Решение по делу № 2а-2501/2022 от 25.05.2022

Дело № 2а-2501/2022

УИД-33RS0002-01-2022-003250-87

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 августа 2022 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Веселовой А.О.,

при секретаре Макаровой В.О.,

с участием

ст.помощника прокурора г.Владимира Коротких О.Е.

представителя административного ответчика

и заинтересованного лица Кутковского В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Владимира в интересах Увакиной Алины Анатольевны, Увакина Николая Валентиновича, Увакиной Ангелины Николаевны, Увакина Ивана Николаевича, Увакина Дмитрия Николаевича, Увакина Данилы Николаевича к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Владимира обратился в Октябрьский районный суд г.Владимира в интересах Увакиной А.А., Увакина Н.В., Увакиной А.Н., Увакина И.Н., Увакина Д.Н., Увакина Д.Н. с административным исковым заявлением о возложении на администрацию г.Владимира обязанности в срок до 31.07.2023 обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктуры к земельному участку площадью 1056 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <...>

В обоснование иска указал, что постановлением администрации г.Владимира от 17.08.2016 года №2450 многодетной семье Увакиной А.А.. в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <...>, площадью 1056 кв.м, разрешенным использованием: одноквартирный жилой дом, который не оснащен объектами необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления.

В судебном заседании ст.помощник прокурора города, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.

Административные соистцы Увакины в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации г.Владимира и заинтересованного лица Управления архитектуры и строительства администрации г.Владимира Кутковский В.В. (по доверенностям) возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, приведенным в письменном отзыве. Просил учесть сезонный характер осуществления строительства, пределы лимитов бюджетных обязательств, с учетом проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Определением суда от 10.06.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и строительства Владимирской области, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве указал, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Источник финансирования мероприятий в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 №600 в отношении семей, имеющих трех и более детей, не определен. Заявок в отношении инженерной (электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельным участкам в мкр.Лунево – Сельцо не поступало, что в свою очередь, исключает возможность предоставления соответствующих субсидий из областного бюджета. Одновременно сообщил, что согласно Реестру объектов капитального строительства и капитального ремонта на 2022 год, утвержденного постановлением администрации области от 18.03.2022 № 140, строительство сетей газоснабжения в квартале малоэтажной застройки жилого района мкр. Лунево-Сельцо будет реализовано в рамках Государственной программы «Развитие газификации и догазификации Владимирской области» со сроком реализации в 2022 году.

Определением суда от 20.07.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Владимирводоканал» г. Владимира и ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», представители которых в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица МУП «Владимирводоканал» г.Владимира, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что по заявленным требованиям решение суда, в случае удовлетворения требований, будет заведомо невыполнимо, поскольку строительство требует инженерных изысканий, разработки проектно-сметной документации, финансирования, выполнение строительно-монтажных работ, сроки, указанные в административном исковом заявлении не позволят исполнить такое решение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Статьей 39.5 ЗК РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В соответствии с п.п. 7, 38, 39 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», установленная Земельным кодексом РФ льгота в форме бесплатного предоставления земельных участков направлена на социальную поддержку многодетных семей. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков. До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу ст.2 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьей 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области № 10-ОЗ от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» (в редакции, действовавшей на момент предоставление земельного участка семьям Чернышева и Гребнева в 2016 году) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.

В силу статьи 3 названного Закона субъекта предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных статьёй 2 настоящего Закона, в собственность бесплатно однократно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области (далее - орган местного самоуправления), обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (часть 1).

Решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет (часть 3).

Формирование земельных участков, предназначенных для предоставления в соответствии с настоящей статьей, осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией (часть 4).

Перечень сформированных земельных участков для предоставления в соответствии с настоящей статьей (далее - перечень) утверждается органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления. Внесение изменений в перечень осуществляется не позднее двух недель со дня формирования земельных участков или предоставления земельных участков из перечня в соответствии с настоящей статьей (часть 5).

Граждане, обладающие правом на предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1-4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по форме, установленной органами местного самоуправления (часть 6).

Решение о предоставлении земельного участка принимается органами местного самоуправления в течение 30 дней со дня регистрации заявления, за исключением случаев, установленных частью 12 настоящей статьи (часть 11).

При отсутствии сформированных земельных участков на дату регистрации заявления либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о предоставлении земельного участка принимается в течение 30 дней после формирования земельного участка. Формирование земельных участков осуществляется органами местного самоуправления в срок, не превышающий 6 месяцев со дня регистрации заявления (часть 12).

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г.Владимира от 17.08.2016 года №2450 многодетной семье Увакиной А.А. в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <...>, площадью 1056 кв.м.

В сентябре 2016 года за членами семьи Увакиной А.А. зарегистрировано право собственности на указанный выше земельный участок по 176/1056 доли за <данные изъяты> ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО5

Данный участок семье Увакиной А.А. выделен в рамках подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку они относится к категории граждан имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

03.02.2017 семье Увакиной А.А. выдано разрешение на строительство одноквартирного жилого дома сроком действия до 03.02.2027.

Однако с момента предоставления земельных участков многодетной семье Увакиной А.А. и до настоящего времени, административным ответчиком обязанность по обеспечению земельного участка объектами необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления, не выполнена.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Еще на стадии предоставления земельного участка, администрация г. Владимира должна была принять меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры; гражданам, получившим земельный участок, должна быть обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям.

Учитывая, что администрацией г.Владимира свыше 5 лет не принимаются меры, направленные на обеспечение земельного участка, выделенного многодетной семье Увакиной А.А. инженерной и транспортной инфраструктурой, что препятствует реализации ее права по использованию предоставленного земельного участка по назначению, в том числе строительству жилого дома, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика не соответствует требованиям закона и нарушает социальные и жилищные права многодетной семьи Увакиной А.А.

При таких обстоятельствах, имеются все основания для удовлетворения административного иска прокурора г. Владимира по возложению на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав административных истцов в срок до 31.07.2023.

Само по себе заключение контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Дороги в квартале малоэтажной застройки мкр.Лунево-Сельцо» от 12.04.2022; на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Сети газоснабжения в квартале малоэтажной застройки в мкр.Лунево-Сельцо» от 30.05.2022 не может служить основанием для отказа в иске, поскольку по настоящее время инженерная и транспортная инфраструктура к земельному участку отсутствует. Доказательств обратного суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора г.Владимира в интересах Увакиной Алины Анатольевны, Увакина Николая Валентиновича, Увакиной Ангелины Николаевны, Увакина Ивана Николаевича, Увакина Дмитрия Николаевича, Увакина Данилы Николаевича к администрации г.Владимира об обязании обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку, удовлетворить.

Обязать администрацию города Владимира в срок до 31.07.2023 обеспечить строительство инженерной (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведение) и транспортной (дороги) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья А.О. Веселова

Решение суда принято в окончательной форме 23.08.2022.

    Судья А.О. Веселова

    

25.05.2022Регистрация административного искового заявления
25.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2022Судебное заседание
19.07.2022Судебное заседание
09.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022Дело оформлено
09.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее