Решение
именем Российской Федерации
Дело № 2-264/2020
28 мая 2020 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Кулёвой Н.В.,
при секретаре Тереховой Н.Н.,
с участием истца Поповой Е.В.,
представителя истца - прокурора Солецкого района Новгородской области Кабеева И.А.,
представителя ответчика - администрации Солецкого муниципального района Новгородской области Емельяновой Ю.С.,
представителя органа опеки и попечительства администрации Солецкого муниципального района Новгородской области Чернявской Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах Поповой Ю.В. к администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,
установил:
<адрес>, действующий в интересах Поповой Ю.В., обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что Попова Ю.В., имея статус лица из числа детей-сирот, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением. Мать Поповой Ю.Е. П.Н.В. лишена родительских прав на основании решения Солецкого районного суда от 23.03.2006. С 17.12.2001 по 27.02.2009 находилась под опекой у бабушки. С 02.04.2009 была передана на воспитание в приемную семью. На основании приказа Министерства образования Новгородской области от 04.10.2018 №1039 Попова Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По сведениям Управления Росреестра по Новгородской области она жилых помещений в собственности на территории Новгородской области не имеет. Вместе с тем администрацией района жилое помещение Поповой Ю.В. не представлено. Просит возложить на администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области обязанность по обеспечению Поповой Ю.В. жилым помещением в соответствии с законом.
В судебном заседании прокурор Кабеев И.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в нём.
Истец Попова Ю.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика администрации Солецкого муниципального района Емельянова Ю.С. в судебном заседании не возражала против признания за Поповой Ю.В. права на обеспечение жилым помещением, пояснив, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями являются расходными обязательствами Солецкого муниципального района, возникающими при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий и осуществляются только в пределах выделенных бюджетных ассигнований из областного бюджета. На 2020 год Солецкому муниципальному району выделена субвенция в размере 6 957 667,22 руб., данных средств недостаточно для обеспечения жильем всех детей-сирот, состоящих в списке.
Представитель органов опеки и попечительства Чернявская Ю.Г. исковые требования поддержала.
Выслушав стороны и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 109.1 Жилищного Кодекса РФ (веденной Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 8 указанного Федерального закона, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Областного закона Новгородской области от 05.09.2014 № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», принятого Постановлением Новгородской областной Думы от 27.08.2014 № 1163-5 ОД, право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном Правительством Новгородской области, имеют, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Областного закона Новгородской области от 24.12.2013 № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке, установленном областным законодательством, благоустроенными жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе на приобретение и (или) строительство, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения; а также предоставление лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет.
В судебном заседании установлено, что Попова Ю.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ; её матерью записана П.Н.В., отцом - П.В.Е., сведения об отце записаны со слов матери (л.д. 21, 22).
Согласно решению Солецкого районного суда Новгородской области от 23 марта 2006 года № П.Н.В. лишена родительских прав в отношении дочери Поповой Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 18, 19).
Таким образом, Попова Ю.В. является лицом из числа детей-сирот.
Согласно сведениям Миграционного пункта ОМВД России по Солецкому району от 30.04.2020 (л.д. 28) Попова Ю.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> 16 марта 2001 года по настоящее время.
Согласно сведениям Новгородского отделения Северо-Западного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д. 15) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит Л.Л.С.
Из выписки из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (л.д. 12) следует, что за Поповой Ю.В. какого-либо недвижимого имущества, в том числе и жилого помещения не числится.
Согласно приказу Министерства образования Новгородской области от 04.10.2018 № 1039 (л.д. 14) Попова Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеет место факт нарушения требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 11 Областного закона Новгородской области от 05 сентября 2014 года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», а именно прав Поповой Ю.В. как лица из числа детей, оставшегося без попечения родителей. Поскольку администрацией Солецкого муниципального района до настоящего времени жилое помещение Поповой Ю.В. не предоставлено, требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 11, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области удовлетворить.
Обязать администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области предоставить Поповой Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. Кулёва