Майкопский городской суд Республики Адыгея
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
14 августа 2015г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Агафонова П.Ю.
при секретаре судебного заседания Охтовой З.А.
с участием истца Кабехова <данные изъяты> <данные изъяты> и его представителя по доверенности Демьяновой И.В.,
представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Зехова А.Н.,
представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности Эйнер А.В.,
представителя третьего лица Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» по доверенности Селивановой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кабехова <данные изъяты> к Администрации МО «<адрес>» об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:Кабехов А.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» об изменении вида разрешенного использования земельного участка. В обоснование своей правовой позиции указал, что 25.02.2004 года между ним и администрацией МО «<адрес>» заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты> из земель категории: «земли поселений», находящегося по адресу: <адрес>, для размещения магазина павильонного типа. Истец обратился в Комитет по управлению имуществом администрации МО «<адрес>» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для размещения магазина павильонного типа» на «для строительства магазина». До настоящего времени ответа на заявление не получено. Считает отказ ответчика в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным. Просит суд изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым N №, предоставленного администрацией МО «<адрес>» в аренду Кабехову <данные изъяты> по договору аренды земельного участка № от 25.02.2004 года, находящегося по адресу: <адрес>, с "для размещения магазина павильонного типа" на "для строительства магазина".
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представители третьих лиц Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» и Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» полагали исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании Кабехову А.А. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 62 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для размещения магазина павильонного типа на неопределенный срок (договор аренды от 25.02.2004г. № и дополнительное соглашение № 301-дс от 11.02.2011г.).
Распоряжением администрации <адрес> от 11.12.2001г. № № Кабехову А.А. было разрешено выполнить реконструкцию киоска в торговый павильон в <адрес>, в последствии распоряжением главы МО «<адрес>» от 28.02.2011г. № 533-р Кабехову А.А. был продлен срок временной установки магазина павильонного типа на три года.
02.02.2015 г. Кабехов А.А. обратился в Управление архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и № на «для строительства магазина».
Письмом от 26.02.2015 г. Управление архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» отказало истцу в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № и №, предназначенных для размещения некапитальных объектов строительства, на вид разрешенного использования «для строительства магазина».
10.07.2015 г. Кабехов А.А. обратился в Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на «для строительства магазина». Данное заявление не было рассмотрено по существу.
Органы государственной власти и местного самоуправления в силу статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена.
В ЗК РФ в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Из договора аренды земельного участка № от 25.02.2004 года следует, что спорный земельный участок относится к категории земель: земли поселений.
Территория кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером № в <адрес> отнесён согласно карте градостроительного зонирования, утверждённой в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» к зоне Ж-1, градостроительным регламентом которой установлены следующие виды разрешенного использования объектов недвижимости:
Основные виды разрешенного использования недвижимости:
- отдельно стоящие индивидуальные жилые дома с земельными участками;
- многоквартирные жилые дома не выше трех надземных этажей;
- блокированные жилые дома с участками;
- объекты учреждений детского дошкольного воспитания, начального и среднего образования, детского дошкольного образования, совмещенные с учреждениями начального образования;
- объекты учреждений и организаций органов государственной власти и местного самоуправления;
- административные, офисные объекты, площадью застройки до 150 кв. м. и не выше двух этажей;
- аптеки, объекты здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, медицинские и стоматологические кабинеты, диагностические лаборатории, кабинеты УЗИ и т.п.);
- объекты организаций торговли, общественного питания, рассчитанные на малый поток посетителей (менее 30 п/м), площадью застройки не более 150 кв. м. и не выше 2 этажей;
- спортивные сооружения и объекты;
- некапитальные объекты торгового назначения и бытового обслуживания населения, расположенные в границах домовладения;
- сад, огород при условии, что площадь земельного участка не превышает 250 кв. м. и не может быть использована для строительства;
- парикмахерские, салоны красоты.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
- индивидуальные резервуары для хранения воды, скважины для забора воды, индивидуальные колодцы;
- индивидуальные бани, надворные туалеты;
- отдельно стоящие или встроенные в жилые дома гаражи или открытые автостоянки;
- противопожарное оборудование (гидранты, резервуары и т.д.);
- сады, огороды, палисадники;
- строения для содержания домашнего скота и птицы;
- теплицы, оранжереи;
- хозяйственные постройки.
Условно разрешенные виды использования:
- ветлечебницы без постоянного содержания животных;
- клубы многоцелевого и специализированного назначения с ограничением по времени работы;
- объекты организации торговли, общественного питания, площадью застройки более 150 кв. м. и не выше 2 этажей;
- участки по изготовлению кулинарных полуфабрикатов, хлебобулочных и кондитерских изделий, площадью застройки не более 200 м и высотой здания не выше 2-х этажей;
- некапитальные объекты торгового назначения и бытового обслуживания населения, расположенные за пределами домовладения;
- объекты бытового и коммунального обслуживания;
- гостиницы.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п.7 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В п. 1 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В п. 2 той же статьи Кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков; (жилого, общественно-делового, производственного-, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
По смыслу приведенных норм с учетом положений ст. 30 ГрК РФ, зонирование земель населенных пунктов производится градостроительной документацией.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков обладают: лица, владеющие земельными участками на праве аренды, срок которой составляет не менее пяти лет (за исключением земельных участков, предоставленных для конкретного целевого использования из состава земель общего пользования);
В силу п. 3 ст. 25 Решения Совета народных депутатов муниципального образования "<адрес>" от 28.10.2011 N 377-рс (ред. от 20.12.2012) "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>" изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков обладают: лица, владеющие земельными участками на праве аренды, срок которой составляет не менее пяти лет (за исключением земельных участков, предоставленных для конкретного целевого использования из состава земель общего пользования).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кабехова <данные изъяты> к Администрации МО «<адрес>» об изменении вида разрешенного использования земельного участка, удовлетворить.
Изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым N № предоставленного администрацией МО «<адрес>» в аренду Кабехову <данные изъяты> по договору аренды земельного участка № от 25.02.2004 года, находящегося по адресу: <адрес>, с "для размещения магазина павильонного типа" на "для строительства магазина".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья П.Ю.Агафонов