Решение по делу № 2а-740/2022 (2а-8974/2021;) от 24.09.2021

УИД № 11RS0001-01-2021-016113-12 Дело № 2а-740/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Баранове Д.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Семеновой Я.В.,

представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Первушиной Я.Н.,

заинтересованных лиц Майбуровой В.А., Горецкой О.Н., Королевой Е.О., Игушевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Сыктывкара, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО «Сыктывкар», руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяиновой Н.С. о признании незаконным постановления от 29.10.2019 № 10/3270 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме 6 «а» по ул. Лесозаводская г. Сыктывкара, до 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ...,

установил:

и.о. прокурор г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2019 № 10/3270 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ... до 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ... ..., в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на угрозу жизни и здоровью граждан в результате аварийности дома, угрозы возможного обрушения, которая имелась с момента признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, истец настаивает на том, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок расселения жителей многоквартирного дома признанного аварийным и подлежащим сносу до 2027 года нельзя признать разумным, руководствуясь тем, что проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья не только проживающих в указанном многоквартирном доме людей ввиду угрозы самопроизвольного разрушения МКД, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не учитывалось администрацией при принятии постановления. Ранее внесенный протест на постановление администрацией МО ГО «Сыктывкар» оставлен без удовлетворения.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика глава МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинова Н.С., в качестве заинтересованных лиц собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома.

Прокурор Семенова Я.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в их обоснование.

Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Первушина Я.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Заинтересованные лица Майбуровой В.А., Горецкой О.Н., Королевой Е.О., Игушевой Л.М. поддержали позицию административного истца, просили об удовлетворении административных исковых требований.

Иные лица, привлеченные к участию в деле, участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции РФ федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Согласно части 1 стати 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.09.2019 № 124 на основании технического отчета по обследованию многоквартирного жилого дома, выполненного Северным филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 24.12.2019, принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома ... аварийным и подлежащим сносу.

29.10.2019 администрацией МО ГО «Сыктывкар» вынесено постановление №10/3270 о признании многоквартирного жилого дома ... аварийным и подлежащим сносу. Постановлено принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном жилом доме, в срок до 2027 года.

Полагая, что срок принятия мер к расселению граждан, указанный в пункте 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» не является разумным, так как спорный многоквартирный дом представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и может прекратить свое существование как объект недвижимости, прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ).

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

В соответствии заключением Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 24.12.2019, на основании которого межведомственной комиссией МО ГО «Сыктывкар» принято заключение о признании дома ... аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный дом 1965 года постройки, эксплуатируемый на протяжении 54 лет, имеет моральный износ здания более 60 %, физический износ 77 %, установлено аварийное техническое состояние несущих конструкций, техническое состояние стен, перегородок, состояние полов, перекрытий, состояние кровли, оконных проемов оценивается как аварийное, с учетом положений СП здание не может считаться годным для проживания, проведение капитального ремонта технически нецелесообразно. Согласно представленному заключению пребывание граждан в таком доме не безопасно, сохранность инженерного оборудования при таком состоянии несущих конструкций находится под угрозой прорыва в результате неконтролируемой осадки конструкций стен, перекрытий.

Имеющиеся в отчете фотоматериалы подтверждают выше описанное состояние дома, и также подтверждает, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья собственников и нанимателей, а также членов их семей.

С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании оценки представленных в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом 6 «а» по ул. Лесозаводская г. Сыктывкара, признанный аварийным и подлежащим сносу, представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.

В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, а физический износ составляет 77 %, суд приходит к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до 2027 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью.

При таких обстоятельствах, определенный пунктом 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома ... аварийным и подлежащим сносу – до 2027 года, не может быть признан разумным, отвечающим установленным в законе требованиям.

Поскольку в силу приведенных выше норм права определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и, соответственно, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность по установлению иного разумного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома ... аварийным и подлежащим сносу, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Оценивая доводы представленных возражений, суд исходит из того, что приведенные в обоснование разумности сроков расселения обстоятельства, таковыми не являются.

Право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного административным ответчиком срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, представляющего особую опасность для жизни и здоровья граждан. Предоставление в порядке статьи 95 Жилищного кодекса РФ маневренного фонда, исходя из того, что вселение граждан в помещения маневренного фонда является правом последних, носит временных характер и не может считаться исполнением гарантированных прав граждан, не ставит под сомнение обоснованности и правомерности требований иска.

Принимая решение по делу, суд также исходит из того, что право прокурора на обращение в суд с настоящим иском регламентировано в статье 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, из которой следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Вопреки указанию ответчика, с учетом характера спора, оснований обращения прокурора в суд с настоящим иском, суд находит доводы представителя ответчика об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с настоящим иском необоснованными. Расселение аварийного дома, законность срока которого являлась предметом оценки суда в рамках настоящего дела, как этапа, предшествующего сносу дома, признанного аварийным и несущего угрозу обрушения, затрагивает права не только лиц, указанных выше, но и неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, руководствуясь тем, что предмет иска четко определен, обстоятельства, с учетом характера спора подлежащие выяснению, установлены, заявленные и.о. прокурором г. Сыктывкара требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО «Сыктывкар», руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяиновой Н.С. о признании незаконным постановления от 29.10.2019 № 10/3270 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ..., до 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ..., удовлетворить.

Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2019 № 10/3270 в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ..., до 2027 года.

Возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность устранить нарушение путем определения разумного срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ..., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-740/2022 (2а-8974/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура города Сыктывкара
Ответчики
Администрация МО ГО Сыктывкар
Другие
МАКАРОВ ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Горецкая Оксана Николаевна
Федоренко Любовь Николаевна
Игутова Асия Байтимировна
Михайлова Нина Валентиновна
Вопилова Маргарита Анатольевна
Королева Елена Олеговна
Майбурова Валентина Алексеевна
Оверина Маргарита Михайловна
Игушева Лидия Михайловна
Макаров Алексей Константинович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
24.09.2021Регистрация административного искового заявления
25.09.2021Передача материалов судье
28.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2021Судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
21.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее