Дело № 2-414/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 05 июня 2018 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Черноусовой О.А.
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Иванова И.И., истца Кузьминой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кузьминой ФИО11 к администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Кузьминой А.С. обратился в суд с иском к администрации г. Енисейска о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлены нарушения жилищных прав Кузьминой А.С., которая является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО4 и отец ФИО2 лишены родительских прав. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
№-р ФИО5 назначена опекуном над Кузьминой А.С. На основании заявления истца Краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, принято решение о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. В настоящее время Кузьмина А.С. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, данное жилое помещение за ней не закреплялось, своего жилья не имеет. Учитывая, что Кузьмина А.С. не обеспечена надлежащим образом жилым помещением как лицо, из категории детей, оставшихся без попечения родителей, он имеет право в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления. По изложенным основаниям прокурор просит обязать администрацию г. Енисейска предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Енисейска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м, с допусками, установленными
ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка».
В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора
Иванов И.И. и истец Кузьмина А.С. заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г. Енисейска Евланов О.О., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения требований истца, мотивируя тем, что согласно действующему законодательству не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Третьи лица Министерство образования Красноярского края и Орган опеки и попечительства администрации г. Енисейска, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора Иванова И.И., истца Кузьмину А.С. суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
До 1 января 2013 г. в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 3 июля 2016 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членамисемьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание вранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в случае их проживания на любом законном основании в жилом помещении общаяплощадь которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом законодатель предусмотрел, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом, сохраняется за лицами, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, изменения в соответствии с требованиями ст. 4 данного Федерального закона распространяются и на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
С 1 января 2013 г. в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений осуществляется только по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ст. 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15 «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение на территории Красноярского края закреплены ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции от 30 ноября 2017 г.).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимсянанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются этим лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 4 ст. 17 указанного Закона).
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд.
Жилые помещения, предоставляемые перечисленным категориям граждан по договорам найма специализированных жилых помещений должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 15 января 2013 г. № 18-КГПР12-84, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма вышеуказанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения вышеперечисленных правовых норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Как установлено в судебном заседании, истец Кузьмина ФИО12,
ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Енисейского районного суда <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО2 и мать истца Антонова
Ольга Михайловна лишены родительских прав в отношении нее.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р
ФИО5 назначена попечителем над несовершеннолетней Кузьминой А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В настоящее время Кузьмина А.С. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на основании договора найма служебного помещения ФИО8
Согласно справке администрации г. Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина А.С. состоит на учете в Министерстве образования Красноярского края, как не имеющая жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда администрацией г. ЕнисейскасКузьминой А.С. ФИО2 (отцом истицы), ФИО4 (матерью истицы)не заключался, что подтверждается представленными сведениями.
Каких-либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве за Кузьминой А.С. не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, принимая во внимание, что Кузьмина А.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вышеприведенные нормы закона, в соответствии с которыми обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, учитывая, что администрацией г. Енисейска данная обязанность до настоящего времени не исполнена, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Кузьминой А.С. жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в котором оно будет предоставляться, не обремененного правами третьих лиц, не находящегося под арестом, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кузьминой ФИО13, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Енисейска Красноярского края предоставить Кузьминой ФИО14 жилое помещение на территории г. Енисейска Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г.
№ 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 13 июня 2018 г.
Судья Н.М. Ларионова