Дело № 12 – 111/2024
59RS0044-01-2024-000032-10 подлинник
Р Е Ш Е Н И Е
г. Горнозаводск 20 февраля 2024 года.
Судья Чусовского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие г. Горнозаводске, Баширова А.А.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Мироновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Горнозаводская районная больница» на постановление заместителя главного государственного инспектора Чусовского и Горнозаводского городских округов по пожарному надзору- заместителя начальника 19 ОНДиПР по Чусовскому и горнозаводскому городским округам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ... от дата о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Чусовского и Горнозаводского городских округов по пожарному надзору – заместителем начальника 19 ОНДиПР по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю К ... от дата Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Горнозаводская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Горнозаводская районная больница» (далее по тексту – ГБУЗ ПК «Горнозаводская РБ» подана жалоба, в которой учреждение здравоохранения просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что не согласны с выводами должностного лица о наличии возможностей для устранения нарушений требований пожарной безопасности и непринятии учреждением всех зависящих мер для устранения нарушений. Указано, что юридическое лицо ранее, дата привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ к административному штрафу размере 300000 руб. Постановление исполнено дата. Через непродолжительное время дата вновь был составлен административный протокол и дата вновь ГБУЗ ПК «Горнозаводская РБ» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 310 000 руб. С протоколом ГБУЗ ПК «Горнозаводская РБ» не согласны, поскольку с их стороны были проведены действия в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности. ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» обращалась в 19 ОНДиПР по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, однако в предоставлении отсрочки было отказано. Были представлены подтверждающие документы о невозможности устранить выявленные нарушения в срок, установленный государственным инспектором. ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» включена в перечень учреждений на выделение денежных средств на 2024 год для устранения нарушений требований пожарной безопасности. В настоящее время заключено соглашение, с Министерством здравоохранения, для заключения конкурсных процедур в соответствии с требованиями законодательства. Капитальный ремонт адресно-аналоговой автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуации запланирован на октябрь-ноябрь 2023. Для проведения ремонта и составления проектно-сметной документации заключены договоры с ИП «Горохов». Ряд требований предписания устранен в установленный срок. Однако, не смотря на проведение вышеуказанных мероприятий и действий, не представляется возможным исполнить выданное предписание в установленный срок, в связи с соблюдением требований процедуры гос. закупок в соответствии с требованиями закона, а также отсутствием достаточного финансирования для устранения нарушений требований пожарной безопасности силами учреждения. Работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности не выполнены по причинам, не зависящим от ГБУЗ ПК «Горнозаводская РБ», в отсутствии их виновных действий. Проведены аукционы на проведение работ на каждом объекте. (ФАП, здание инфекционного отделения, здание главного корпуса) в соответствии с требованиями законодательства в установленные законом сроки, невыполнение работ по необеспечению категорирования по взрывопожарной и пожарной безопасности на объектах, определения класса и зоны в соответствии с ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» учреждение не могло предвидеть заранее. Указанные в предписании сроки установлены также без учета времени, необходимого для производства работ по их устранению и связанных с этим технологических процессов, закупочных и аукционных процедур. На момент составления протокола и вынесении постановления ... от дата. денежные средства для проведения вышеуказанных работ выделены ГБУЗ ПК «Горнозаводская РБ», ведутся ремонтные работы. Таким образом, на момент проведения внепланового инспекционного визита, и при составлении протокола об административном правонарушении должностному лицу 19 ОНДиПР достоверно было известно обо всех принятых мерах по устранению нарушений требований пожарной безопасности, все зависящие от ГБУЗ ПК «Горнозаводская РБ» действия выполнены. Считает, что заместитель главного Государственного инспектора не принял во внимание доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, уважительность причин несвоевременного исполнения предписаний, устранений нарушений требований пожарной безопасности, сослался на давность выявленных нарушений, а также на не принятие мер с стороны ГБУЗ ПК «Горнозаводская РБ». Кроме того, им сделан вывод, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровья. Считают, что заместитель главного Государственного инспектора Чусовского и Горнозаводского городским округам по пожарному надзору - заместителем начальника 19 ОНДиПР по Чусовому и Г Горнозаводскому городским округам ГУ МЧС России по Пермскому краю не объективно рассмотрел доводы ГБУЗ ПК «Горнозаводская РБ», привлекаемого к административной ответственности о наличии исключительных обстоятельств несвоевременного устранения выявленных нарушений, не учел, что ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» является некоммерческой бюджетной организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края, Уставом и заданиями Учредителя. В соответствии с действующим законодательством учредителем и собственником имущества Учреждения является Пермский край. Полагают, что с их стороны предоставлено достаточно доказательств проведенной работы ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» в целях исполнения требований предписаний, и устранения нарушений требований пожарной безопасности. А также невозможности устранения нарушений в такой короткий срок, с учетом всех необходимых процедур для выделения и получения достаточного финансирования из бюджета Пермского края. Привлечение к административной ответственности вновь, через непродолжительное время, ставит ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» в тяжелое материальное положение, так как размер штрафа внушительный, и препятствует своевременному устранению выявленных ранее нарушений требований пожарной безопасности. Влечет невозможность проводить текущие работы для устранения иных нарушений, исключает виновное бездействие лица, привлекаемого к административной ответственности. За истекший период, не устраненные нарушения требований пожарной безопасности не привели ни каким-либо последствиям, вред никому из граждан и юридических лиц не причинен. Полагают, что с учетом характера совершенного деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности Миронова Е.А. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Указала, что нарушения по высоте эвакуационных выходов действительно были выявлены в 2018 году, но не были устранены в силу отсутствия финансирования. В настоящее время изыскивается организация, которая определит стоимость строительных работ, поскольку увеличение высоты проходов относиться к капитальному ремонту. Остальные нарушения устраняются. Заключен договор с ООО «СКУД» на капитальный ремонт автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в терапевтическом отделении. Также заключен договор с ООО «СБ-АЛЬТЕРНАТИВА» » на капитальный ремонт автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в здании инфекционного отделения. Работы будут завершены в мае 2024 года.
Заместитель главного государственного инспектора Чусовского и Горнозаводского городских округов по пожарному надзору К в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Заслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения вынесенного должностным лицом постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Статья 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, в том числе обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
При этом статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ говорит о том, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители организацией, должностные лица в пределах своих полномочий. В силу ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В целях защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничения его последствий согласно ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" создаются системы противопожарной защиты. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила N 1479).
Как видно из материалов дела, дата на основании решения начальника 19 ОНДиПР по Чусовскому и Горнозаводскому городским округам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от дата ... проведен внеплановый инспекционный визит, в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Горнозаводская районная больница» с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что дата в 18 часов 00 минут юридическим лицом - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края «Горнозаводская районная больница» по адресам: адрес; адрес; р.адрес; р.адрес; р.адрес допущены нарушения требований в области пожарной безопасности, которые указаны в акте проверки от дата ..., а именно:
адрес (здание АБК) - на объекте отсутствует, исполнительная документация (проект) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
адрес (терапевтическое отделение) - здании 2 степени огнестойкости в лестничных клетках металлические косоуры лестничных маршей и площадок лестниц выполнены с пределом огнестойкости менее R 60 (не6 защищенные стальные конструкции) (п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; п. 5.18* табл. 4 СНиП 21-01-97*, ч. 4 ст. 4 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-Ф3); - на чердаке вентиляционное оборудование не выделено ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45 и противопожарными дверями 2-го типа (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 138, таблица 23, 24 ФЗ от дата № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.1 СП 7.13130.2013; п. 13.7 СНиП 41-01-2003); - воздуховоды, прокладываемые через чердак выполнены с пределом огнестойкости менее EI 30 (стальные не защищенные, без огнезащиты) (ч. 4 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 138 ФЗ от № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.20 а) СП 7.13130.2013; п. 7.11.8, табл. 2 СНиП 41-01-2003); - в местах пересечения воздуховодами противопожарных преград (перекрытия здания) не установлены противопожарные клапаны (ч. 4 ст. 4, ч. 4 ст. 137, ч. 1, 2 ст. 138 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.22 СП 7.13130.2013; п. 7.11.13 СНиП 41-01-2003); - в декларации пожарной безопасности № 57-214-ТО-00010 от 22.03.2021 внесены не достоверные (не в полном объеме) сведения: в п.п. 1.2 раздела № 1 указан класс конструктивной пожарной опасности С1 (требуется по нормам С0); в п.п. 1.5 не указаны единицы измерений параметров; в п.п. 1.10 не указаны типы систем; в разделе № 4 указаны в целом нормативные документы, а не части, пункты и статьи (ч. 4 ст. 4, ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); - не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения № 25 на 2 этаже здания по техническому паспорту от 23.05.2007 (склад), с обозначением категории на входных дверях помещения с наружной стороны (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479); - не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения № 8 на 1 этаже здания по техническому паспорту от 23.05.2007 (электрощитовая), с обозначением категории на входных дверях помещения с наружной стороны (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479); - на противопожарной двери, установленной в помещении электрощитовой, отсутствуют устройство для ее самозакрывания (п. 14 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479); - не обеспечено проведение проверки состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций чердачного помещения (документы не представлены) (п. 13 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479).
ФАП по адресу: адрес, р.адрес - помещения ФАП и школы, различных классов пожарной опасности, не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (окно в стене) (п. 7.4 СНиП 21-01-97*, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
ФАП адрес по адресу: адрес, р.адрес - на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты (рабочий проект автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией) (п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);.
Здание амбулатории по адресу: р.адрес - высота горизонтального участка пути эвакуации с 1 этажа в лестничной клетке составляет менее 2 метров (фактически 1,75 метра) (п. 23 Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479; п. 6.27 СНиП 21-01-97*, ч. 4 ст. 4 Федерального Закона от дата № 123-ФЗ).
адрес (здание главного корпуса) - не обеспечено соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей (имеются огнетушители с истекшим сроком эксплуатации) (п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479); - в декларации пожарной безопасности № ... от дата внесены не достоверные (не в полном объеме) сведенья: в п.п. 1.2 раздела ... указан класс конструктивной пожарной опасности С1 (требуется по нормам С0); в п.п. 1.5, 1.7 не указаны единицы измерений параметров; в п.п. 1.10 не указаны типы систем; в разделе ... указаны в целом нормативные документы, а не части, пункты и статьи (ч. 4 ст. 4, ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); - не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения ... на 3 этаже здания по техническому паспорту от дата (склад), с обозначением категории на входных дверях помещения с наружной стороны (п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479).
адрес (здание инфекционного отделения) - в декларации пожарной безопасности ... от дата внесены не достоверные (не в полном объеме) сведенья: в п.п. 1.2 раздела ... указан класс конструктивной пожарной опасности С1 (требуется по нормам С0); в п.п. 1.5 не указаны единицы измерений параметров; в п.п. 1.10 не указаны типы систем; в разделе ... указаны в целом нормативные документы, а не части, пункты и статьи (ч. 4 ст. 4, ст. 64 Федерального закона от дата № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении ..., в том числе: предписанием об устранении нарушений ..., предписанием об устранении нарушений ..., уведомлением о проведении инспекционного визита от дата, решением прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проверки, актом инспекционного визита от дата ...., протоколом об административном правонарушении от дата ..., распоряжением «О передаче имущества в безвозмездное пользование» от дата ..., Договором о передаче имущества в безвозмездное пользование от дата, выпиской из реестра муниципальной собственности от дата ..., постановлением по делу об административном правонарушении от дата ....
Ранее постановлением от дата ..., вступившим в законную силу, юридическое лицо –ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие выявленных нарушений защитником юридического лица не отрицалось и при рассмотрении жалобы.
Оценив все исследованные доказательства в совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о наличии вины ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» в совершении административного правонарушения, квалифицированного по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие выделенного финансирования для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности само по себе в данном случае не свидетельствует о принятии юридическим лицом всех требуемых мер для выполнения обязанностей по соблюдению требований правовых норм в области пожарной безопасности. Недостаточное финансирование мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» не исключает виновности юридического лица в совершении правонарушения, поскольку не освобождает его от возложенной на него федеральным законом обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
При определении вида и размера административного наказания, назначаемого по результатам рассмотрения каждого конкретного дела об административном правонарушении, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, действует самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом характера совершенного лицом противоправного деяния, имущественного положения виновного лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Административное наказание назначено в размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц с учетом имеющихся как смягчающих вину обстоятельств ( принятие мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности), так и отягчающего обстоятельства ( ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение ).
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенных при рассмотрении дела, не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
С учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, оснований для снижения назначенного наказания не имеется, поскольку назначенное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд также учитывает, что ряд нарушений требований пожарной безопасности на объектах ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница», являющегося учреждением здравоохранения, в сферу деятельности которого входит круглосуточное оказание гражданам медицинской помощи, что подразумевает постоянное пребывание в зданиях и помещениях ГБУЗ ПК « Горнозаводская районная больница» людей и персонала, не устраняются со стороны юридического лица уже длительное время, начиная с 2018 года.
К целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица, вынесенное с учетом всех обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Чусовского и Горнозаводского городских округов по пожарному надзору ... от дата о привлечении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Горнозаводская районная больница» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской суд ( ПСП в г. Горнозаводске) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Баширова А.А.