несвоевременная уборка сухой травянистой растительности, а в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела причиной пожара указано воспламенение сухой травянистой растительности вследствие неосторожного обращения с огнем неустановленного лица. В-третьих, административная граница ГП «Войвож» обширна, в связи с чем проведение такого объема работ в указанных границах невозможно ввиду отсутствия в необходимом количестве материальных средств и технической возможности. При этом возгорание произошло на пустыре, где располагаются промышленные объекты, собственники которых при необходимости убирают сухую траву. В-четвертых, случившееся, в силу определения, пожаром не является.

В дополнении к жалобе представитель юридического лица просил прекратить дело об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, а вынесенное постановление отменить.

В отзыве на представленную жалобу заместитель начальника отдела НДПР г.Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми Булышев К.В. указал, что с жалобой не согласен, поскольку юридическое лицо было обоснованно привлечено к административной ответственности по результатам проведенной проверки.

В судебном заседании представитель юридического лица Пономарев Е.В. на доводах жалобы настаивал, пояснил, что в настоящее время определить, кем из сотрудников администрации было получено извещение на составление протокола об административном правонарушении, не представляется возможным, прием почтовой корреспонденции осуществляют три работника администрации. Несмотря на это обстоятельство, представитель юридического лица участвовал при рассмотрении протокола и вынесении постановления и не был лишен возможности ознакомиться с материалами дела, привести свои доводы и представить документы. На 2022 год не было выделено достаточного финансирования и ввиду обширности территорий произвести уборку сухой травы не представилось возможным.

Представитель административного органа Булышев К.В. полагал, что оснований для отмены вынесенного постановления не имеется. Дополнил, что недалеко от участка местности, где произошло возгорание сухой травы, расположена автозаправочная станция.

Заслушав участвующих при рассмотрении жалобы лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При этом в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

В силу ч.2 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, совершенное в условиях особого противопожарного режима (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) влечет административную ответственность, и предусматривает наказание юридическим лицам в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

В силу ст.38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, из которых следует, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (п.67 Правил).

Постановлением Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми от 27 мая 2022 года №250 с 01 июня 2022 года, в том числе, на территории МО МР «Сосногорск» был введен особый противопожарный режим до принятия Правительством Республики Коми решения о его отмене, которым на территории Республики Коми введены в действие дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе установлены рекомендации для органом местного самоуправления.

Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что юридическое лицо АГП «Войвож» в период особого противопожарного режима, введенного на территории МР «Сосногорск», допустило ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, пгт.Войвож, ул.Ухтинское шоссе, земельный участок (пустырь в районе автозаправочной станции №11308 ООО «Лукойл Северо-Запад»), несвоевременную уборку сухой травянистой растительности, что привело к ее возгоранию.

Как усматривается из материалов дела, в том числе материала проверки по факту возгорания сухой травы , ДД.ММ.ГГГГ на пульт связи ПСЧ-28 поступило сообщение о пожаре на открытой территории по вышеуказанному адресу.

Из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при осмотре указанного выше участка местности установлено наличие следов повреждения огнем сухой травянистой растительности на площади 60 м2.

Из объяснений ФИО5 следует, что она видела, как на указанном участке местности горит сухая трава, а ФИО6 пояснил, что выезжал на место пожара, тушил сухую траву, при этом площадь повреждения была около 60 м2.

Согласно ответу администрации ГП «Войвож» от 08 июня 2022 года участок местности, где ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание сухой травянистой растительности, принадлежит АГП «Войвож», материальный ущерб не причинен.

Ввиду отсутствия причинения материального ущерба и неустановления лица, причастного к поджогу, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление об отказе в возбудении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст.168 УК РФ, на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ, содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу ч.2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции ст.20.4 ч.2 КоАП РФ, с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

Оснований сомневаться в показаниях опрошенных лиц у суда не имеется, поскольку их показания согласуются как между собой, так и с иными материалами дела об административном правонарушении.

Факт принадлежности данного участка местности именно АГП «Войвож» установлен материалами дела.

Довод жалобы представителя юридического лица о неизвещении юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении опровергается материалами дела об административном правонарушении №35, из которых следует, что извещение от 24 июня 2022 года о составлении 06 июля 2022 года протокола об административном правонарушении направлено почтовой связью юридическому лицу 24 июня 2022 года. Указанное извещение было получено адресатом 01 июля 2022 года, то есть заблаговременно до даты составления протокола.

Довод жалобы о наличии противоречий в представленном деле об административном правонарушении своего подтверждения также не нашел, поскольку материалами дела установлено, что сухая травянистая растительность не была убрана, в связи с чем произошло ее возгорание.

Обширность территории административных границ городского поселения и отсутствие необходимого количества материальных средств и технической возможности исполнения требований актов не может расцениваться как уважительная причина неисполнения требований законодательства.

Наличие на месте возгорания промышленных объектов, собственники которых периодически убирают сухую траву, а также указание на факт возгорания не снимает с АГП «Войвож» как собственника указанной территории ответственности за исполнение законодательства по уборке сухой растительности.

Таким образом, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и его виновности в совершении правонарушения.

Срок привлечения к административной ответственности за нарушения в области пожарной безопасности в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год, в настоящее время не истек, как и не истек на момент рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, в связи с чем оснований для отмены постановления по данному основанию не имеется.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору Булышевым К.В. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, отвечает всем требованиям, установленным ч.1 ст.29.10 КоАП РФ. При этом факт совершения административного правонарушения и виновность АГП «Войвож» подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, полученных с соблюдением требований статей 26.2, 26.3, 26.4, 26.7 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.1,2 ст.4.1 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны.

С учетом всех исследованных материалов дела, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, в том числе отсутствия материального ущерба в результате нарушения требований пожарной безопасности, имущественного положения привлеченного к административной ответственности юридического лица, не привлекавшегося ранее к административной ответственности, финансируемого за счет средств муниципального бюджета, суд полагает возможным признать данные обстоятельства исключительными и применить в отношении АГП «Войвож» положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизив назначенное наказание до 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Сосногорска по пожарному надзору Булышевым К.В., о привлечении Администрации городского поселения «Войвож» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.20.4 КоАП РФ изменить, снизив размер административного штрафа до 100 000 /ста тысяч/ рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица – администрации городского поселения «Войвож» И.о. руководителя администрации городского поселения «Войвож» Пономарева Е.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии через Сосногорский городской суд Республики Коми.

Судья                        Е.В. Аксютко

12-81/2022

Категория:
Административные
Ответчики
администрация ГП "Войвож"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Аксютко Е.В.
Статьи

20.4

Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
02.08.2022Материалы переданы в производство судье
09.08.2022Истребованы материалы
15.08.2022Поступили истребованные материалы
19.08.2022Истребованы материалы
25.08.2022Поступили истребованные материалы
12.10.2022Судебное заседание
12.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.10.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2022Вступило в законную силу
12.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее