П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Кострома 10 октября 2022 года
Судья Свердловского районного суда г.Костромы Глушков В.В.,
с участием Романычева Р.В.,
рассмотрев протокол об административном правонарушении в отношении Романычева Р.В. ...
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно составленного в отношении Романычева Р.В. протокола об административном правонарушении, ему вменено нарушение законодательства в сфере сохранения памятников истории и культуры при следующих обстоятельствах.
Романычев Р.В., являясь собственником ... доли в общей долевой собственности в квартире <адрес>, являющемся объектом культурного наследия регионального значения «...» (далее - Объект), будучи обязанным принимать меры к сохранению данного объекта культурного наследия, нарушил законодательство, регулирующее отношения в сфере сохранения памятников истории и культуры. На основании Плана работ от 12.08.2020 по сохранению объекта культурного наследия и его территории Романычев Р.В., как собственник (наряду с другими собственниками помещений в этом же здании), был обязан в срок до 20.11.2021 организовать работы по сохранению Объекта культурного наследия в части: проведения инженерно-технического обследования Объекта (п. 2.1); разработки и направления на согласование уполномоченным органом проектной документации по сохранению Объекта, по результатам проведенного инженерно-технического обследования (п. 2.2); выполнения работ по сохранению Объекта в соответствии с согласованной проектной документацией (п. 2.3). Однако, Романычев Р.В. не выполнил данные требования.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Романычев Р.В. в судебном заседании вину в правонарушении не признал. Не оспаривая того обстоятельства, что является долевым собственником помещения в здании – объекте культурного наследия, указал, что проживает по другому адресу и считает, что выполнять работы по сохранению объекта должны другие лица, его квартира содержится в нормальном состоянии.
Административный орган, выявивший правонарушение, просил рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу п.п. 1,7,8 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно п. 1 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. В соответствии си. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности. При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Из материалов дела следует, что здание по <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «...» (далее - Объект). Объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкультуры России от 20.05.2015 № 207-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №. Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 13.08.2020 № 126 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Согласно Плану работ по сохранению объекта культурного наследия и его территории необходимо:
п. 2 - Организовать работы по сохранению Объекта культурного наследия в части:
п. 2.1. - проведения инженерно-технического обследования Объекта:
п. 2.2. - разработки и направления на согласование уполномоченным органом проектной документации по сохранению Объекта, по результатам проведенного инженерно-технического обследования;
п. 2.3. - выполнения работ по сохранению Объекта в соответствии с согласованной проектной документацией. Срок выполнения работ до 20.11.2021.
Квартира № в Объекте находится в общей долевой собственности ФИО1 (доля ...), Романычева Р.В. (доля ...).
Уведомлением от 14.08.2020 № 01-23/3094 охранное обязательство направлено в адрес Романычева Р.В. (Заказное письмо с уведомлением о вручении №).
В связи с истечением срока исполнения Плана работ, распоряжением инспекции от 05.08.2022 № 53-р утверждена Программа проверок в отношении Объекта. На основании п. 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с наступлением события, указанного в программе проверок, 23.08.2022 начальником инспекции принято решение № Р04-22/ВО о проведении внепланового рейдового осмотра в отношении Объекта. В результате контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия не проводятся. Объект имеет многочисленные дефекты и требует проведения работ по его сохранению, что отражено в протоколе осмотра от 30.08.2022. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг, а также мотивированных обращений от Романычева Р.В. о продлении срока исполнения плана работ по сохранению Объекта и его территории в инспекцию не поступало.
Тем самым, Романычевым Р.В. были нарушены требования к сохранению, использованию и государственной охране объекта культурного наследия, предусмотренные ст.ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Подобное бездействие явилось основанием для составления в отношении Романычева Р.В. протокола об административном правонарушении по ст.7.13 ч.1 КоАП РФ.
Из анализа вышеприведенных положений Закона и предоставленных доказательств следует, что Романычев Р.В., как собственник помещения в объекте культурного наследия (наряду с другими собственниками помещений в этом же Объекте), несет бремя содержания объекта культурного наследия. Кроме того, он, как собственник помещения в Объекте, принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта, по его сохранению, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранным обязательством на вышеуказанный Объект предусмотрено, что в целях сохранения объекта культурного наследия собственник (собственники) обязаны, согласно Плану работ обязан выполнить предусмотренные в Плане мероприятия.
Поскольку подобного Романычевым Р.В. выполнено не было, им совершено в форме бездействия административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ, - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вина Романычева Р.В. подтверждается следующими доказательствами: постановлением Главы администрации от 30.12.1993 №598 об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, охраняемыми памятниками истории и культуры, в приложении №1 которого под № указано здание по <адрес> «...», приказом Минохранкультуры от 20.05.2015 «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «...Костромская область в реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, приказом от 13.08.2020 №126 «Об утверждении охранного обязательства», Охранным обязательством, с приложением №1, планом работ по сохранению объекта культурного наследия от 12.08.2020, актом технического состояния объекта культурного наследия от 12.08.2020, с фототаблицей, сопроводительным письмом от 14.08.2020, реестром об отправке, отчетом об отслеживания отправления, выпиской из ЕГРН, распоряжением от 05.08.2022 «Об утверждении программы проверок», программой проверок, решением о проведении рейдового осмотра от 23.08.2022, актом рейдового осмотра от 30.08.2022, протоколом осмотра от 30.08.2022 с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 12.09.2022, и другими материалами дела.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу не допущено, протокол об административном правонарушении был составлен без участия Романычева Р.В. при его надлежащем извещении об этом (почтовое отправление было возвращено по истечении срока хранения). Срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение (мероприятия должны были быть выполнены к определенному сроку – до 20.11.2021, по истечении которого начинает течь данный срок), не истек.
Малозначительным данное правонарушение признать нельзя. В результате игнорирования требований Закона, имелась и имеется (поскольку рассматриваемые мероприятия не выполнены и в настоящее время) угроза объекту культурного наследия.
При назначении наказания в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного правонарушения, обстоятельства, влияющие на наказание.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено, смягчающими – признаю совершение правонарушения впервые, наличие на иждивении 3 несовершеннолетних детей (<дата> г.р.)
Считаю, что цели наказания будут достигнуты путем назначения Романычеву Р.В. наказания в виде штрафа. При этом нахожу основания для применения положений ст.4.1 ч.2.2 КоАП РФ, считая исключительными обстоятельствами имущественное положение лица, в частности, предоставленные участвующим в рассмотрении дела Романычевым Р.В. сведения о наличии на материальном иждивении 3 несовершеннолетних детей, что учитывается при определении имущественного положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании ст. 29.5-29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Романычева Р.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.13 ч.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа с применением ст.4.1 ч.2.2 КоАП РФ в размере 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам:
ИНН 7705851331 КПП 770301001
Получатель – Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч 04951000540 Операционный департамент Банка России// межрегиональное операционное УФК г. Москва БИК 023501901, единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 4538200, КБК 054 1 16 01071 01 0013 140 «Административные штрафы по ст.7.13 КоАП РФ».
Настоящее постановление может быть обжаловано в 10-суточный срок с момента его получения в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья Глушков В.В.
Копия верна
судья