Решение по делу № 33-372/2012 от 12.04.2012

Судья Скрябин А.В. Дело № 33-372 2012 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 мая 2012 года     г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Ткаченко В.В.,

судей Хапачевой Р.А. и Григоровой Ж.В.,

при секретаре Кушу Э.Э.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истицы Садыковой Л.М. по доверенности Череватенко О.А. на решение Майкопского районного суда от 02 марта 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований Садыкову Л.М., Садыкова А.М. и Садыкова А.А. к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Отделу федеральной миграционной службы России по Республике Адыгея о признании за ними права на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997 г. и восстановлении их в списках вынужденных переселенцев, состоящих на учете в качестве граждан, нуждающихся в улучшений жилищных условий с 1997 г. – отказать за необоснованностью требований и в связи с истеячением срока исковой давности.

Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения истицы Садыковой Л.М., ее представителя адвоката Череватенко О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ОФМС России по Республике Адыгея по доверенности Аннина С.Е., представителя администрации МО «Майкопский район» по доверенности Белоусова А.В., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Садыкова Л.М., Садыков А.М. и Садыков А.А. обратились в суд с иском и просили признать за ними как за вынужденными переселенцами право на восстановление в очереди на получение ссуды или субсидии на строительство или приобретение жилья и постановки на учет как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997 г. и обязать ответчиков восстановить их в очереди на получение ссуды или субсидии на строительство или приобретение жилья и постановки на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997 г. При этом указали, что в 1996 г. они переехали в Республику Адыгея из Узбекистана и обратились в миграционную службу с заявлением о присвоении им статуса вынужденного переселенца. Одновременно истцы обратились в указанные органы с заявлением о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако в 2004 г., во время очередного представления документов, было обнаружено, что в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий они не значатся. Для чего им предложили написать заявление и пообещали, что после того как документы будут найдены к ним приложат заявление от 1997 г. В дальнейшем истцы являлись в Администрацию МО «Майкопский район» ежегодно и предоставляли документы об отсутствии жилья. В 2010 г. истцам стало известно о том, что в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий они состоят не с 1997 г., а с 2004 г. Полагая, что их право нарушено они стали обращаться с жалобами в соответствующие инстанции, однако до настоящего времени их в указанной очереди с 1997 г. не восстановили. В связи с чем они были вынуждены обратиться в суд за защитой нарушенного права. В судебном заседании истцы уточнили ранее заявленные требования и просили признать за ними право на постановку на учет с 1997 г. и обязать ответчиков восстановить и в списках вынужденных переселенцев состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика ОФМС РФ по РА полагал требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению и просил в удовлетворении заявленного истцами требования отказать.

Представитель Администрации МО «Майкопский район» с заявленным иском не согласился, просил в удовлетворении заявленных требований истцам отказать.

Суд принял изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Садыковой Л.М. по доверенности Череватенко О.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцами требований.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с часть. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или ном процессуального права.

    В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    В силу положений ч. 2 ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья, независимо от срока проживания в данной местности.

    В соответствии с п. 3 «б» Положения «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 845 от ДД.ММ.ГГГГ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.

    В силу положений ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Как видно из материалов дела, 30.01.1996 г. Садыкова (<данные изъяты> Л.М. обратилась с заявлением в органы Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи статуса вынужденного переселенца. В указанном заявлении она указала, что собственного жилья в Республике Адыгея она не имеет, проживает у родственников.

Действующее законодательство о предоставлении жилья вынужденным переселенцам регулируются Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 845. В соответствии с п. 3 указанного Положения, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, в том числе: осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания; оказывают вынужденным переселенцам помощь при вступлении в жилищный кооператив и в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов.

В соответствии с п. 38 вышеуказанного Положения для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.

Из имеющихся в деле материалов видно, что ДД.ММ.ГГГГ Садыкова (<данные изъяты> Л.М. обращалась с заявлением к Главе Краснооктябрьского сельского поселения о выделении ей участка под строительство жилого дома в п. Краснооктябрьском, поскольку она собственного жилья не имеет. Заявление было зарегистрировано в журнале регистрации заявлений.

Кроме того, в указанный период времени Садыкова Л.М. обратилась с заявлением к руководителю Миграционной службы Республики Адыгея с заявлением о выдаче ей беспроцентной субсидии для приобретения жилья, как лицу, признанному в установленном порядке вынужденным переселенцем.

Как видно из письма Отдела федеральной миграционной службы по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № № адресованного Главе МО «Майкопский район» они ходатайствуют о восстановлении семьи вынужденных переселенцев из трех человек Садыкова А.М., Садыковой Л.М. и Садыкова А.А. в очереди на получение компенсации для приобретения жилья с 1997 г.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что доводы истицы Садыковой Л.М. о том, что она первоначально была поставлена на учет с 05.05.1996 г. соответствуют действительности.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела указанные обстоятельства учтены не были и надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ им не была дана. В связи с чем выводы суда первой инстанции о том, что Садыкова Л.М. впервые обратилась и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2004 г. опровергнуты материалами дела, так как исследованными апелляционным судом материалами дела доказано обратное.

Доводы представителя ответчика ОФМС РФ по РА об отсутствии данных, свидетельствующих о том, что до 2004 г. Садыкова Л.М. обращалась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий необоснованно. Тем более, что из пояснений истицы Садыковой Л.М. судом установлено, что ее первоначальные документы, поданные в 1996-1997 г. ими были утеряны, что ответчиками не опровергалось, а наоборот, было подтверждено, в том числе и ходатайством руководителя ОФМС РФ по РА от 14.12.2010 г.

Кроме того, в силу положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ и Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 845 обязанность вести учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий лежит на органах федеральной миграционной службы, а обязанностью органов местного самоуправления является оказание им в этом содействия.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия полагает, что ответчики требования действующего законодательства в отношении Садыковой Л.М. и членов ее семьи с 1996 по 2004 г. исполняли не надлежащим образом, в связи с чем нарушили их права. Суд первой инстанции указанным обстоятельствам должной оценки не дал.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу положений ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Судом установлено, что о нарушении своего права истица Садыкова Л.М. узнала только в 07.12.2010 г., после чего она обратилась с заявлением к руководителю ОФМС РФ по РА с просьбой разобраться в ситуации.

Выводы суда первой инстанции о том, что в 2004 г. истца составом семьи 3 человека была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а данных о том, что она обращалась с заявлением ранее необоснованны, поскольку нашли подтверждение материалами настоящего гражданского дела. При этом никаких доказательств обратного суду не представлено.

В связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права и оно подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, однако, поскольку новых доказательств представлять не требуется, то в соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского районного суда от 02.03.2012 года отменить и принять по делу новое решение.

    Признать Садыкову Л.М., Садыкова А.М., Садыкова А.А. состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 05.05.1996 г.

    Обязать Администрацию МО «Майкопский район» включить Садыкову Л.М., Садыкова А.М., Садыкова А.А. в список вынужденных переселенцев, состоящих на учете в качестве граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 05.05.1996 г.

Председательствующий - Ткаченко В.В.

Судьи – Хапачева Р.А. и Григорова Ж.В.

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Адыгея                     Ж.В. Григорова

33-372/2012

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
27.04.2012Судебное заседание
04.05.2012Судебное заседание
14.05.2012Дело сдано в канцелярию
14.05.2012Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее