Решение по делу № 2а-373/2020 от 12.11.2020

Дело № 2а-373/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2020 г.                         с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Вайзингер М.В.,

с участием заинтересованного лица помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Боронова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Турочакский район» к судебному приставу-исполнителю Турочакского РОСП УФССП России по Республике Алтай Чейниной С.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Турочакский район» (далее администрация МО «Турочакский район») обратилась в суд с настоящим административным иском мотивируя свои требования тем, что судебным приставом-исполнителем Турочакского РОСП УФССП Россиии по Республике Алтай Чейниной С.А. на основании возбужденного исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП в отношении администрации МО «Турочакский район» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Основанием для вынесения данного постановления явилось не исполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Республики Алтай, выделение дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета возможно только на 2021 год. Дополнительные финансовые средства в бюджете администрации МО «Турочакский район» отсутствуют в связи с установлением налоговых каникул для физических и юридических лиц. При обращении в Министерство регионального развития Республики Алтай с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств для исполнения решения Турочакского районного суда Республики Алтай по гражданскому делу № 2-210/2019, в их выделении было отказано. Администрация МО «Турочакский район» полагает, что не исполнение решения суда связано с наличием объективных причин, поскольку действия по исполнению судебного решения осуществляются с 2020 (в 2019 г. на эти цели финансовые средства в бюджете не были предусмотрены). При этом, в связи с ситуацией, связанной с новой коронавирусной инфекцией, исполнить решение суда в 2020 г. не представилось возможным. На основании изложенного, административный истец просит суд освободить администрацию МО «Турочакский район» от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Турочакского РОСПП УФССП России по Республике Алтай Чейниной С.А., вынесенному в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Республике Алтай, в качестве заинтересованного лица – прокуратура Турочакского района Республики Алтай.

В судебное представитель административного истца, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Чейнина С.А., представитель административного ответчика УФССП России по Республике Алтай, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Представитель административного истца Кудрявцев Г.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном ходатайстве просил об отложении судебного заседания в связи с участием заседании Арбитражного суда Республики Алтай. Данное ходатайство разрешено протокольно. Представитель УФССП России по Республике Алтай Максудова Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, о причинах неявки не сообщила, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Боронова А.М., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В судебном заседании помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Боронов А.М. возражал против освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, полагал что у администрации МО «Турочакский район» с момента вынесения решения суда было достаточно времени для исполнения решения суда, причины указанные в заявлении о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием финансовых возможностей и по причине пандемии не является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора, постановление судебного пристава-исполнителя является правильным и обоснованным.

Заслушав помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Статьей 1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

Как установлено судом и следует из материалов дела, заочным решением Турочакского районного суда Республики Алтай от 03 октября 2019 г. по гражданскому делу № 2-210/2019, удовлетворены исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай вы защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакский район». Решением суда, на администрацию МО «Турочакского района возложена обязанность по организации водоснабжения и электроснабжения по улицам Пихтовая, Глухариная, Медвежья, Весенняя и Юбилейная в с. Артыбаш Турочакского района в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и электроснабжении в срок до 1 октября 2020 г.; а также на администрацию муниципального образования «Турочакский район», администрацию муниципального образования «Артыбашское сельское поселение» обязанность по обустройству автомобильных дорог по улицам Пихтовая, Глухариная, Медвежья, Весенняя и Юбилейная в с. Артыбаш Турочакского района в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, утвержденного приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, в срок до 1 октября 2020 г.

Решение суда вступило в законную силу 22.11.2019.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Во исполнение судебного решения 05.10.2020 взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС . К указанному в решении сроку оно не исполнено, исполнительный лист предъявлен к исполнению в Турочакский РОСП УФССП России по Республике Алтай.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Турочакского РОСП УФССП России по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации МО «Турочакский район» возбуждено исполнительное производство -ИП. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Согласно штемпелю на постановлении о возбуждении исполнительного производства, оно получено администрацией МО «Турочакский район» ДД.ММ.ГГГГ.

Начальник отдела – старший судебный пристав Турочакского РОСП УФССП России по Республике Алтай обратился к должнику -администрации МО «Турочакский район» с требованием исполнить требования исполнительного документа (исполнительного листа) в полном объеме, о чем вынес предупреждение. Согласно штемпелю данные предупреждение и требование получены администрацией МО «Турочакский район» ДД.ММ.ГГГГ.В связи с неисполнением требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Турочакского РОСП УФССП России по Республике Алтай Чейниной С.А. вынесено постановление о взыскании с должника - администрации МО «Турочакский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязанностью судебного пристава-исполнителя является принятие всех мер по своевременному, полному и правильному исполнению принятых к производству исполнительных документов. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и наличие вины должника в таком неисполнении.

С учетом содержания приведенных норм основанием для взыскания с должника исполнительского сбора является неисполнение в назначенный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа без уважительных причин.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения. Исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст. 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Аналогичная позиция изложена и в п. 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Материалами дела достоверно подтверждено, что администрация МО «Турочакский район» не исполнила требования исполнительного документа в добровольном порядке без уважительных причин в установленный пятидневный срок согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства.

Согласно приложенным к заявлению материалам, а также материалам, содержащимся в исполнительном производстве, администрацией МО «Турочакский район» ДД.ММ.ГГГГ, в Министерство регионального развития Республики Алтай направлялось письмо за исх. с просьбой о выделении финансовых средств, необходимых для организации водоснабжения и электроснабжения по улицам Пихтовая, Глухариная, Медвежья, Весенняя, и Юбилейная в с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай. В выделении финансовых средств было отказано (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Турочакский район», мотивируя недостаточностью финансовых средств в бюджете МО «Турочакский район» и тем, что в выделении на указанные цели финансовых средств из бюджета Республики Алтай отказано в связи с экономической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на Территории Республики Алтай, обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Турочакского районного суда Республики Алтай по гражданскому делу № 2-210/2019 в части организации водоснабжения и электроснабжения по улицам Пихтовая, Глухариная, Медвежья, Весенняя и Юбилейная в с. Артыбаш Турочакского района в срок до 1 октября 2020 г. в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении и электроснабжении до 01.10.2021.

Определением суда № 14-18/2020 от 23.11.2020 данное заявление удовлетворено частично, администрации МО «Турочакский район» Республики Алтай предоставлена отсрочка исполнения решения Турочакского районного суда Республики Алтай от 03 октября 2019 г. по гражданскому делу № 2-210/2019 на срок по 01 июля 2021 г.

Каких-либо действий по фактическому исполнению решения суда с момента его вынесения в срок до 1 октября 2020 г., об уважительных причинах невозможности исполнения решения суда в срок, администрацией МО «Турочакский район», не предпринималось, и доказательств тому не представлено, с заявлением об отсрочке исполнения решения Турочакского районного суда Республики Алтай по гражданскому делу № 2-210/2019 обратилась 11.11.2020.

Поскольку в установленный срок исполнительный документ в добровольном порядке исполнен не был, судебный пристав-исполнитель, при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ действовала в соответствии с законом, в рамках должностных полномочий, права либо законные интересы администрации МО «Турочакский район» нарушены не были, в связи с чем, оснований для признания незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется. У судебного пристава-исполнителя имелись достаточные основания для применения к должнику данной санкции штрафного характера.

Вместе с тем, суд, разрешая заявленные административным истцом требования, принимает во внимание доводы, изложенные в административном иске и, учитывая данные обстоятельства, руководствуясь принципом справедливости и соразмерности применяемой санкции, степенью вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный в нем срок, полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации муниципального образования «Турочакский район», удовлетворить частично.

Уменьшить размер подлежащего взысканию с должника администрации муниципального образования «Турочакский район» исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Турочакского РОСП УФССП России по Республике Алтай Чейниной С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Турочакским районным судом Республики Алтай по гражданскому делу № 2-210/2019 на одну четверть от взыскиваемой суммы исполнительского сбора, т.е. до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 г.

Судья                                  К.В. Албанчинова

2а-373/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Турочакский район"
Ответчики
Судебный пристав-испонитель Турочакского РОСП УФССП России по Республике Алтай Чейнина С.А.
Управление ФССП России по Республике Алтай
Другие
Прокуратура Турочакского района Республики Алтай
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на странице суда
turachaksky.ralt.sudrf.ru
12.11.2020Регистрация административного искового заявления
13.11.2020Передача материалов судье
16.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2020Судебное заседание
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее