Дело № 12-42/2021
УИД 22RS0062-01-2021-000283-53
Р Е Ш Е Н И Е
15 сентября 2021 года с. Чарышское
Судья Чарышского районного суда Алтайского края Чучуйко Ю.И., при секретаре Серебренниковой К.Ю., с участием помощника прокурора Чарышского района Шемякина В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Чарышского района Алтайского края на постановление № по делу об административном правонарушении, вынесенное *** комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Чарышского района Алтайского края, которым
Ладыгина Т.В., *** года рождения, уроженка --- --- ---, работающая в деском саду ---,
признана виновной по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении №, вынесенным *** комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Чарышского района Алтайского края, Ладыгина признана виновной и привлечена к административной ответственности за то, что ненадлежащим образом исполняла родительские обязанности по воспитанию своего несовершеннолетнего сына Л. *** года рождения, выразившееся в том, что *** в *** часов *** минут Л. находился в селе --- по --- напротив ---, тем самым нарушил закон Алтайского края №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», тем самым нарушил п. 24.8 ПДД РФ. Указанные действия квалифицированы по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, прокурор Чарышского района Алтайского края подал в Чарышский районный суд протест, в котором просит данное постановление отменить, направить дело об административном правонарушении в отношении Ладыгиной по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ на новое рассмотрение по существу, в связи с тем, что обжалуемое постановление о привлечении Ладыгиной к административной ответственности вынесено с нарушением норм административного законодательства.
В протоколе об административном правонарушении в нарушение требований ст.28.2 КоАП РФ не указана статья закона Алтайского края от 07.12.2009 №99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», предусматривающая ответственность. В графе «объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении» отсутствует объяснение лица, графа не заполнена, в связи с чем не представляется возможным установить, предоставлялось ли право Ладыгиной дать объяснения, т.к. по обстоятельствам правонарушения она не опрашивалась.
В графе протокола об административном правонарушении, предусматривающей извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу нет сведений о дате назначения даты рассмотрения дела об административном правонарушении, но имеется ссылка, что рассмотрение дела будет проводится КДН по вызову. При этом, в нарушение требований ст. 25.15 КоАП РФ в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении Ладыгиной о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.
В нарушение данных требований закона в обжалуемом постановлении не указана статья закона Алтайского края от 07.12.2009 №99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», предусматривающая административную ответственность, но имеется ссылка на нарушение п. 24.8 ПДД РФ, без указания мотивировки данного нарушения.
В материалах дела отсутствуют сведения об исполнении требований ст. 29.11 КоАП РФ о вручении Ладыгиной копии обжалуемого постановления, что свидетельствует о нарушении её прав.
При изучении протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что в нем не содержится сведений о месте рассмотрения дела, о наименовании коллегиального органа, рассматривающего дело, событие рассматриваемого административного правонарушения, сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке, в том числе Ладыгиной, отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения, объяснения и показания лиц, участвующих в деле, документы, исследованные при рассмотрении дела, в протоколе отсутствует подпись председательствующего, что свидетельствует о несоответствии данного протокола требованиям ст. 29.8 КоАП РФ.
Кроме того, в обжалуемом постановлении неверно исчислена дата его вступления в законную силу, что не отвечает требованиям ч.1 и ч.3 ст.4.8 КоАП РФ.
Допущенные нарушения административного законодательства являются существенными, влекущими отмену незаконного постановления.
Помощник прокурора Чарышского района Шемякин В.М. в судебном заседании на удовлетворении протеста настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в протесте.
Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Чарышского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, с ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращался.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Ладыгина, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, с ходатайством об отложении судебного заседания в суд не обращалась.
При таких обстоятельствах, с учетом позиции сторон протест рассмотрен при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, судья признал, что постановление по делу об административном правонарушении №, вынесенное *** комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Чарышского района Алтайского края в отношении Ладыгиной подлежит отмене, а производство по делу прекращению, по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении регламентируется ст. 30.6 КоАП РФ.
Согласно п. 8 ч. 2 и ч. 3 данной нормы при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.
Часть 1 статьи 5.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Санкция статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В нарушение данной статьи в протоколе об административном правонарушении от *** 22 № отсутствует указание на место совершения административного правонарушения Ладыгиной Т.В., а так же статья закона, подлежащая применению и являющаяся основанием для привлечения её к административной ответственности.
Согласно ч. 1-3 ст. 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.
В нарушение вышеуказанных норм, в постановлении по делу об административном правонарушении №, вынесенном *** комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Чарышского района Алтайского края в отношении Ладыгиной, явившемся предметом исследования в судебном заседании, не указана статья закона Алтайского края №99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», дата данного закона, а так же не дана надлежащая оценка документам, содержащимся в деле об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Однако, в нарушение вышеуказанного требования закона, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения Ладыгиной о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, сама Ладыгина участия при рассмотрении дела не принимала.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Однако, в нарушение вышеуказанного требования закона, в материалах дела отсутствуют доказательства направления обжалуемого постановления Ладыгиной.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении за указанное правонарушение не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения.
Согласно материалов дела срок давности привлечения к административной ответственности истек ***. В связи с чем, постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Возвращение административного дела на новое рассмотрение, как того просит прокурор в протесте, не допустимо, поскольку исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
При таких обстоятельствах, протест прокурора подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Протест прокурора Чарышского района Алтайского края удовлетворить частично.
Постановление № по делу об административном правонарушении, вынесенное *** комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Чарышского района Алтайского края в отношении Ладыгиной Т.В по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части требований протеста прокурора Чарышского района Алтайского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в десятидневный срок со дня вынесения, путем подачи жалобы через Чарышский районный суд.
Судья Ю.И. Чучуйко