Дело № 2-1-120/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года г. Козьмодемьянск
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре Пиандяковой А.А., с участием представителя ответчика Михалкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Золотарёвой О.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Москвина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Золотаревой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл
о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
установил:
истцы Золотарева О.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Москвин Е.А. и Золотарева Е.С., уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование заявленных требований указали, что 29.08.2015 их дом, расположенный по адресу: <адрес>, уничтожен пожаром. Истица Золотарева О.М. указывает, что она и трое её детей: сына Москвин Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь: Золотарева Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишились единственного жилья. Сособственниками сгоревшего дома по 1/2 доли являются Золотарева О.М. и Москвин Е.А. ДД.ММ.ГГГГ Золотареву О.М. с несовершеннолетней ФИО3 признали малоимущей и нуждающейся в жилье социального найма. Москвин Е.А. был поставлен на учет отдельно. 01.03.2018 межведомственной комиссией жилое помещение по адресу: <адрес>, было признано непригодным для проживания. Из Заключения - определения физического износа одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, данного главным инженером ФИО9 (Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ), видно 29.08.2015 произошло возгорание одноэтажного бревенчатого жилого дома, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью - <данные изъяты> кв.м, расположенного по указанному адресу, в результате чего огнём уничтожена крыша дома, крыльцо, окна, обуглены внутренние стены дома, потолок, пол, задняя стена дома, перегородка внутри дома, полностью уничтожено имущество, в том числе документы: свидетельство о государственной регистрации на дом, свидетельство на землю. По проведенным расчетам физический износ одноэтажного бревенчатого жилого дома составляет 95,15%. Данные значения физического износа свидетельствуют о необходимости выполнения большого объема ремонтно-восстановительных мероприятий, что потребует значительных финансовых затрат и является экономически нецелесообразным. По результатам оценки здание относится к категории ветхих, процент износа соответствует показателю невосстановленного износа здания. Объекты с данным видом физического износа не подлежат восстановлению.С учетом изложенного истцы просят признать за собой право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и обязать ответчика незамедлительно предоставить Золотаревой О.М. и её несовершеннолетней дочери ФИО3, Золотаревой Е.С., Москвину Е.А., жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению не мнее <данные изъяты> кв.м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Козьмодемьянска, и взыскать судебные расходы.
Истцы Золотарёва О.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Москвин Е.А., Золотарева Е.С. письменным заявлением просили суд провести судебное заседание без их участия и направить им копию решения суда.
Представитель ответчика администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Михалкин А.В.( доверенность в деле ) в судебном заседании обстоятельства, указанные в исковом заявлении, признал и объяснил, что в связи с тем, что истцы обратились в администрацию г. Козьмодемьянска только в начале апреля 2018 года, то иск подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав объяснения ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
29.08.2015 одноэтажный бревенчатый жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, право собственности на который зарегистрировано за Золотаревой О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (1/2 доля) и Москвиным Егором Андреевичем (1/2 доля), уничтожен пожаром. В результате пожара огнем уничтожена крыша дома, крыльцо, окна, обуглены внутренние стены дома, потолок, пол, задняя стена дома, перегородка внутри дома, полностью уничтожено имущество, что подтверждено актом о пожаре от 29.08.2015 г. и справкой дознавателя отдела надзорной деятельности муниципальных образований «Горномарийский муниципальный район» и городской округ «Город Козьмодемьянск».
Золотарева О.М., ФИО3, Москвин Е.А., Золотарева Е.С. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждено справкой ООО «Жилуправление» г. Козьмодемьянска.
Золотарева О.М. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 2 человека (дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с 18 апреля 2016 года за № по общему списку.
Москвин Е.А. с составом семьи 1 человек состоит в общем списке граждан с 2017 года за № (ответ руководителя отдела ЖКХ и тарифного регулирования ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ).
Жилой <адрес> после происшедшего 29.08.2015 пожара заключением от 01.03.2018 межведомственной комиссией администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» признан непригодным для проживания.
Согласно информации мэра города Козьмодемьянска ФИО13 от 07.09.2017 семье Золотаревой О.М. в 2016 году ГБУ РМЭ «Республиканский центр социальной помощи малоимущему населению «Надежда» была оказана адресная социальная помощь в размере 18 190 рублей.
Постановлением администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 18.04.2016 № истица (запись акта о перемене имени на Золотареву О.М. № от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС администрации городского округа «<адрес>»), зарегистрированная по адресу: <адрес>, с составом семьи 2 человека, признана малоимущей в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании п. 2 ст. 49 ЖК РФ и Закона РМЭ от 11.05.2005 № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека.
Истица Золотарева Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в установленном законом порядке малоимущей не признана и не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Жилищный кодекс Российской Федерации объектами жилищных прав признаёт жилые помещения, то есть изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом, пригодны для постоянного проживания граждан, отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (части 1 и 2 статьи 15).
Части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ относят к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка признания помещения жилым помещением и требований, которым должно отвечать жилое помещение, а также оснований и порядка признания жилого помещения непригодным для проживания.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные законом полномочия, постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положениео признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Закреплённая в пункте 2 Положения норма о распространении действия Положения на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, полностью согласуется с приведёнными выше положениями жилищного законодательства.
Пункт 2 Положения согласовывается с пунктом 1 части 1 статьи 14 ЖК РФ, конкретизирующим полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, поскольку к их полномочиям отнесены не только вопросы регулирования отношений, связанных с муниципальным жилищным фондом, а также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, поименованным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Не противоречит пункту 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ также пункт 8 Положения, которым устанавливается право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 14 (пункт 6 части 1) к вопросам местного значения городского поселения относит обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 14.1 (часть 2) приведённого выше Закона устанавливает в том числе, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 данного Закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесённые к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключённые из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счёт доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения городского округа (статьи 16, 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
С учётом части 4 статьи 15 ЖК РФ, вышеприведённых положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями (Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2016 г. N АПЛ15-615).
Абзацем седьмым пункта 7 Положения закреплено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В силу пункта 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, согласно которой, реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статьей 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) Золотарева О.М. и её семья не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: при соблюдении общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В связи с тем, что истица Золотарева Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в установленном законом порядке малоимущей не признана и не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то её иск подлежит оставлению без удовлетворения, а в отношении остальных истцов - удовлетворению. Таким образом, иски подлежат частичному удовлетворению.
Согласно квитанции серии № от ДД.ММ.ГГГГ Золотарева О.М. за составление искового заявления и его уточнений оплатила адвокату ФИО14 3000 рублей.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
С учетом соблюдения правила о пропорциональном распределении судебных расходов с ответчика подлежит взысканию в возмещение расходов на оплату услуг представителя подлежит взысканию в пользу истцов 2250 рублей.
Поскольку процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение государственных и местных органов от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 7 ГПК РФ, в соответствии с которым уплаченная заявителем государственная пошлина при удовлетворении его требований взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления, иного органа) как с проигравшей стороны по делу. С ответчика подлежит взысканию уплаченная истицей государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2550 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░