Решение по делу № 2а-853/2018 от 30.03.2018

Дело № 2а-853/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Белогорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Каспирович М.В.,

при секретаре Лобановой Н.Е.,

с участием административного истца помощника прокурора <адрес> Комарова М.Ю., административного ответчика Т.А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Т.А.П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, указав, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка, в ходе которой установлено, Т.А.П.. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учёте у врача <данные изъяты> ГАУЗ АО «<адрес>» с диагнозом – <данные изъяты>. В установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ Т.А.П. было выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А», «В», «С», «Д», «ВЕ», «СЕ». Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждённому Постановлением Совета М. П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ , лица, страдающие заболеванием «<данные изъяты>», не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности. В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами уТрофименко Т.А.П. аннулировать водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ, либо водительское удостоверение, выданное взамен, решение суда направить в ГУ МО МВД России «Белогорский» для розыска и изъятия водительского удостоверения и внесения сведений в Федеральную информационную систему ГИБДД-М об аннулировании водительского удостоверения.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> Комаров М.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Т.А.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представители заинтересованных лиц ГАУЗ АО «<адрес>», МО МВД России «Белогорский» в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд, на основании ст. 150 КАС РФ, а также с учетом мнений лиц, участвующих в деле полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

Регулируемые Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

В силу части 1 статьи 39Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав участников дорожного движения.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу пункта 1 статьи 1079Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

Статьей 24 Федеральным закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

ПостановлениемПравительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

В соответствии с приложениемк Приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года.

Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).

Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Из материалов дела следует, Т.А.П. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение категории «А», «В», «С», «Д», «ВЕ», «СЕ».

Прокурором <адрес> проведена проверкасоблюдения требований в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача психиатра-<данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>».

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19, к которым в частности относится заболевание: «<данные изъяты> (F10.2)».

В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.

По сообщению ГАУЗ АО «АОНД» в <адрес> Т.А.П.. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача психиатра-<данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>», проходил стационарное лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил курс лечения в стационаре ГАУЗ АО «АОНД» в <адрес> с диагнозом <данные изъяты> Ремиссия не подтверждена.

Согласно заключению комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ Т.А.П. страдает <данные изъяты> Имеющееся заболевание препятствует управлению транспортными средствами на основании Постановления П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 «О перечне медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Т.А.П. нуждается в обязательном лечении от алкоголизма, выявление противопоказаний осуществляется в период проведения терапии непосредственно врачом – наркологом с учетом имеющейся соматоневрологической патологии.

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд принимает во внимание выводы, содержащиеся в данном экспертном заключении о том, что имеющееся заболевание препятствует управлению транспортными средствами на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 «О перечне медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».

Оснований ставить под сомнение данное заключение, у суда не имеется. При проведении экспертизы использованы методы клинико – психопатологического исследования (анамнез, катамнез, медицинское наблюдение, клиническая беседа, описание психического состояния, анализ имеющихся симптомов психических расстройств) в сочетании анализом данных соматоневроогического состояния, а также материалы настоящего административного дела.

Экспертиза проведена комиссией в составе трех экспертов, имеющих высшее медицинское образование, большой опыт работы в данной области, предупрежденных об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Таким образом, на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 «О перечне медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» Т.А.П. страдает <данные изъяты>), что является медицинским противопоказанием для управления транспортным средством.

Сведений о наличии у Т.А.П. ремиссии либо снятии последнего с диспансерного учета, не имеется.

Т.А.П.. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.

Одновременно с этим суд приходит к выводу о необходимости в установленном законом порядке объявления в розыск и изъятия водительского удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Т.А.П. который следует осуществить компетентным органом МО МВД России «Белогорский» <адрес>.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Т.А.П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами - удовлетворить.

Прекратить действие права на управление транспортными средствами у Т.А.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, аннулировать водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ, либо водительское удостоверение, выданное взамен.

Копию решения суда направить в ГУ МО МВД России «Белогорский» для розыска и изъятия водительского удостоверения и внесения сведений в Федеральную информационную систему ГИБДД-М об аннулировании водительского удостоверения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Каспирович

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2а-853/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместиетель прокурора города Белогорска
Ответчики
Трофименко А.П.
Другие
ГАУЗ АО "Амурский областной наркологический диспаансер" в городе Белогорске
ГУ МО МВД России "Белогорский"
Суд
Белогорский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
belogorskiygs.amr.sudrf.ru
30.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
20.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2018[Адм.] Судебное заседание
07.05.2018[Адм.] Судебное заседание
10.05.2018[Адм.] Судебное заседание
12.07.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
24.07.2018[Адм.] Судебное заседание
30.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее