10 RS0011-01-2023-001888-19
2-2483/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2023 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Ващенко Е.Н., Гудковой Г.В.,
при секретаре Павловой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.06.2023 по иску Тропарева П. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов в стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Ващенко Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тропарев П.А. обратился в суд по тем основаниям, что решением ответчика ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа работы на должностях Государственной противопожарной службы. С таким решением ответчика истец не согласен. Указывает, что несмотря на переименование организации, его должностные обязанности в спорный период, форма оплаты, графики дежурств, наименование должности и характер работы не менялись. На основании записей в трудовой книжке и военном билете в стаж работы, дающей право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, спорный период с 27.01.2004 по 31.01.2008 был включен. Истец просил возложить на ответчика обязанность включить ему в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 27.01.2004 по 31.01.2008, назначить досрочно страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением 02.05.2022, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения, Главное Управление МЧС России по Республике Карелия.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С таким решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований. Полагает, что спорный стаж работы подтверждается записями в трудовой книжке. Отмечает, что до 01.01.2005 государственная противопожарная служба МЧС России не разделялась на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъекта РФ. Полагает, что до 15.09.2005 противопожарной службы субъекта не существовало, следовательно, до этого времени организации, в которых он работал, оставались подразделениями, подведомственными МЧС РФ. Считает, что изменение ведомственной принадлежности организации, в которой он работал, и его наименования, а также неисполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений о работе в льготных условиях в спорный период с указанием кода льготной профессии, не может быть определяющим в приобретении или прекращении его права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая на основании доверенности, по доводам жалобы возражала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, времени и мессе рассмотрения дела.
Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обозрев выплатное дело истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу со ст.328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21 (в 2021 г.) мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (применяется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665), в котором поименована должность «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)» (код 11442).
Судом установлено, что решением ответчика от № истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ в связи с недостаточным стажем работы на должностях Государственной противопожарной службы.
При этом, ответчиком указано, что стаж работы истца на должностях Государственной противопожарной службы составляет 21 год 01 месяц, что менее требуемого стажа 25 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.
Ответчиком не учтен в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы период работы с 27.01.2004 по 31.01.2008 в должности водителя в Отряде Государственной противопожарной службы № Управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Карелия (с 01.04.2004 - Управление по делам гражданской обороны к чрезвычайным ситуациям при Питкярантском муниципальном образовании Республики Карелия, с 01.12.2005 - Государственное учреждение Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Питкярантскому району») в связи с тем, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающие указанный период работы, представлены страхователем без подтверждения факта работы в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что истец работал с 27.01.2004 по 30.03.2004 водителем в отряде государственной противопожарной службы № Управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Карелия; с 01.04.2004 по 30.11.2005 - водителем в пожарной части № Управления по делам ГО и ЧС при Питкярантском муниципальном образовании Республики Карелия; с 01.12.2005 по 31.01.2008 - водителем в Государственном учреждении Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Питкярантскому району».
Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий образован 30.04.1997 постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 30.04.1997 № 234.
Приказом от 27.01.2004 № Председателя Государственного комитета Республики Карелия по делам ГО и ЧС, изданным на основании приказа МЧС России от 18.06.2003 №, Государственное учреждение Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Карелия присоединено к Государственному комитету Республики К.. по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
15.03.2004 приказом № Председателя Государственного комитета Республики Карелия, изданного во исполнение приказа МЧС России от 02.07.2003 № и директивы МЧС России от 29.12.2003 №, отряды ГПС реорганизованы в Управления по делам ГО и ЧС при муниципальных образованиях Республики Карелия.
06.08.2004 приказом МЧС России № создано Главное управление МЧС России по Республике Карелия.
Распоряжением Правительства Республики Карелия №р-П от 28.12.2004 предусмотрено создание государственных учреждений Республики Карелия (отряды ГПС по районам республики), подведомственных Государственному комитету Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указом Главы Республики Карелия от 27.01.2005 № Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразован в Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжениями Правительства Республики Карелия №р-П от 01.08.2005 и № от 05.08.2005 Управления по делам ГО и ЧС при МО районов реорганизованы в государственные учреждения ОПС городов и районов РК, подведомственные Управлению Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указом Главы Республики Карелия от 15.10.2007 № Управление Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с ХХ.ХХ.ХХ преобразовано в Государственный комитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Республики Карелия №р-П от 25.01.2008 государственное учреждение Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Питкярантскому району» ликвидировано. Мероприятия по реорганизации и ликвидации учреждений планировалось завершить к 01.05.2008, ликвидированный отряд передать в подчинение Главного управления МЧС России по Республике Карелия.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание разъяснения, изложенные в Определении Конституционного Суда Российской Федерации 05.02.2009 № 551-О-П, проанализировав представленные в подтверждение позиций сторон доказательства, установив, что работа истца в данный период осуществлялась в организациях, которые не входили в систему федеральной противопожарной службы, а относились к противопожарной службе субъекта Российской Федерации - Республики Карелия, финансирование должностей истца осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, сведения из ИЛС истца не содержат кода особых условий труда за эти периоды, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Исходя из правового регулирования спорных правоотношений, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решение пенсионного органа является законным, поскольку досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при этом, для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации аналогичное право данной нормой не установлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предусмотренное в п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ правовое регулирование, определяющее условия назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность на определенных видах работ, направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение с учетом характера выполняемой работы и сохранение прав, приобретенных ими до введения в действие указанного Федерального закона, а потому само по себе не может расцениваться как ущемляющее конституционные права граждан, в том числе заявителя. При определении льготных условий приобретения права на назначение страховой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа и закрепление различного порядка учета военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения указанных работ). Решение законодателя не включать периоды прохождения такой службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 № 727-О).
Приведенные истцом в жалобе доводы о представлении в материалы дела доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения спорного периода в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы и назначении досрочной пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела судом первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, признаны необоснованными.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01.06.2023 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи