УИД: 66RS0053-01-2023-003362-22
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 26 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Зоновой А. Е.,
судей Мурашовой Ж. А.,
Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евстафьевой М. М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Патрушева Кирилла Дмитриевича к администрации Сысертского городского округа, МКУ «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным решения об отказе вназначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе третьего лица Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 19 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Газизовой Н. В. (доверенность от 9 января 2024 года), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Патрушев К.Д. обратился с иском к администрации Сысертского городского округа, Муниципальному казенному учреждению «Информационно-расчетный центр» о признании незаконным решения об отказе вназначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг.
В обоснование иска указал, что в соответствии с трудовым договором от 10 сентября 2021 года №43 работает тренером-преподавателем муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа Сысертского городского округа» ( г. Сысерть, ул. Маркса, 92), (далее по тексту - МАУ ДО СШ СГО).
На основании пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» ему предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании уведомления МКУ «Информационно-расчетный центр» от 3 мая 2023 года № 779 истцу с 1 марта 2023 года отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения икоммунальных услуг в связи с тем, что в силу ч. 2 ст. 24 Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» меры социальной поддержки устанавливаются педагогическим работникам, если они осуществляют работу в государственной областной или муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском населенном пункте или поселке городского типа, либо в обособленном структурном подразделении такой организации, расположенном в сельском населенном пункте или поселке городского типа. Вместе с тем, Уставу МАУ ДО СШ СГО (на тот момент ДЮСШ «Мастер-Динамо»), расположенное в городе Сысерть, не имеет структурных подразделений и филиалов, находящихся в сельской местности.
Истец полагал данное решение незаконным, поскольку в соответствии с условиями трудового договора осуществляет трудовую деятельность в муниципальной автономной образовательной организации «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенным в сельской местности (Свердловская обл., Сысертский район, п. Большой Исток, ул. Ленина, 115), с которым работодатель заключил договор о сетевом взаимодействии. По условиям данного договора МАУ ДО СШ СГО реализует дополнительные программы вданном образовательном учреждении.
На основании изложенного истец просил признать незаконным решение МКУ «Информационно-расчетный центр» от 3 мая 2023 года № 777 о прекращении выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 марта 2023 года, обязать администрацию Сысертского городского округа, МКУ «Информационно-расчетный центр» предоставлять компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 марта 2023 года ; взыскать с ответчиков расходы на оплату государственной пошлины в сумме 600 руб.
Определением суда от 15 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица без предъявления самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МАУ ДО ДЮСШ –дзюдо «Мастер-Динамо».
Ответчики, третье лицо (Территориальный отраслевой орган государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25) исковые требования не признали, в их удовлетворении просили отказать, ссылаясь на законность и обоснованность решения от 3 мая 2023 год
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 19 декабря 2023 года исковые требования Патрушева К.Д. удовлетворены
Признано незаконным решение МКУ «ИРЦ» об отказе Патрушеву К.Д. в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
За Патрушевым К.Д. признано право на предоставление льготы на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения коммунальных услуг, начиная с 01 марта 2023 года.
С МКУ «ИРЦ» в пользу Патрушева К.Д. взысканы расходы на оплату государственной пошлины 300 руб.
С указанным решением третье лицо (Территориальный отраслевой орган государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25) не согласилось, апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Патрушева К.Д. отказать.
Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что в силу положений ст. 24 Закона Свердловской области от 25 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» предусмотрено право педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Суд не принял во внимание тот факт, что истец состоит в трудовых отношениях с учреждением, осуществляющим образовательную деятельность в г. Сысерть, которое не имеет структурных подразделений и филиалов, находящихся в сельской местности. Кроме того, МАОО СОШ № 5 не является обособленным структурным подразделением МАУ ДО СШ СГО. Деятельность между вышеуказанными учреждениями осуществляется на основании договора о сетевом взаимодействии.
В возражениях на апелляционную жалобу указано о законности и обоснованности решения суда.
В заседание судебной коллегии не явились истец, ответчики, третье лицо (ДО ДЮСШ Мастер-Динамо), извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (истец путем телефонограммы 11 марта 2024 года, ответчики, третье лицо путем направления извещения заказным письмом с уведомлением, а также путем размещения информации о слушании дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на официальном сайте Свердловского областного суда).
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело данной явке.
Заслушав объяснения представителя третьего лица, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Уставу (утв. постановлением Администрации Сысертского городского округа от 19 апреля 2023 года № 1013-ПА) муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа Сысертского городского округа» (далее по тексту-МАУ ДО СШ СГО) создано как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования, в настоящее время переименовано в муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа дзю-до Сысертского городского округа «Мастер-Динамо» (п. 1.1.), является некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (п. 1.3). Юридический адрес школы: Свердловская обл., г. Сысерть, ул. К. Маркса, 92.
В силу п. 1.9 Устава МАУ ДО СШ СГО проводит занятия на базе муниципальных автономных общеобразовательных учреждений городского округа, в том числе и муниципальной автономной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа № 5» (п. Большой Исток, ул. Клубная, Ленина, д. 115).
Данный населённый пункт, в котором осуществляется образовательная деятельность, отнесён к категории сельских населённых пунктов пунктом 2 ч. 1 ст. 37 Закона Свердловской области от 13 апреля 2017 года № 34-03 «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области.
01 сентября 2023 года между вышеуказанными образовательными учреждениями заключен договор № 3 о сетевом взаимодействии. Предметом данного договора является совместная безвозмездная деятельность по организации физкультурно-спортивной работы (п. 1.1.). Стороны договора определили, что МАОО СОШ № 5 выделяет спортивный зал для занятий по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности, МАУ ДО СШ СГО обязуется привлекать к учебно-тренировочным занятиям учащихся школы п. 1.4)
В соответствии с трудовым договором от 10 сентября 2021 года Патрушев К.Д. работает тренером-преподавателем в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Спортивная школа Сысертского городского округа» (г. Сысерть, ул. Маркса, 92); работа для работника является основной.
В силу п. 1 договора работник осуществляет набор на обучение по дополнительной общеобразовательной программе, проводит учебные занятия, обеспечивает необходимый уровень подготовки обучающихся, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
Как указано в п. 2 договора работник принимается на работу в МАУ ДО ДЮСШ-дзюдо СГО «Мастер-Динамо» отделение хоккея п. Большой Исток; работник осуществляет работу в отделении хоккея МАУ ДО «ДЮСШ-дзюдо СГО «Мастер-Динамо» по адресу: п.Большой Исток, ул. Ленина, 115 (спортивный зал, спортивная площадка средней общеобразовательной школы № 5).
Согласно решению МКУ «Информационно-расчетный центр» от 3 мая 2023 года Патрушеву К.Д. с 01 марта 2023 года отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на то, что его трудовая деятельность не осуществляется в образовательном учреждении, расположенным в сельской местности; структурные подразделения, филиалы, находящихся в сельской местности у образовательного учреждения отсутствуют.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Основного Закона Российской Федерации).
21 декабря 2021 года был принят Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», согласно пункту 49 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, тепловую энергию, газ, предоставленный для отопления жилого помещения, твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе на оплату транспортных услуг для доставки этого топлива), за обращение с твердыми коммунальными отходами платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, - в случаях, когда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в плату за коммунальные услуги.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной законами Свердловской области, утвержден Законом Свердловской области от 24 апреля 2009 года № 26-ОЗ.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года № 26-ОЗ мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в случае, если он является:
1) нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
2) собственником или членом семьи собственника жилого помещения.
По смыслу приведенных предписаний в их взаимосвязи со статьей 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, регулируя отношения, относящиеся к предметам совместного ведения, включая отношения в области социальной защиты, вправе устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равно как и определять компетенцию последних в соответствующей сфере (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года № 13-О). Это предполагает и возможность передачи субъектам Российской Федерации части полномочий, в том числе в сфере социальной защиты, которые ранее реализовывались органами государственной власти Российской Федерации. В свою очередь, реализация субъектами Российской Федерации указанных полномочий подразумевает самостоятельное осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие законов субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого федеральный законодатель, закрепляя конкретные меры, направленные на социальную защиту тех или иных категорий граждан, и определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в реализации этих мер, вправе не только установить, что обеспечение соответствующих лиц мерами социальной защиты осуществляется субъектами Российской Федерации, но и отнести расходные обязательства по обеспечению такими мерами к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законодатель же субъекта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе самостоятельно определять виды и условия предоставления за счет собственных средств мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Однако при введении и изменении соответствующего правового регулирования он обязан соблюдать принципы справедливости и равенства, гарантирующие защиту от любых форм дискриминации, что означает, помимо прочего, запрет таких различий в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Различия же в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права во всяком случае не должны быть произвольными и допустимы лишь при условии, что они обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (преамбула; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
По смыслу вышеуказанных норм закона спорная мера социальной поддержки предоставляется лицам, работникам образовательных учреждений, чья педагогическая деятельность осуществляется в сельском населенном пункте рабочих поселках (поселках городского типа)
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, судебная коллегия считает, что положения ч. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года № 26-ОЗ, устанавливающие, что спорная мера социальной поддержки предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, противоречат положениям федерального законодательства, которым определено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Сужение круга граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки, недопустимо.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предоставление гражданам мер социальной поддержки должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П и др.; определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 1 декабря 2005 года № 521-О и др.).
Как следует из материалов дела, ответчик признавал за истцом право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица - Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Зонова
Судьи Ж.А. Мурашова
Т. Л. Редозубова