Решение по делу № 8Г-7108/2021 [88-8877/2021] от 29.03.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                        № 88-8877/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                18 мая 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

         председательствующего Лавник М.В.,

         судей Шефер И.А., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4623/2020; УИД: 24RS0056-01-2019-004011-66 по иску Омеленчука Григория Константиновича к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки,

по кассационной жалобе Министерства социальной политики Красноярского края на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 18 сентября 2020г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В., заслушав пояснения представителя Министерства социальной политики Красноярского края Садовской Е.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы,

        судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Омеленчук Г.К. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки.

Требования мотивированы тем, что является ветераном Великой Отечественной войны, что дает ему право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от имущественного положения. Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 16 августа 2018 г. он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. По адресу, где он проживает, зарегистрированы по месту жительства Архипова Т.В. (собственник жилого помещения), Б., К. При рассмотрении заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, указанных выше лиц членами его семьи не признали. В собственности жилых помещений он не имеет, поэтому считает, что был постановлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, законно.

Решением Министерства социальной политики Красноярского края от 7 марта 2019 г. ему было отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, т.к. в состав его семьи были включены все зарегистрированные в жилом помещении граждане, учтена суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

С отказом он не согласен, поскольку это нарушает его права на социальную защиту и поддержку. В этой связи он просил суд признать незаконным решение Министерства социальной политики Красноярского края об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветерана Великой Отечественной войны, возложить обязанность на Министерство социальной политики Красноярского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем предоставления меры социальной поддержки.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 18 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г. постановлено:

«Исковые требования Омеленчука Григория Константиновича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социальной политики Красноярского края в предоставлении Омеленчуку Григорию Константиновичу меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить Омеленчуку Григорию Константиновичу меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения».

В кассационной жалобе представитель Министерства социальной политики Красноярского края Пастухова И.Л. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового решения об отказе Омеленчуку Г.К. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Относительно доводов кассационной жалобы истцом Омеленчуком Г.К. и третьим лицом Архиповой Т.В. принесены возражения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя Министерства социальной политики Красноярского края Садовской Е.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Омеленчук Г.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, в связи с чем относится к лицам, имеющим право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 16 августа 2018 г. он был принят на учет с составом семьи один человек в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях реализации Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 г. «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

17 декабря 2018 г. истец обратился в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Согласно протоколу от 5 марта 2019 г. заседания комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Министерства социальной политики Красноярского края, комиссией было принято решение предложить министерству отказать в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем Омеленчука Г.К. в связи с отсутствием у него такого права.

Приказом от 7 марта 2019 г. Министерство социальной политики Красноярского края отказало Омеленчуку Г.К., как ветерану Великой Отечественной войны, в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с отсутствием права на указанную меру социальной поддержки.

Омеленчук Г.К., считая такой отказ незаконным, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 15, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», статей 2, 4 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 г. № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», а также положениями статей 31, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, пришел к выводу о признании за Омеленчуком Г.К. права на получение меры социальной поддержки и о возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на Министерство социальной политики Красноярского края.

Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами согласилась, оставив его без изменения.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 1).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В соответствии со статьей 4 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010г. №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

Из пункта 1 статьи 2 указанного Закона Красноярского края следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

При этом регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Судебными инстанциями установлено, что истец с 3 мая 2012 г. состоит на регистрационном учете и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью 59 кв.м. Также по указанному адресу состоят на регистрационном учете и проживают Архипова Т.В., ее сын Б., и ее брат К. (внук истца).

Указанная квартира принадлежит на праве собственности Архиповой Т.В. (внучке истца) по договору купли-продажи от 13 апреля 2012 г. Право собственности зарегистрировано 26 апреля 2012 г.

К. принадлежит на праве собственности 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 73, 4 кв.м.

Решением Совета депутатов г. Зеленогорска от 30 августа 2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории г. Зеленогорска», установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) - в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Из решения Министерства социальной политики Красноярского края от 7 марта 2019 г. следует, что Омеленчуку Г.К. было отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с отсутствием у него права на указанную меру. При этом Министерство включило истца в состав семьи всех зарегистрированных в жилом помещении граждан, учло суммарную площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, указав, что общая площадь жилого помещения на одного человека семьи превышает 15 кв.м.

Из пояснений истца и третьего лица Архиповой Т.В. судами установлено, что Омеленчук Г.К. членом собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не является, одной семьей с Архиповой Т.В. в указанном жилом помещении не проживает, совместного хозяйства с ней не ведет, уход за истцом она не осуществляет, у него имеется отдельная комната, которая составляет 12 кв.м. К. также членом ее семьи не является, был вселен в квартиру временно на период бракоразводного процесса.

Таким образом, установив, что волеизъявления собственника квартиры Архиповой Т.В. на вселение истца в качестве члена своей семьи, не имелось, и что у Омеленчука Г.К. отсутствует жилое помещение как в собственности, так и по договору социального найма, в связи с чем он, в силу положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является нуждающимся в жилом помещении, суд первой инстанции, принимая во внимание, что истец в установленном законом порядке был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, на сегодняшний день распоряжение Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 16 августа 2018 г. не отменено, Омеленчук Г.К. с учета не снят, пришел к обоснованному выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что он, являясь ветераном Великой Отечественной войны и нуждающимся в жилом помещении в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», имеет право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с чем возложил на ответчика обязанность предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Мотивы, по которым суды пришли к данным выводам, изложены в обжалуемых судебных постановлениях и дополнительном обосновании не нуждаются.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.

При подаче кассационной жалобы ответчиком заявлено ходатайство о приостановлении исполнения решения Центрального районного суда г. Красноярска от 18 сентября 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г.

Судом кассационной инстанции при принятии кассационной жалобы к производству, данное ходатайство удовлетворено, исполнение судебных актов приостановлено до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, если судом не установлен иной срок приостановления исполнения судебного акта.

Поскольку обстоятельства для приостановления исполнения судебных постановлений отпали, то приостановление необходимо отменить.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Красноярска от 18 сентября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной политики Красноярского края на решение Центрального районного суда г. Красноярска – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда г. Красноярска от 18 сентября 2020г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 февраля 2021 г. по делу № 2-4623/2020; УИД: 24RS0056-01-2019-004011-66 по иску Омеленчука Григория Константиновича к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-7108/2021 [88-8877/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Омеленчук Григорий Константинович
Ответчики
Министерство социальной политики Красноярского края
Другие
Архипова Татьяна Владимировна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
18.05.2021Судебное заседание
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее