Судья: Матвиенко Д.Н. Дело №33а-13973/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 августа 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Шикуля Е.В.,
судей Богатых О.П., Утемишевой А.Р.,
при секретаре Гальковой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Милохина С.С. к администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области, муниципальному казенному учреждению «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский» об оспаривании бездействия, обязании устранить допущенные нарушения, по апелляционной жалобе администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области на решение Каменского районного суда Ростовской области от 13 июня 2019г.
Заслушав доклад судьи Богатых О.П., судебная коллегия по административным делам
установила:
Милохин С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области (далее – администрация), Каменскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Ростовской области (далее – Каменский отдел судебных приставов), УФССП России по Ростовской области о признании незаконным бездействия администрации г. Каменск-Шахтинского, выразившегося в невыполнении обязанности по осуществлению дорожной деятельности: в непринятии мер по надлежащему содержанию участка автомобильной дороги по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Освобождения, район дома № 13; обязать администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в установленный ГОСТ Р «ГОСТ Р 50597-2017» срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать выбоину вблизи дома №13 по ул. Освобождения г. Каменск-Шахтинского Ростовской области; признать незаконным бездействие Каменского отдела судебных приставов по исполнению решения Каменского районного суда Ростовской области от 16.05.2018 по делу № 2-722/18; обязать начальника Каменского отдела судебных приставов принять надлежащие меры к исполнению указанного судебного акта.
В обоснование заявленных требований Милохин С.С. указал, что с 2017 года асфальтобетонное покрытие вблизи дома № 13 по ул. Освобождения г. Каменск-Шахтинского Ростовской области не соответствует Государственному стандарту «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст: в дорожном покрытии имеется выбоина размером: длина – 80 см, ширина – 110 см, глубина - 8 см. В установленный указанным ГОСТом срок необходимые работы по ремонту дорожного покрытия не произведены.
Ссылаясь на положения ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.3 Устава муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский», истец считает, что осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа входит в полномочия администрации г. Каменск-Шахтинского; при этом в соответствии с решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015 № 61 «Об утверждении Положений и структур администрации города Каменск-Шахтинский и ее отраслевых (функциональных) органов» обязанность по осуществлению и финансированию работ по проведению капитального ремонта внутригородских дорог, в том числе контроль состояния дорожного покрытия, возложена на отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства администрации г. Каменск-Шахтинского.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Каменского районного суда Ростовской области от 16.05.2018 по делу № 2-722/18 по иску Каменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский» на административного ответчика возложена обязанность привести дорожное покрытие, в том числе выбоину размером: длина – 80 см, ширина – 110 см, глубина – 8 см, по адресу: ул. Освобождения, д. 13, г. Каменск-Шахтинский Ростовской области в соответствие с установленными требованиями.
На момент обращения заявителя в суд с административным иском решение суда не исполнено, выбоина значительно увеличилась в размерах, нет возможности ее объехать.
По мнению административного истца, неисполнение администрацией обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог г. Каменск-Шахтинского создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества населения города.
Учитывая, что бездействие административного ответчика является длящимся, истец полагает, что срок на обращение в суд им не нарушен.
При таких обстоятельствах административный истец просил суд об удовлетворении заявленных требований.
В ходе судебного разбирательства Милохин С.С. отказался от исковых требований к Каменскому отделу судебных приставов, УФССП России по Ростовской области.
Определением Каменского районного суда Ростовской области от 24.05.2019 принят отказ Милохина С.С. от административных исковых требований к Каменскому отделу судебных приставов, УФССП России по Ростовской области о признании бездействия Каменского отдела судебных приставов по исполнению решения Каменского районного суда Ростовской области от 16.05.2018 по делу № 2-722/2018 незаконным, обязании начальника Каменского отдела судебных приставов принять меры к исполнению указанного решения.
Производство по делу по административному иску Милохина С.С. к Каменскому отделу судебных приставов, администрации г. Каменск-Шахтинского, УФССП России по Ростовской области о признании бездействия незаконным, об устранении допущенных нарушений прекращено в части административного иска Милохина С.С. к Каменскому отделу судебных приставов, УФССП России по Ростовской области.
Протокольным определением Каменского районного суда Ростовской области от 31.05.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский» (далее – Департамент, учреждение).
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 13.06.2019 административные исковые требования Милохина С.С. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации г. Каменск- Шахтинского, выразившееся в невыполнении обязанности по осуществлению дорожной деятельности, а именно в принятии мер по надлежащему содержанию участка дороги по адресу: ул. Освобождения г. Каменска-Шахтинского Ростовской области, в районе дома № 13.
Суд обязал администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в установленный ГОСТ Р 50597-2017 срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать выбоину размером: длина – 80 см, ширина – 110 см, глубина – 8 см, вблизи дома №13 по ул. Освобождения г. Каменск-Шахтинского Ростовской области.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация г. Каменск-Шахтинского считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, вынесенным при неправильном определении обстоятельств дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также с нарушением норм процессуального права и при неправильном применении норм материального права.
В подтверждение своей позиции заявитель жалобы ссылается на то, что административным ответчиком по делу № 2-722/2018 по иску Каменского городского прокурора указано МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский», являющееся самостоятельным юридическим лицом.
Согласно п. 2.4.3. Устава МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский» для достижения целей создания Департамент осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, в границах городского округа, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе капитальный и текущий ремонт, реконструкцию, содержание, контроль за состоянием дорожного полотна после ремонта и в процессе эксплуатации и.т.д.
Функции и полномочия учредителя МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский» выполняет отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства администрации г. Каменск-Шахтинского, также являющийся самостоятельным юридическим лицом.
В целях осуществления деятельности Департамент получает финансирование из местного бюджета, а не из бюджета администрации.
Постановлением администрации г. Каменск-Шахтинского № 47 от 24.01.2018 улично-дорожная сеть городского округа передана в оперативное управление Департамента, который в силу закона несет ответственность за ее состояние.
С учетом изложенного администрация полагает, что не должна исполнять обязанности другого юридического лица.
Кроме того, Департаментом представлены районному суду муниципальный контракт, сметы, локальные расчеты, акты выполненных работ по ремонту ул. Освобождения в 2018 году с приложением фото-таблицы, составленные во исполнение решения суда по делу № 2-722/2018, тогда как представленная административным истцом фотография не имеет привязки к местности, что делает невозможным идентификацию места локализации выбоины.
Заявитель жалобы считает, что имеет место злоупотребление правом со стороны административного истца, поскольку решение в отношении предмета спора вынесено ранее по делу № 2-722/2018 по иску прокурора в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации.
Администрация также обращает внимание на то, что в судебном заседании 31.05.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский», в связи с чем судом назначена предварительная подготовка по делу на 13.06.2019.
Вместе с тем, в нарушение положений ч.1 ст.139, ч.6 ст.138, ст.198 КАС Российской Федерации судом первой инстанции определение о рассмотрении дела в судебном заседании не выносилось, отсутствует также протокольное определение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области – Песчанский А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Милохин С.С. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст.150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного ответчика муниципального казенного учреждения «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский», извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца Милохина С.С., представителя административного ответчика – администрации г.Каменск-Шахтинского Ростовской области – Песчанского А.С., судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Милохин С.С. является жителем г. Каменск-Шахтинского Ростовской области и пользуется дорогой по ул. Освобождения. Вблизи дома № 13, имеется выбоина размером: длина – 80 см, ширина – 110 см, глубина – 8 см, что является нарушением Государственного стандарта «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 124-ст.
В силу п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные Стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Из содержания пп. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде просадок, выбоин, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А к ГОСТу), затрудняющих движение транспортных средств, устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в таблице 5.3 – Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения).
Срок ликвидации повреждений, установленный ГОСТ Р 50597-2017, составляет 10 суток.
Судом установлено, что ранее вступившим в законную силу решением Каменского районного суда Ростовской области от 16.05.2018 по делу № 2-722/18 по иску Каменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский» на административного ответчика возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу привести дорожное полотно, в том числе выбоину размером: длина – 0,8 м, ширина – 1,1 м, глубина – 0,08 м, по адресу: ул. Освобождения, д. 13, в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Автомобильная дорога по ул. Освобождения находится в муниципальной собственности.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 6 статьи 13 указанного Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.
Исходя из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность включает в себя проведение работ по содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги местного значения понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В п. 6 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Город Каменск-Шахтинского», утвержденного решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 30.01.2019 №338 указано, что к вопросам местного значения г. Каменск-Шахтинский относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Каменск-Шахтинский и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Каменск-Шахтинский, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3, 6 ч. 1 ст. 38 Устава администрация г. Каменск-Шахтинского осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Каменск-Шахтинский;
организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Каменск-Шахтинский и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Каменск-Шахтинский, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015 № 61 «Об утверждении Положений и структур администрации города Каменск-Шахтинский и ее отраслевых (функциональных) органов» обязанность по осуществлению и финансированию работ по проведению ремонта внутригородских дорог, в том числе контроль состояния дорожного покрытия возложен на отдел жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства администрации г. Каменск-Шахтинского.
Постановлением администрации г. Каменск-Шахтинского от 24.01.2018 № 47 право оперативного управления отдела муниципальное жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства администрации г. Каменск-Шахтинского, в том числе на улично-дорожную сеть по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Освобождения, прекращено; муниципальное имущество передано в оперативное управление МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский».
На основании изложенного, учитывая, что к обязанностям администрации г. Каменск-Шахтинского, исходя из статуса и полномочий, возложенных законом и нормативными актами, определяющими сферу ее деятельности и функции, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возложении на администрацию г. Каменск-Шахтинского обязанности по ликвидации выбоины размером: длина – 80 см, ширина – 110 см, глубина – 8 см, на ул. Освобождения в районе дома № 13 в г. Каменск-Шахтинском.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что полномочия по содержанию дорог переданы администрацией Департаменту, судебной коллегией отклоняется, так как данное обстоятельство не освобождает администрацию от возложенной на нее законом обязанности по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд не обоснован, поскольку, как правильно указано судом первой инстанции, оспариваемое бездействие носит длящийся характер.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеет место злоупотребление правом со стороны административного истца, поскольку решение в отношении предмета спора вынесено ранее по делу № 2-722/2018 по иску прокурора в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не принимает во внимание, так как административный истец стороной по данному делу не являлся.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в судебном заседании 31.05.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Каменск-Шахтинский», в связи с чем судом назначена предварительная подготовка по делу на 13.06.2019, в нарушение положений ч.1 ст.139, ч.6 ст.138, ст.198 КАС Российской Федерации, судом первой инстанции определение о рассмотрении дела в судебном заседании не выносилось, отсутствует также протокольное определение, опровергаются материалами дела. Протокольным определением Каменского районного суда Ростовской области от 31.05.2019 судебное заседание назначено на 13.06.2019. Суд также определил провести досудебную подготовку путем направления привлеченному административному ответчику копии административного искового заявления и заявления об уточнении исковых требований.
Доводы об отсутствии доказательств наличия выбоины по адресу: ул. Освобождения, в районе дома №13, г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область, опровергаются материалами дела, в частности фотографиями (л.д.9, 98).
Иные доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели либо могли привести к вынесению неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
Основания для отмены решения суда от 13.06.2019 отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Каменского районного суда Ростовской области от 13 июня 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: