№ №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2024 года <адрес> Московской области
<данные изъяты> городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Шевченко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ОМВД России по городскому округу Истра, МВД России о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с исковыми требованиями к ОМВД России по городскому округу Истра, МВД России о взыскании компенсации морального вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий должностных лиц государственных органов. В обоснование заявленных требований, истцы указывают, что ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в установлении личности и выдаче временных удостоверений личности. Незаконность данных действий была установлена вступившим в законную силу решения Истринского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. И только после данного решения они получили временные удостоверения личности как лица без гражданства. В дальнейшем сотрудники ОМВД России по <адрес> отказались проставить штампы о регистрационном учете по месту жительства, в связи с чем, они опять были вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав. Решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, требования были удовлетворены. Решение вступило в законную силу, однако до настоящего времени штампы о регистрационном учете у них отсутствуют, суду в течение одного месяца со дня вступления законную силу решения об исполнении не сообщено. Таким образом, должностные лица ОМВД России по <адрес> нарушают требования закона, не исполняют решения суда, вступившие в законную силу. Тем самым, своими противоправными действиями, ответчикам причинен моральный вред в виде нравственных страданий, в связи с чем, истцы испытывают чувство унижения и беспомощности, наличие ограничений, связанных с нарушением своих конституционных прав. Таким образом, просят ответчика ОМВД России по городскому округу Истра принести письменные извинения, а также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда по ДД.ММ.ГГГГ рублей каждому, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ДД.ММ.ГГГГ каждому, почтовые расходы в размере ДД.ММ.ГГГГ копеек.
Неправомерными действиями (бездействием) ОМВД России по г.о. Истра, истцам причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Нравственные страдания обусловлены тем, что у истцов было нарушено душевное спокойствие, они испытали чувство унижения, беспомощности, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений в конституционных правах и свободах.
В судебное заседание истцы не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, настаивают на удовлетворении исковых требований в полном объеме. В предварительном судебном заседании истцы также поддержали исковые требования, истец ФИО1 пояснил, что в результате незаконных действий должностных лиц, ему был заблокирован полис ОМС, из-за чего ему было отказано в срочной медицинской помощи.
В судебном заседании представитель ответчиков ОМВД России по городскому округу <адрес> и МВД России по доверенности ФИО4 требования истцов не признала, поддержала доводы письменных возражений, дополнив, что сумма морального вреда слишком завышена, и не обоснована. В связи с чем, требования удовлетворению не подлежат.
Представители 3-их лиц: Минфин РФ, УФМС ОМВД России по г.о. Истра, ГУ МВД, «РОСНО-МС» в судебное заседание не явились, извещены.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя ответчиков, изучив доводы искового заявления, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Решением № городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года административный иск ФИО1, ФИО2 удовлетворен. Признан незаконным отказ ОМВД по г.о. Истра осуществить фиксацию регистрации по месту жительства во временных удостоверениях лиц без гражданства в Российской Федерации ФИО8 ФИО1, ФИО2. На ОМВД России по г.о. <адрес> возложена обязанность произвести фиксацию регистрации по месту жительства во временных удостоверениях лиц без гражданства в Российской Федерации ФИО8 ФИО1, ФИО2, указав дату регистрации по месту жительства ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ Признаны незаконными действия по направлению начальником ОМВД по г.о. Истра обращения ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения заместителю начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по г.о. <адрес> ответ заместителя начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по г.о. <адрес> ФИО5 на обращение ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. На начальника ОМВД России по г.о. Истра возложена обязанность рассмотреть обращение ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Признано незаконным использование ОМВД по г.о. <адрес> понятия: «срок действия регистрации по месту жительства совпадает со сроком действия документа, послужившим основанием для нахождения на территории Российской Федерации – вид на жительство лица без гражданства выдается сроком на 10 лет». На ОМВД России по г.о. <адрес> возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда сообщить суду и административным истцам о его исполнении. С МВД России взысканы расходы по оплате госпошлины в пользу каждого истца по <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части удовлетворения требования о признании незаконным использования административным ответчиком ОМВД по г.о. <адрес> понятия «срок действия регистрации по месту жительства совпадает со сроком действия документа, послужившим основанием для нахождения на территории РФ – вид на жительство лица без гражданства выдается сроком на 10 лет» и в части взыскания с МВД России расходов по оплате госпошлины. В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным использования ОМВД по г.о. Истра понятия: «срок действия регистрации по месту жительства совпадает со сроком действия документа, послужившим основанием для нахождения на территории РФ – вид на жительство лица без гражданства выдается сроком на 10 лет» С ОМВД России по г.о. Истра взысканы расходы по оплате госпошлины в размере по ДД.ММ.ГГГГ в пользу каждого из административных истцов. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ, решение <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционной определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения кассационная жалоба, без удовлетворения.
На основании ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения личных неимущественных прав истцов ФИО1 и ФИО6, причиненный незаконными действиями должностных лиц ОМВД России по городскому округу <адрес> и МВД России установлен вступившим в законную силу судебным актом. По вине должностных лиц ОМВД России по г.о. <адрес> истцам ФИО1 и ФИО2 созданы препятствия в постановке штампов о регистрации по месту жительства, и реализации их конституционных прав.
На основании статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52 Конституции Российской Федерации).
Из содержания названных конституционных норм следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать или осуществлять имущественные и личные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно пункту 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" следует, что в случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ).
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (п.37).
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.
В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес нравственные или физические страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что действиями должностных лиц ОМВД России по г.о. <адрес> нарушены личные неимущественные права истцов, факт нарушения личных неимущественных прав истцов ФИО1 и ФИО6, причиненный незаконными действиями должностных лиц ОМВД России по городскому округу <адрес> и МВД России установлен вступившим в законную силу судебным актом, доказательств о принятии мер, принятых для снижения (исключения) вреда ответчиками в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска ФИО1 и ФИО2 в части компенсации морального вреда, поскольку незаконные действия должностных лиц ОМВД России по г.о. <адрес> ограничили истцов в реализации их конституционных прав, связанных со статусом гражданина Российской Федерации.
Применяя положения статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскивая компенсацию морального вреда, суд исходит из фактических обстоятельств дела, а также из требований разумности и справедливости.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, особенности личности истцов, то, что в течение длительного времени они были ограничены в реализации своих прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, особую социальную значимость и неотчуждаемость конституционных прав и их государственную защиту, то, что нарушение таких прав последовало вследствие нарушений должностных лиц ОМВД России по г.о. Истра, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере ДД.ММ.ГГГГ каждому истцу, полагая эту сумму соответствующей требованиям разумности и справедливости, соответствующей степени причиненных истцам нравственных страданий.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Как закреплено в подпункте 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5).
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от № 3-ФЗ "О полиции" в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.
В силу пункта 2 приказа МВД России от № 795 "О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции", извинения гражданину приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения сотрудником полиции прав и свобод гражданина по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия (бездействие) сотрудника полиции, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции.
Извинения гражданину приносятся в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня установления (подтверждения) факта нарушения прав и свобод гражданина сотрудником полиции или вступления в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции, если иное не установлено судом (пункт 3).
Поскольку факт нарушения сотрудниками полиции ОМВД России по г.о. ДД.ММ.ГГГГ прав и свобод истцов установлен вступившим в законную силу решением суда, исковые требования об обязании принести письменные извинения подлежат удовлетворению
В связи с удовлетворением заявленных исковых требований, с ответчика в пользу истцов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ каждому административному истцу, а также почтовые расходы по ДД.ММ.ГГГГ каждому.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 – удовлетворить частично.
Обязать начальника ОМВД России по городскому округу <адрес> в срок не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения принести ФИО1, ФИО2 письменные извинения.
Взыскать с МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1, ФИО2 компенсацию морального вреда в размере ДД.ММ.ГГГГ каждому, расходы по уплате государственной пошлины в размере ДД.ММ.ГГГГ, почтовые расходы в размере ДД.ММ.ГГГГ каждому, всего взыскать ДД.ММ.ГГГГ) рублей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Иванова