УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Гордееве А.С., с участием административного истца Тетерина Валерия Александровича, его представителя Пономаренко Дмитрия Николаевича, действующего на основании доверенности от 22 апреля 2020 г., представителей административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области Штурневой М.В., действующей на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , Мироновой Е.А., действующей на основании доверенности Номер изъят-Номер изъят от Дата изъята , прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Валеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-237/2020 по административному исковому заявлению Тетерина В.А. к Избирательной Комиссии Иркутской области о признании недействующим и отмене пункта 1.1. Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области (в редакции Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651),
У С Т А Н О В И Л :
Тетерин В.А. обратился с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Иркутской области о признании недействующим и отмене пункта 1.1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области (в редакции Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651).
В обоснование административных исковых требований административный истец указывает, что Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 10 июня 2020 г. № 31/11-ЗС «О назначении досрочных выборов Губернатора Иркутской области» на 13 сентября 2020 г. были назначены досрочные выборы Губернатора Иркутской области.
9 июля 2020 г. Избирательная комиссия Иркутской области приняла Постановление № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области». Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651 в вышеназванное постановление были внесены изменения, в частности оно было дополнено пунктом 1.1. следующего содержания: «1.1. Определить режим работы территориальных и участковых избирательных комиссий Иркутской области 11 и 12 сентября 2020 г. с 8:00 до 20:00». Таким образом, Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 (в редакции постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651) фактически предусмотрено проведение на всех избирательных участках, расположенных на территории Иркутской области двухдневного досрочного голосования на досрочных выборах Губернатора Иркутской области.
Административный истец указывает, что в соответствии со статьей 68 Закона Иркутской области от 25.06.2012 № 54-оз «О выборах Губернатора Иркутской области» (в ред. от 20.05.2020) (далее Закона Иркутской области от 25.06.2012 № 54-оз) предусмотрено, что досрочное голосование на выборах Губернатора Иркутской области проводится только в двух случаях: на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании; если отдельные группы избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях и тому подобное), и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с указанной выше нормой Закона Иркутской области от 25.06.2012 № 54-оз досрочное голосование предусмотрено в качестве субсидиарного (дополнительного) вида голосования и только для труднодоступных или отдаленных местностей.
Административный истец полагает, что оспариваемым пунктом 1.1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 фактически досрочное голосование введено на всей территории Иркутской области вместо основного дня голосования, однако административный ответчик не наделен полномочиями по изменению установленного Законом порядка голосования на выборах Губернатора Иркутской области, так как решение этого вопроса относится к компетенции Законодательного Собрания Иркутской области.
Оспариваемые административным истцом положения пункта 1.1 Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 10 июля 1995 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 года»
Согласно данной правовой позиции изменение правил проведения голосования в процессе уже начатой избирательной кампании нарушает принцип равного избирательного права соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов (статья 3 часть 3 Конституции Российской Федерации).
Указанный принцип закреплен также в пункте «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, действие которого признано Российской Федерацией.
Административный истец полагает, что оспариваемые изменения в процедуре выборов Губернатора Иркутской области привели к неравенству прав граждан при осуществлении ими как пассивного, так и активного избирательного права.
Административный истец считает, что введение дополнительной процедуры досрочного голосования на всей территории Иркутской области при проведении выборов Губернатора Иркутской области не может быть оправдано стремлением предоставить возможность проголосовать как можно большему числу избирателей, поскольку те избиратели, которые по каким-либо причинам будут находиться в день голосования вне места своего жительства вправе подать в соответствующую избирательную комиссию заявление о включений их в список избирателей по месту своего нахождения, как это предусмотрено частью 4 статьи 14 Закона Иркутской области от 25.06.2012 № 54-оз.
Административный истец Тетерин В.А. считает, что пункт 1.1. Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области» (в редакции Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651) должен быть признан судом незаконным и отменен, поскольку он противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает его права, гарантированные статьями 19, 32 Конституции Российской Федерации, а также создает угрозу легитимности досрочных выборов Губернатора Иркутской области и достоверности их итогов.
В административном исковом заявлении административный истец указывает, что не оспаривал в порядке подчиненности в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации положения постановления Избирательной комиссии Иркутской области, являющиеся предметом проверки по настоящему административному делу.
Административный истец просит суд признать незаконным и отменить пункт 1.1. Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области (в редакции Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651).
В судебном заседании административный истец Тетерин В.А. свое административное исковое заявление поддержал, просил его требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца Тетерина В.А. – Пономаренко Д.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержал, просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области Штурнева М.В., Миронова Е.А., действующие на основании доверенностей, поддержали доводы представленного суду отзыва на административное исковое заявление Тетерина В.А., просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Законодательное Собрание Иркутской области, надлежащим образом, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, согласно телефонограмме, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд, выслушав мнение явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Валеевой Ю.Р., совещаясь на месте, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения административного истца Тетерина В.А., его представителя Пономаренко Д.Н., поддержавших административные исковые требования, представителей административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области Штурневой М.В., Мироновой Е.А., поддержавших доводы возражений на административный иск, просивших в удовлетворении административных исковых требований отказать, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей, что административные исковые требования Тетерина В.А. удовлетворению не подлежат, проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Тетерина В.А.
Как предусмотрено частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно административному исковому заявлению и приложенных к нему документов суд приходит к выводу о наличии у административного истца Тетерина В.А. права на обращение в суд с данным административным исковым заявлением, поскольку он, как гражданин Российской Федерации является избирателем, проживающим в Иркутской области (зарегистрирован на территории Иркутской области), достиг возраста (исходя из даты своего рождения), с которого гражданин вправе осуществлять реализацию своего активного избирательного права на выборах Губернатора Иркутской области, назначенных постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 10 июня 2020 г. № 31/11-3C «О назначении досрочных выборов Губернатора Иркутской области» на 13 сентября 2020 г.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данный спор подсуден Иркутскому областному суду, так как к подсудности областных судов отнесены дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума).
Согласно части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки на подачу административного искового заявления о защите избирательных прав Тетериным В.А. соблюдены, так как по данной категории административных дел административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, законодательства о выборах, исходя из даты принятия оспариваемого постановления Избирательной комиссии Иркутской области, трехмесячный срок не истек.
Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 10 июня 2020 г. № 31/11-3C «О назначении досрочных выборов Губернатора Иркутской области» на 13 сентября 2020 г. назначены досрочные выборы Губернатора Иркутской области (данное постановление опубликовано на официальный интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 10.06.2020, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2020).
В соответствии со статьей 16 Закона Иркутской области от 25 июня 2012 г. № 54-оз «О выборах Губернатора Иркутской области» (в ред. на 20.05.2020) подготовку и проведение выборов Губернатора Иркутской области осуществляют Избирательная комиссия Иркутской области, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
Частями 1 и 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области» (в ред. от 06.03.2020) (далее – Закон Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз) предусмотрено, что Избирательная комиссия Иркутской области является государственным органом Иркутской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Иркутской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Иркутской области.
Избирательная комиссия Иркутской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Избирательной комиссии Иркутской области составляет пять лет.
В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз решения Избирательной комиссии Иркутской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, решения и иные акты Избирательной комиссии Иркутской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты Избирательной комиссии Иркутской области не подлежат государственной регистрации.
Пунктами 1, 3, 19 статьи 10 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз предусмотрено, что Избирательная комиссия Иркутской области среди других полномочий осуществляет на территории Иркутской области: контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории Иркутской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области, настоящим Законом, иными законами Иркутской области.
Согласно частям 1, 2, 3, 11, 12 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз Избирательная комиссия Иркутской области формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Формирование Избирательной комиссии Иркутской области осуществляется Законодательным Собранием Иркутской области и Губернатором Иркутской области на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Иркутской области, других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, Избирательной комиссии Иркутской области предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Половина членов Избирательной комиссии Иркутской области назначается Законодательным Собранием Иркутской области, другая половина - Губернатором Иркутской области.
Решения о назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области оформляются правовыми актами соответственно Законодательного Собрания Иркутской области и Губернатора Иркутской области.
Список нового состава Избирательной комиссии Иркутской области подлежит официальному опубликованию не позднее дня истечения срока полномочий предыдущего состава комиссии.
В соответствии с частями 3, 4 статьи Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз председатель Избирательной комиссии Иркутской области избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии Иркутской области избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Согласно частям 1, 12, 14, 15 статьи 14 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз Избирательная комиссия Иркутской области правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава комиссии.
Решения Избирательной комиссии Иркутской области по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса.
Решения Избирательной комиссии Иркутской области оформляются постановлениями. Решения Избирательной комиссии Иркутской области подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Согласно частям 4 и 5 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз решения Избирательной комиссии Иркутской области, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и сроки, которые установлены соответствующим законом.
Официальным опубликованием решений Избирательной комиссии Иркутской области признается первое опубликование полного текста решения (постановления) в печатном средстве массовой информации либо сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации, либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), либо в журнале «Вестник Избирательной комиссии Иркутской области».
Согласно части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 г. № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная».
В соответствии со статьей 51, частью 2 (1) статьи 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-оз (в ред. от 08.10.2019) «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», а также Законом Иркутской области от 10 июля 2014 г. № 90-оз (в редакции от 27.12.2018) «О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации», официальное опубликование правовых актов Иркутской области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а равно на «Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru).
Проверяя соблюдение закона о формировании Избирательной комиссии Иркутской области, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, судом установлено, что распоряжением Губернатора Иркутской области Левченко С.Г. от 4 июня 2018 г. № 73-р «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса» в соответствии со статьями 22, 23 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, статьей 11 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз «Об избирательной комиссии Иркутской области» были назначены члены Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса: Барышников В.В., Босмова Е.А., Пономаренко Д.Н. И.В., Сеньков А.В., Скабёлкина А.А.,Чухнова О.А., Юзвак С.Б., распоряжение опубликовано в общественно-политической газете «Областная», № 60, от 6 июня 2018 г.
Также Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 г. № 63/1-ЗС «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области» членами Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса назначены: Гоголев А.Г., Махнина Ю.Б., Покорский А.С., Прохорова Е.М., Сергеев С.С., Шеметова Т.А., Ядришникова А.А., опубликовано в общественно-политической газете «Областная», № 61 от 8 июня 2020 г.
Согласно Распоряжению ВРИО Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. от 19 февраля 2020 г. № 23-р «О досрочном освобождении от обязанностей членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса» досрочно освобождены об обязанностей членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса Юзвак С.Б., Басмова Е.А., опубликовано в общественно-политической газете «Областная» № 19 (2071) от 21 февраля 2020 г.
Распоряжением ВРИО Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. от 17 марта 2020 г. № 44-р «О назначении членов Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса» назначены членами Избирательной комиссии Иркутской области с правом решающего голоса Подшивалов В.Е., Шангин А.Ю., опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области ogirk.ru Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 27.03.2020, а также в общественно-политической газете «Областная», № 33 от 30 марта 2020 г.
Согласно указанным выше нормативным правовым актам на момент принятия оспариваемых административным истцом постановлений Избирательная комиссия Иркутской области действовала в составе 14 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса: Барышникова В.В., Дмитриева И.В., Сенькова А.В., Скабёлкина А.А., Чухновой О.А., Гоголева А.Г., Махниной Ю.Б., Покорского А.С., Прохоровой Е.М., Сергеева С.С., Шеметова Т.А., Ядришникова А.А., Подшивалова В.Е., Шангина А.Ю..
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 7 июня 2018 г. № 1/3 «Об избрании председателя Избирательной комиссии Иркутской области» председателем Избирательной комиссии Иркутской области избран Дмитриев И.В., опубликовано в официальном печатном издании Избирательной комиссии Иркутской области «Вестник Избирательной комиссии Иркутской области» № 6 (219).
Согласно постановлению Избирательной комиссии Иркутской области от 7 июня 2018 г. № 1/7 «Об избрании секретаря Избирательной комиссии Иркутской области» секретарем Избирательной комиссии Иркутской области избрана Прохорова Е.М., опубликовано в официальном печатном издании Избирательной комиссии Иркутской области «Вестник Избирательной комиссии Иркутской области» № 6 (219).
Как следует из Выписки из протокола Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82 на заседании присутствовали 11 членов комиссии: председатель комиссии Дмитриев И.В., секретарь комиссии Прохорова Е.М., 9 членов комиссии с правом решающего голоса: Барышников В.В., Гоголев А.Г., Махнина Ю.Б., Подшивалов В.Н., Покорский А.С., Сергеев С.С., Скабёлкин А.А., Шангин А.Ю., Шеметова Т.А., на повестке дня стоял вопрос: «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области», докладывала Прохорова Е.М., приняли постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 года № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области», за его принятие, присутствующие члены избирательной комиссии с правом решающего голоса голосовали единогласно.
Из Выписки из протокола Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85 на заседании присутствовали 12 членов комиссии: председатель комиссии Дмитриев И.В., секретарь комиссии Прохорова Е.М., 10 членов комиссии с правом решающего голоса: Барышников В.В., Гоголев А.Г., Подшивалов В.Н., Покорский А.С., Сергеев С.С., Скабёлкин А.А., Чухлова О.А., Шангин А.Ю., Шеметова Т.А., Ядришников А.А. на повестке дня стоял вопрос: «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 года № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области», докладывала Лютая С.А., приняли постановление от 28 июля 2020 г. № 85/651 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области», за его принятие, присутствующие члены избирательной комиссии с правом решающего голоса голосовали единогласно.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально, комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава; заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса; решения комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (за исключением некоторых видов решений); решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
Анализируя указанные выше выписки из протоколов заседаний Избирательной комиссии Иркутской области, суд приходит к выводу о наличии при принятии постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617, а также постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. 85/651 необходимого кворума, так как для принятия таких постановлений необходимо простое большинство голосов членов комиссии с правом решающего голоса присутствующих на заседании (статья 14 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз).
Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 и постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. 85/651 приняты с соблюдением требований к форме таких правовых актов, установленных статьей 14 Закона Иркутской области от 18 июля 2008 г. № 51-оз, они приняты в форме постановлений, подписаны председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Согласно части 9 статьи 3 Закона Иркутской области от 25 июня 2012 г. № 54-оз нормативные правовые акты избирательных комиссий, правовые акты органов государственной власти, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов Губернатора Иркутской области, публикуются в региональных государственных периодических печатных изданиях, а в случае их отсутствия - в иных периодических печатных изданиях. Другие решения указанных органов, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов Губернатора Иркутской области, публикуются, либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.
Как предусмотрено частью 2 статьи 6 Закона Иркутской области от 25 июня 2012 г. № 54-оз решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области», от 28 июля 2020 г. № 85/651 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области» опубликованы на официальном сайте Избирательной комиссии Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http:// www.irkutsk.izbirkom.ru/dokumenty-izbiratelnoy-komissii/postanovleniya-komissii 2020/iyul.php.
Таким образом, поскольку постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 и постановление от 28 июля 2020 г. № 85/651 являются локальными правовыми актами, адресованными территориальным и участковым избирательным комиссиям, то по смыслу указанной нормы они относятся к категории «других решений» избирательной комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов Губернатора Иркутской области, которые публикуются, либо доводятся до всеобщего сведения иным путем, в соответствии с чем размещение данных постановлений на официальном сайте Избирательной комиссии Иркутской области суд признает надлежащим исполнением обязанности по опубликованию оспариваемого правового акта.
Исследуя вопрос о полномочиях Избирательной комиссии Иркутской области на принятие оспариваемого постановления, суд установил, что согласно пунктам 1, 2, 3, 29 части 1 статьи 22 Закона Иркутской области от 25 июня 2012 г. № 54-оз «О выборах Губернатора Иркутской области» Избирательная комиссия Иркутской области организует подготовку и проведение выборов Губернатора Иркутской области, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории области при подготовке и проведении выборов Губернатора Иркутской области, обеспечивает единообразное применение указанного закона, принимает решения по вопросам применения данного закона, осуществляет иные полномочия в соответствии с избирательным законодательством.
В соответствии со статьями 3, 6 Закона Иркутской области от 25 июня 2012 г. № 54-оз решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов Губернатора Иркутской области осуществляется открыто и гласно.
Постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области» принято в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 22 Закона Иркутской области от 25 июня 2012 г. № 54-оз.
Данным постановлением устанавливается рекомендуемый режим работы территориальных и участковых избирательных комиссий в период избирательной кампании по досрочным выборам Губернатора Иркутской области.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области» указанное постановление дополнено пунктом 1.1, которым определен режим работы территориальных и участковых избирательных комиссий Иркутской области 11 и 12 сентября 2020 г. с 8:00 до 20:00.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Разрешая вопрос о юридической квалификации оспариваемого административным истцом постановления Избирательной комиссии Иркутской области суд исходит из того, что данное постановление является правовым актом принятым управомоченным органом в установленной для таких актов форме, содержащим властное предписание, обязательное для исполнения территориальными и участковыми избирательными комиссиями, вместе с тем, оно не содержит норм права, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц, и по смыслу разъяснений приведенных в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативным правовым актом не является.
Оспариваемое административным истцом постановление принято Избирательной комиссией Иркутской области в пределах полномочий, установленных пунктами 1, 2, 3, 29 части 1 статьи 22 Закона Иркутской области от 25 июня 2012 г. № 54-оз.
Указом Губернатора Иркутской области № 59-уг от 18 марта 2020 г. «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», действующим на момент рассмотрения настоящего административного дела в редакции Указа № 248-уг от 28 августа 2020 г. (опубликован 19 марта 2020 г. за № 3800202003190001 на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru, а также в общественно-политической газете «Областная» № 30 от 23.03.2020), Иркутская область определена территорией, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Ограничительные меры по предотвращению распространения на территории Иркутской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) продлены до 14 сентября 2020 г.
Из содержания постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области» следует, что оно принято на основании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года», которое в свою очередь принято на основании положений абзаца второго пункта 1 и пункта 16 статьи 65, пункта 18 статьи 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 16 статьи 65, пунктом 18 статьи 66 Федерального закона от 12 декабря 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. 23.05.2020) (далее Федеральный закон от 12 декабря 2002 г. № 67-ФЗ) в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, могут проводиться:
- досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме - до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования;
- голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено - до дня голосования, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования;
- голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.
Эти положения абзаца второго пункта 1 и пункта 16 статьи 65, пункта 18 статьи 66 Федерального закона от 12 декабря 2002 г. № 67-ФЗ внесены Федеральным законом от 23.05.2020 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного федерального закона.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23.05.2020 № 154-ФЗ данный закон вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - Дата изъята , начало действия документа - 23.05.2020).
Учитывая изложенное выше, положения абзаца второго пункта 1 и пункта 16 статьи 65, пункта 18 статьи 66 Федерального закон от 12 декабря 2002 № 67-ФЗ применяются к выборам, назначенным после 23 мая 2020 г., то есть распространяются на выборы Губернатора Иркутской области, назначенные Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 10 июня 2020 г. № 31/11-ЗС «О назначении досрочных выборов Губернатора Иркутской области» на 13 сентября 2020 г.
В соответствии с пунктами 1.2-1.4 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7, при проведении выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) применяются следующие дополнительные формы организации голосования:
1) досрочное голосование в помещении для голосования (далее - досрочное голосование в помещении);
2) досрочное голосование вне помещения для голосования (далее - досрочное голосование на дому).
Досрочное голосование в соответствии с указанными формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени, то есть 11 и 12 сентября 2020 г. с 8 до 20 часов по местному времени.
Вышеуказанные положения Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7, подлежат применению при проведении досрочных выборов Губернатора Иркутской области, назначенных на 13 сентября 2020 г.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что применение вышеуказанных дополнительных форм организации голосования при проведении досрочных выборов Губернатора Иркутской области осуществляется в силу обязательного для исполнения избирательной комиссией субъекта указания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, предусмотренного пунктом 1.4. Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7.
Из буквального толкования оспариваемого постановления Избирательной комиссии Иркутской области, организующей выборы Губернатора Иркутской области, определяющего режим работы территориальных и участковых комиссии 11 и 12 сентября 2020 г., не следует, что им самостоятельно вводится какой-либо порядок досрочного голосования на выборах Губернатора Иркутской области, поэтому довод административного истца о нарушении Избирательной комиссией Иркутской области положений статьи 68 Закона Иркутской области от 25.06.2012 № 54-оз, и выходе за пределы своих полномочий не может быть принят судом, как основанный на не правильном толковании норм избирательного права.
Учитывая изложенное выше, суд не усматривает какого-либо нарушения активного избирательного права административного истца оспариваемым постановлением Избирательной комиссии Иркутской области, а следовательно, оснований для удовлетворения его административных исковых требований.
Кроме того, на момент рассмотрения постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года» не утратило свою юридическую силу, не признано недействующим, а проверка его законности не относится к предмету настоящего административного дела.
Руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административных исковых требований Тетерина В.А. к Избирательной комиссии Иркутской области о признании недействующим и отмене пункта 1.1. Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области» (в редакции Постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 28 июля 2020 г. № 85/651 «О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 9 июля 2020 г. № 82/617 «О режиме работы избирательных комиссий Иркутской области в период подготовки и проведения досрочных выборов Губернатора Иркутской области») - отказать.
Решение может быть обжаловано в пятидневный срок со дня принятия решения судом в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята в Дата изъята часов.