Дело № 2а-2934/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Быченко С.И.,
при секретаре судебного заседания Гусевой Н.С.,
с участием административного истца Зыкова И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зыкова Игоря Петровича к административному ответчику МИФНС России № 46 по г. Москве, заинтересованное лицо Узденов Евгений Алиевич, о признании незаконным бездействия административного ответчика,
У С Т А Н О В И Л:
Зыков И.П. (далее – административный истец) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением с требованием о признании незаконным бездействия административного ответчика по несвоевременному внесению изменений в единый государственный реестр юридических лиц, обязании административного ответчика внести запись в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении полномочий генерального директора Зыкова И.П. в ООО «Стройкласс».
В обоснование заявленных исковых требований указал, что 24.03.2003г. ООО «Стройкласс» зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 6177747181826, (ИНН 7710458567).
Единственным учредителем ООО «Стройкласс» является Узденов Евгений Алиевич, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В качестве исполнительного органа и физического лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, указан генеральный директор Зыков И.П.
В связи с тем, что ООО «Стройкласс» деятельность не ведет, административный истец принял решение уволиться с должности генерального директора.
25.03.2019 г. административный истец отправил единственному участнику ООО «Стройкласс» Узденову Е.А. уведомление о досрочном прекращении полномочий генерального директора ООО «Стройкласс» (письмо с заявлением об увольнении по собственному желанию).
25.04.2019 г. административный истец издал приказ о прекращении полномочий генерального директора. Указанные сведения были отправлены в адрес ИФНС России № 46 по г. Москве, получено налоговым органом 29.04.2019 г.
В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации административный истец с 25.04.2019 г. освобожден от должности генерального директора 000«Стройкласс». Между тем в сведениях, о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Зыков И.П. до сих пор является лицом имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Стройкласс», поскольку учредителем не были поданы соответствующие изменения согласно действующего законодательства Российской Федерации.
14.06.2019 г. административным истцом было направлено в адрес ИФНС России № 46 по г. Москве, заявление (Форма № Р14001) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается идентификатором почтового отправления № 34400035503663.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на ст. 18 ФЗ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ № 129), в соответствии с которой государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительный документ юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 8 ФЗ № 129-ФЗ, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Отказ ИФНС России № 46 по г. Москве внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении полномочий генерального директора, послужил основанием для обращения истца в Ленинский районный суд с настоящими исковыми требованиями.
Выполняя функцию информационного ресурса и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (часть 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).
Между тем, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время Единый государственный реестр юридических лиц содержит недостоверные сведения о том, что Зыков И.П. является генеральным директором ООО «Стройкласс» и об этом известно регистрирующему органу, который, тем не менее, не исправляет данные недостоверные сведения и отказывается вносить соответствующие изменения в государственный реестр юридических лиц.
Недостоверность сведений, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие административного Ответчика ИФНС России № 46 по г. Москве в несвоевременном внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Обязать ИФНС России № 46 по г. Москве внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении полномочий генерального директора Зыков И.П. в ООО «Стройкласс».
В судебном заседании административный истец Зыков И.П. поддержал заявленные исковые требования, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ИФНС России № 46 по г. Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в материалах дела имеется заявление административного ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, представлен письменный отзыв, в котором административный ответчик просит в удовлетворении административного иска отказать. Дело в отсутствие административного ответчика рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Заинтересованное лицо Узденов Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Дело в отсутствие заинтересованного лица рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего административного дела, и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08,08,2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ_ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Частью 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрена проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, которая проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц.
Статьёй 5 Закона № 129-ФЗ определен перечень сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в том числе: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пункт л части 1 статьи 5).
В силу п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "’Интернет”, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме № Р14001, предусмотренное п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Такое заявление может быть направлено в регистрирующий орган следующими способами: почтовым отправлением; непосредственно; в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
При направлении заявления почтовым отправлением подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; при непосредственном представлении подпись на заявлении проставляется в присутствии должностного лица налогового органа, осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц.
При непосредственном представлении физическим лицом письменного заявления в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность.
Таким образом, для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о физическом лице как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени конкретного юридического лица, необходимо представить в регистрирующий орган «Заявление физического лица о. недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (далее - Заявление) по форме N Р34001, утвержденной Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц".
При представлении в Инспекцию всех необходимых документов, предусмотренных Законом 129-ФЗ, и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, в соответствии со статьей 23 Закона № 129-ФЗ, Инспекция принимает решение о государственной регистрации, поскольку, в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, арбитражным, гражданским и уголовно-процессуальным законодательством, запрет на совершение определенных, действий, может быть установлен на основании и в порядке, определенном соответствующим судебным актом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 4.2, 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской: Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4,3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи, мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 4 Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от И февраля 2016 года N ММВ-7~14/72@ (далее - Приказ ФНС от 11 февраля 2016 года N MMR-7-14/72@), основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Подпункт «а» п.4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ наделяет регистрирующий орган полномочиями проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в частности, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Зыков И.П. (ИНН 616403560440) является лицом, имеющем право без доверенности (генеральным директором) действовать от имени ООО «СТРОЙКЛАСС».
В силу п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган.
В силу названной нормы права для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений об участнике (за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства такого лица) сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
30.04.2019 в Инспекцию поступило обращение Зыкова И.П. (вх. №0052497), которое было рассмотрено в рамках Федерального закона от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ (далее - Закон № 59-ФЗ).
Письмом от 27.05.2019 № 06-18/044500 Зыкову И.П. был разъяснен порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического яйца, а также порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о физическом лице в конкретном юридическом лице.
21.06.2019 Зыковым И.П в Инспекцию представлено Заявление по форме № Р34002 «Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических: лиц» (далее - Заявление по форме № Р34002), указывающее о прекращении полномочий истца с 25.04.2019, полномочия которого были проверены нотариусом Ростовского-на-Дону нотариального округа Ростовской области Скибиным С.М. 14.06.2019.
По указанному заявлению проведена проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «СТРОЙКЛАСС».
По результатам проверки установлена недостоверность содержащихся в реестре сведений, предусмотренных пп. «в», «д», «л» п.1 ст.5 Закона № 129-ФЗ, в связи с чем 13.09.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН № 6197748684996 в отношении ООО «СТРОЙКЛАСС» о недостоверности сведений о Зыкове И.П. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени данного юридического лица.
В силу п.4 ст.5 Закона № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Закон № 129-ФЗ исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (ст. 4, 12 Закона № 129-ФЗ, ст. 3, 13,14 Федерального закона от 27.07.2006 № 49-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Таким образом, с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности в отношении Зыкове И.П., как о генеральном директоре ООО «СТРОЙКЛАСС», данные сведения являются информацией, которую третьи лица обязаны рассматривать как достоверную.
Учитывая изложенное, в настоящее время сведения о Зыкове И.П., как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО «СТРОЙКЛАСС» не могут квалифицироваться как соответствующие действительным обстоятельствам.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что со стороны Инспекции отсутствует какое-либо незаконное бездействие, выразившееся в отказе в несвоевременном внесении в ЕГРЮЛ изменений в отношении Зыкова И.П. как лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ООО «СТРОЙКЛАСС», поскольку Закон № 129-ФЗ не предусматривает внесение в ЕГРЮЛ сведений на основании обращения граждан, направленных в порядке ст. 4 Закона № 59-ФЗ.
Из материалов дела не усматривается, что Инспекция какими-либо незаконными решениями, действиями (бездействием) препятствует внесению в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «СТРОЙКЛАСС».
Таким образом, в настоящее время отсутствует нарушение прав и законных интересов Зыкова И.П.
Таким образом, административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями и решением административного ответчика.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ № 46 ░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░