Решение по делу № 33-3666/2023 от 19.09.2023

УИД 68RS0002-01-2023-001424-50

Дело № 33-3666/2023

Судья: Изгарёва И.В. (дело № 2-1437/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    20 ноября 2023 года                                                                   г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,

судей Альчиковой Е.В., Сорокиной С.Л.,

                при секретаре Кануткиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокрещенова Александра Сергеевича к УМВД России по Тамбовской области об установлении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

          по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 июля 2023 года,

заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В., судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Пенсионер МВД РФ Новокрещенов А.С. обратился с иском к бывшему работодателю - УМВД России по Тамбовской области об установлении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование своих требований истец указал, что статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудникам органов внутренних дел, отвечающим требованиям части 2 указанной статьи, за счет средств федерального бюджета и в пределах лимитов выплачивается единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (далее - выплата).

Порядок учёта лиц, обратившихся за выплатой и поставленных на учёт, определен помимо указанной статьи Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 (далее - Правила).

17.12.2013 истец подал в УМВД России по Тамбовской области заявление на получение выплаты, приложив к заявлению все документы, которые требуются в соответствии с пунктом 5 Правил.

12.05.2014 жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Тамбовской области приняла решение о постановке истца с семьей на учёт на получение выплаты, и Новокрещенов А.С. был включен в список нуждающихся в ЕСВ (распоряжение от 12.07.2014 № 1/499). Данное заявление на получение выплаты рассмотрено с нарушением сроков, установленных п. 15 Правил.

В силу пунктов 20,31 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Истец полагал, что несвоевременное рассмотрение его заявления жилищно-бытовой комиссией УМВД РФ по Тамбовской области нарушает его права в части определения даты постановки на учет для получения ЕСВ.

На основании изложенного истец просил суд обязать УМВД России по Тамбовской области признать датой постановки его на учет с членами семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации 17.12.2013г. В уточненном иске просил считать его состоящим на учете в УМВД РФ по Тамбовской области для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17.12.2013.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 28.07.2023 исковые требования Новокрещенова Александра Сергеевича удовлетворены. Признано считать Новокрещенова Александра Сергеевича состоящим на учете в УМВД РФ по Тамбовской области для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17.12.2013.

УМВД России по Тамбовской области в апелляционной жалобе выражает несогласие с принятым судебным актом, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Приведя нормы Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, автор жалобы указывает, что действия ответчика по принятию истца на учет и определению

очередности на получение единовременной социальной выплаты соответствуют порядку, установленному этими Правилами.

    А то обстоятельство, что решение о принятии Новокрещенова А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты принято жилищно-бытовой комиссией с нарушением установленного двухмесячного срока, само по себе не может расцениваться, как нарушающее его право на своевременное получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности, исходя из стажа службы, даты подачи заявления, года принятия на учет, и не является основанием для возложения на ответчика обязанности поставить его на учет с даты подачи им заявления.

Установленная положениями Правил обязанность уполномоченного подразделения федерального органа исполнительной власти вести книгу учета и базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, в порядке очередности с учетом стажа службы и даты подачи заявления о принятии на учет, а единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формировать с учетом даты подачи заявления и года принятия на учет, ответчиком соблюдена.

Кроме того, в соответствии с пунктом 25 Правил, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается распределение органу бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, без учета абзаца второго настоящего пункта.

Таким образом, нахождение лица в очереди в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения зависит от наличия права нахождения в ней, стажа службы и даты подачи заявления и предусмотренных пунктом 5 Правил документов. Дата правового акта, утверждающего решение комиссии о принятии на учет, равно как и дата такого решения не определяют очередность получения выплаты, иное Правилами не предусмотрено.

Новокрещенов А.С. в лице представителя Крюкова Ю.А. в возражениях на апелляционную жалобу считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Полагает, что основания для отмены решения отсутствуют. В связи с чем, просит оставить его без изменения.

Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях на нее.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Новокрещенова А.С., его представителя Крюкова Ю.А., представителя ответчика УМВД России по Тамбовской области Русанова Д.В., явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), (здесь и далее нормативные акты приводятся в редакции, действовавшей на день подачи заявления – 17.12.2013), сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата) (часть 1 статьи 4).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно части 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила) принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (пункт 5 Правил).

Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).

Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).

Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (пункт 15 Правил).

Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения (пункт 17 Правил).

Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20 Правил).

На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета (пункт 22 Правил).

Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Согласно абзаца 2 пункта 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального Закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (абзац введен Постановлением правительства РФ от 19.12.2018 № 1596).

Поскольку решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, то, следовательно, в силу п. 15 Правил, дата подачи документов и дата решения о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты не совпадают.

Исходя из вышеприведенного правового регулирования, при определении порядка очередности учитываются дата подача заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Новокрещенов А.С., являясь сотрудником МВД России, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Для реализации указанного права, имея соответствующий стаж службы в органах внутренних дел более 15 лет, 17.12.2013. Новокрещенов А.С. обратился в УМВД России по Тамбовской области с заявлением на получение указанной выплаты, приложив к нему необходимый пакет документов, что подтверждается копией заявления от 17.12.2013(л.д.27). Из копии протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тамбовской области № 12 от 27.05.2014(л.д.25-26) следует, что Новокрещенов А.С. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей 4 человека. Согласно копии распоряжения начальника УМВД № 1/499 от 12.07.2014, утверждено решение жилищно-бытовой комиссии(л.д.24).

На Новокрещенова А.С. заведено учетное дело с присвоением уникального номера; в книгу учета занесены сведения об уникальном номере, стаже службы, дате подачи заявления и дате принятия на учет.

Данные обстоятельства УМВД России по Тамбовской области в суде не оспаривались.

Из протокола жилищно-бытовой комиссии не следует, с какой конкретной даты Новокрещенов А.С. был поставлен на учет.

Из вышеизложенного следует, что заявление Новокрещенова А.С. было рассмотрено жилищно-бытовой комиссией с нарушением 2 месячного срока, предусмотренного п.15 Правил.

На дату подачи Новокрещеновым А.С. заявления, Правилами не были установлены сроки для утверждения решения жилищно-бытовой комиссии. В настоящее время такой срок установлен п.15 Правил - не более 14 рабочих дней.

    Новокрещенов А.С. указывает, что из информации, размещенной на сайте Министерства внутренних дел РФ в 2023 году, он узнал о дате постановки его на очередь- 12.07.2014, тогда как заявление им было подано 17.12.2013. Таким образом, лица, подавшие заявление позднее него, оказались в очереди на получение единой социальной выплаты впереди него, что нарушает его право на своевременное получение единовременной выплаты.

    Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями статьи 4 Федерального закона РФ от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 5, 14, 15, 18, 25, 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, приказа МВД России от 30.03.2012 № 207, утратившего силу в связи с изданием приказа МВД России от 19.01.2022 № 59, приказом МВД России от 25.01.2022 № 70.

Поскольку, по мнению суда первой инстанции, дата подачи заявления на выплату и дата принятия на учет разнятся, учитывая, что истец подал заявление на предоставление ЕСВ и полный пакет документов 17.12.2013, именно указанная дата является датой возникновения у истца права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья и датой принятия истца на учет для получения ЕСВ, для реализации прав истца и в соответствие со ст.12 ГК РФ следует считать Новокрещенова А.С. состоящим на учете в УМВД РФ по Тамбовской области для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17.12.2013. Это исключит возможность неверного толкования даты постановки его на учет для получения ЕСВ и, соответственно, времени получения им выплаты.

Судебная коллегия не находит оснований, чтобы не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика не отрицал, что в связи с нарушением жилищно-бытовой комиссией установленного Правилами 2-х месячного срока рассмотрения заявлений сотрудников о постановке на учет для получения единой социальной выплаты, возникла ситуация в 2012-2013 годах, что решения жилищно-бытовой комиссии по ряду сотрудников и приказы об утверждении решений комиссии, по лицам, подавшим заявления позднее Новокрещенова А.С., были приняты раньше, чем было утверждено решение жилищно-бытовой комиссии в отношении Новокрещенова А.С.

Пояснил, что в базе данных лица, состоящие в органах внутренних дел РФ на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с п.9 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 25.01.2022 № 70, значатся под уникальным номером, в состав которого включается дата утверждения решения жилищно-бытовой комиссии о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты. Таким образом, электронная очередь формируется по дате утверждения решений жилищно-бытовых комиссий.

Из пояснений представителя ответчика также следует, что МВД РФ денежные средства выделяются по субъектам без указания конкретных фамилий лиц, стоящих на очереди. Однако по направляемым денежным суммам прослеживается, что она выделяется для лиц, стоящих в очереди, исходя из дат утверждения решений жилищно-бытовых комиссий в хронологическом порядке. Поэтому выплаты производятся по электронной очереди. В настоящее время жилищно-бытовой комиссией заявления рассматриваются, а потом утверждаются строго в порядке очередности их поступления, поэтому права лиц не нарушаются.

На вопрос судебной коллегии, представитель ответчика ответил, что иным внесудебным путем, восстановить права истца не получится.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования вышеприведенных правовых актов при принятии истца на учет не были соблюдены. Сотрудники ОВД, обратившиеся позднее истца, и в отношении которых решение о принятии на учет утверждено ранее 12.07.2014, в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты имеют преимущество перед истцом, что свидетельствует о нарушении прав последнего, и, доказательств отсутствия нарушения прав истца ответчиком не представлено. Таким образом, действия ответчика по постановке истца на указанный учет с даты утверждения протокола комиссии - с 12.07.2014, то есть спустя значительный период времени с момента обращения сотрудника (17.12.2013) с заявлением, нарушают права последнего на своевременное получение единовременной социальной выплаты наравне с лицами, поставленными на соответствующий учет в 2013 году, поскольку в силу п. 31 Правил, данная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет, а также ставят истца в зависимость от усмотрения ответчика относительно периода времени для принятия такого распоряжения.

Доказательством, подтверждающим доводы истца о постановке на очередь лиц, подавших заявление позднее него, а протоколы комиссий были утверждены ранее, чем утвержден протокол по его заявлении, является список, представленный ответчиком, свидетельствующий о формировании очереди именно по дате утверждения решения комиссии. Кроме того, представитель ответчика пояснил, что денежные средства выделяются согласно очереди по дате утверждения протоколов жилищно-бытовых комиссий.

Так, из списка наглядно видно, что истец, указанный в представленном списке под номером 218, подал заявление 17.12.2013, протокол утвержден 12.07.2014. Тогда как по лицам, указанным в представленном списке под номерами 197-208, подавшими заявления в январе-апреле 2014 году, протоколы утверждены 30.06.2014.

При установленных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 июля 2023 года отставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с даты его принятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено и подписано 07.12.2023.

33-3666/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Новокрещенов Александр Сергеевич
Ответчики
УМВД России по Тамбовской области
Суд
Тамбовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
19.09.2023Передача дела судье
25.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
08.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Передано в экспедицию
20.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее