Дело № 2-1825/2023
Решение
именем Российской Федерации
21 июня 2023 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Денисовой Надежды Владимировны, третьего лица Водынина Николая Владимировича, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к министерству строительства и архитектуры Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о признании членом семьи, возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии,
установил:
Денисова Н.В. обратилась в суд с иском к министерству строительства и архитектуры Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о признании Водынина Николая Владимировича членом семьи умершей ФИО1, возложении обязанности включить Водынина Николая Владимировича в очередь на получение жилищной субсидии по учетному делу №. В обоснование заявленных требований указала, что является участником федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, учетное дело №. Первоначально заявителем в программе являлась мать истца – ФИО1, умершая 8 сентября 2020 года. Решением администрации МО «Мезенский район» от 25.01.2022 №159 истцу отказано во включении Водынина Николая Владимировича в состав семьи, поскольку он не являлся в установленном порядке членом семьи умершей ФИО1. ФИО1 до смерти проживала одной семьей с сыном. Жилой дом принадлежит Водынину Н.В. на праве собственности. Семья вела общее совместное хозяйство, имела общий семейный бюджет.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Водынин Н.В.
Истец Денисова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Третье лицо Водынин Н.В. в судебном заседании требования поддержал, просил признать его членом семьи умершей ФИО1
Ответчик министерство строительства и архитектуры Архангельской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, в письменных возражениях представитель по доверенности Баранова Н.В. указала, что министерство не является надлежащим ответчиком по иску, разрешение вопроса о признании членами семьи оставила на усмотрение суда, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик администрация муниципального образования «Мезенский район», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, в письменном ходатайстве представитель по доверенности Рогачева Н.В. просила о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, указала, что при установлении факта совместного проживания администрация не возражает против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, заслушав свидетелей, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со ст. 4 и 5 вышеуказанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом; размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее по тексту решения – Правила).
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Согласно п. 17(2) Правил в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено право на обеспечение жилым помещением (получение социальной выплаты) семей умерших (погибших) граждан, в состав семьи для определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, включаются члены семей умерших граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего гражданина в соответствии с подпунктом "в" или "г" пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти.
В силу пп.«в» п. 17 Правил применительно к условиям целевой программы членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судом установлено, что согласно поквартирной карточки по адресу Архангельская область, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства Водынин Николай Владимирович, ФИО1, Денисова Надежда Владимировна, ФИО2, ФИО3.
Жилой дом на праве собственности принадлежит Водынину Николаю Владимировичу.
Родственные отношения третьего лица Водынина Н.В. с матерью ФИО1 подтверждается копией свидетельства о рождении.
8 сентября 2020 года ФИО1 умерла.
Как установлено судом, следует из пояснений истца и третьего лица, показаний свидетелей, на дату смерти ФИО1 постоянно проживала с сыном - третьим лицом Водыниным Н.В.
Оценив представленные истцом доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, так как факт постоянного совместного проживания подтвержден в ходе судебного разбирательства и ответчиками опровергнут не был.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В силу ст. 39 Закона Архангельской области от 20.09.2005 №84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями», принятого Архангельским областным Собранием депутатов 20.09.2005, государственными полномочиями, указанными в статье 40 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области (далее в настоящей главе - муниципальные образования).
Согласно ст. 40 названного областного закона органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Архангельской области по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также по проверке представленных ими документов, принятии решения о постановке, на учет в целях получения жилищной субсидии и др.
Поскольку решение вопросов о принятии от граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей документов, необходимых для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий; проверка представленных ими документов; принятие решения о постановке таких граждан на учет для получения жилищных субсидий; заведение и ведение учетных дел на граждан, поставленных на учет имеющих право на получение жилищных субсидий отнесено в силу ст. 40 Закона Архангельской области от 20.09.2005 №84-5-ОЗ к полномочиям органов местного самоуправления, надлежащим ответчиком по делу является Администрации МО «Мезенский район».
Соответственно, в удовлетворении требований к министерству строительства и архитектуры Архангельской области, в обязанности которого не входит решение вопросов о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, равно как о постановке на учет в целях получения жилищных субсидий, следует отказать.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований третьего лица Водынина Н.В., признании его членом семьи умершей ФИО1, ранее поставленной на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (номер учетного дела 15107).
Поскольку Денисова Н.В. предъявила настоящий иск не в своих интересах и не в защиту своих прав, при отсутствии полномочий на обращение в суд от своего имени, то ее исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Денисовой Надежде Владимировне в удовлетворении иска к министерству строительства и архитектуры Архангельской области, администрации муниципального образования «Мезенский район» о признании членом семьи, возложении обязанности включить в очередь на получение жилищной субсидии отказать.
Требования третьего лица Водынина Николая Владимировича к администрации муниципального образования «Мезенский район» о признании членом семьи удовлетворить.
Признать Водынина Николая Владимировича членом семьи умершей ФИО1, ранее поставленной на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (номер учетного дела №).
Водынину Николаю Владимировичу в удовлетворении требований к министерству строительства и архитектуры Архангельской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.А. Валькова