Дело №а – 362/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Назрановского районного суда Республики Ингушетия Гайсанова М.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации с.<адрес> признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит суд признать незаконным бездействие руководства администрации с.<адрес>, выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению нарушений природоохранного законодательства, обязать руководство администрации с.<адрес> принять меры по ликвидации несанкционированной мусорной свалки на территории с.<адрес> в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что на территории с.<адрес> располагаются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Непринятием административными ответчиками мер по очистке территории от отходов производства и потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд на основании ч.7 ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного судопроизводства.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов Комитета Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам на территории с.<адрес> в районе ГУП «им. С. Орджоникидзе», в районе <адрес>, водоохранной зоне реки Камбилеевка в районе <адрес>, обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, что подтверждается материалами дела.
В целях устранения указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации с.<адрес> направлено представление, в котором указано безотлагательно с участием представления прокуратуры района принять конкретные меры для устранения и недопущения впредь подобных нарушений, их причин и условий, им способствующих.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация с.<адрес> сообщила прокуратуре о принятии мер по устранению и недопущению впредь нарушений, указанных в представлении, при этом доказательств, подтверждающих данное обстоятельство не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пункт 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (статья 51).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет орган местного самоуправления сельского поселения.
Таким образом, именно на администрацию с.<адрес> действующим законодательством возложена обязанность по организации работ по очистке от бытовых отходов территорий сельского поселения, не переданных во владение и/или пользование третьим лицам. Наличие навалов мусора свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией возложенных на нее обязанностей.
При таких обстоятельствах, поскольку наличие навалов мусора нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц к администрации с.<адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации с.<адрес>, выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению нарушений природоохранного законодательства.
Обязать администрацию с.<адрес> принять меры по ликвидации несанкционированной мусорной свалки на территории с.<адрес> в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение пятнадцати дней со дня получения его копии.
Председательствующий:
Копия верна: Судья
Назрановского районного суда М.И. Гайсанова