Решение по делу № 2-549/2022 (2-4596/2021;) от 23.12.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

Председательствующего судьи Евангелевской Л.В.

при секретаре судебного заседания Ростовском Д.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курочкиной ФИО9, Курочкиной ФИО10, Калюжиной ФИО11, Шерьяздановой ФИО12 к ООО УК «Муза», ПАО ТНС «Энерго» третье лицо – АО «Ростовводоканал», о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с названным иском, в обоснование указав, что являются собственниками квартир №№ 1, 2, 3, 5, расположенных в многоквартирном доме по ул. Варфоломеева, 35 г. Ростова-на-Дону. Управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг по дому до ДД.ММ.ГГГГ. было ООО "ЖКХ Ленинского района" являвшееся исполнителем коммунальных услуг по дому, согласно договору управления МКД. Новая управляющая компания МКД - ООО УК «Муза» назначена в административном порядке в ДД.ММ.ГГГГ., однако, договор управления МКД, а также, договоры с каждым титульным собственником квартиры дома (на кого открыт коммунальный лицевой счет) управляющая компания не оформила.

     Истцы считают, что не включение новой управляющей компанией дома ООО УК «Муза» в направляемые ею в адрес жильцов квитанции строк начисления платы за коммунальные услуги является не её правом, а нарушением закона и прав и интересов как собственников квартир и потребителей коммунальных услуг.

Кроме того, истцы считают, что управляющая компания нашего дома - ООО УК «Муза», получившая МКД в управление в административном порядке, то есть являясь правопреемником прежней управляющей компании дома, обязана действовать на тех же условиях управления, на которых обязана была действовать и прежняя управляющая компания дома.

В такую работу исполнителя входит не только техобслуживание дома, его содержание и текущий ремонт, но и выполнение обязанности по предоставлению коммунальных услуг, надлежащего качества, и всех сопряжённых с нею других обязанностей, в том числе обязанности по заключению ресурсных договоров с поставщиками Коммунальных ресурсов для снабжения помещений дома - жилых, нежилых, а также его общего пользования коммунальными услугами и ресурсами, реальное исполнение этих договоров. Все указанные обязанности входят в обязанности по управлению домом.

Таким образом, помимо выполнения работы по предоставлению коммунальных услуг, работа по заключению соответствующих ресурсных договоров для предоставления коммунальных услуг, определению их условий, указанию в них объёмов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения той или иной коммунальной услугой конкретного дома, а также надлежащее (реальное) исполнение этих договоров, т.е. оплата поставленных в управляемый дом по присоединённой сети в рамках этих договоров коммунальных ресурсов - является также услугой, входит в состав услуги по

Управлению МКД и его обслуживанию и входят в статью «Содремжил».

По мнению истцов, управляющей компанией МКД - ООО УК «Муза» не выполнены обязанности по управлению домом договором управления МКД , а в отсутствие его документального оформления- предусмотренные законом – ч. 2 ст. 162 ЖК РФ: нарушены требования п. 10 и п. 11 Правил содержания общего имущества МКД, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491; нарушен п. 20 Постановления Правительства РФ от 3 04 2013 №290 «О МИНИМАЛЬНОМ перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего в МКД и порядке их оказания и выполнения; нарушен п 5.6.6 Правил и норм тех. эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением - Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170.

Также, истцы ссылаются на то, что ПАО ТНС «Энерго Ростова-на-Дону» не было правовых оснований для расторжения договора путем одностороннего отказа от его исполнения; РСО не является исполнителем коммунальных услуг и не имеет право требовать и получать денежные средства с жильцов МКД

С учётом изложенного считают, что управляющая компания, злостно нарушает их права как собственников жилых помещений и потребителей коммунальных услуг в МКД нарушает Федеральный Закон «О защите прав потребителей», незаконно не содержит и не управляет домом; не предоставляет жилищные и коммунальные услуги надлежащего качества; отказывается предоставить необходимую информацию и необходимые документы.

На основании изложенного просят признать незаконным неисполнение ответчиком ООО УК «Муза» договора управления – многоквартирным домом №35 по ул. Варфоломеева, 35 г Ростова-на-Дону с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в части невыставления в ежемесячных квитанциях платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО по квартирам № 1, № 2, № 3, № 5; обязать ООО УК «Муза» устранить данное нарушение прав - путем: осуществления ООО «Муза» функций исполнителя коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО по квартирам № 1, № 2, № 3,№ 5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону.

Обязать ООО УК «Муза» ежемесячно выставлять квитанции по квартирам №1, №2, №3,№5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону, на оплату коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО.

Признать незаконными действия ответчика ПАО ТНС-энерго г. Ростов по выставлению квитанции по оплате коммунального ресурса электроэнергии в период с 01.12.2019 г. по настоящее время по квартирам № 1, № 2, №3, № 5, МКД № 35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону.

Обязать ПАО «ТНС энерго Ростова-на-Дону» прекратить выставлять квитанции по оплате коммунального ресурса электроэнергии по квартирам № 1,№2, №3,№ 5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону, путем закрытия лицевых счетов.

В судебное заседания явилась истец Курочкина ФИО13., уточненные требования поддержала, просила удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Истцы Курочкина ФИО14 Калюжина ФИО15 в суд явились, требования поддержали.

Представитель Курочкиной ФИО16 и Шерьяздановой ФИО17 – Курочкина ФИО18. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. и доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ представила в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, требования от их имени поддержала в полном объеме.

Представитель истцов, адвокат Тронь ФИО19 по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Ответчик ООО УК «Муза» неоднократно извещалось о дате, месте и времени судебного заседания, в суд представителя не направило, в связи с чем дело в отношении ответчика рассмотрено в порядке ст. 233 ГПК РФ.

Представитель ответчика ПАО ТНС энерго Ростова-на-Дону Назаренко ФИО20., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г. в судебное заседание явилась, требования не признала, представила письменный отзыв, согласно которому просила в иске отказать ввиду следующего.

ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ростовской области.

Граждане, проживающие по ул. Варфоломеева, 35, пр. Нагибина, 57 в 2017г. обратились в суд об обязании ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» прекратить ежемесячные выставления квитанций на оплату электроэнергии, как в части индивидуального потребления электроэнергии, так и в части ОДН, и об обязании управляющих компаний осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг в их домах с направлением гражданам квитанций на оплату за потребленную энергию. Решением Кировского районного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. были удовлетворены требования граждан Курочкиной ФИО21., Курочкиной ФИО22, Калюжиной ФИО23., Шерьяздановой ФИО24 проживающих в МКД по ул. Варфоломеева, 35.

На основании указанных судебных решений Обществом были закрыты с ДД.ММ.ГГГГ. лицевые счета, по которым производились расчеты с собственниками помещений в многоквартирных домах по ул.Варфоломеева, 35 (9 л/с), открыты договоры энергоснабжения с управляющими организаций ООО «ЖКХ Ленинского района» ИНН , осуществляющими управление указанными домами и с ДД.ММ.ГГГГ. Ростовским МО производились начисления за потребленную электроэнергию в МКД по ул. Варфоломеева, 35 управляющей компании ООО «ЖКХ Ленинского района» по показаниям общедомовых приборов учета.

В связи с ненадлежащим исполнением управляющими компаниями ООО «ЖКХ Ленинского района» обязательств по оплате за потреблённую электрическую энергию ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» было принято решение о необходимости расторжения договоров энергоснабжения в одностороннем порядке на основании п.30 ПП РФ №124.

В отношении МКД по ул. Варфоломеева, 35: ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» с ДД.ММ.ГГГГ отказалось в одностороннем порядке от исполнения договора с ООО «ЖКХ Ленинского района» в части индивидуального потребления, вследствие чего ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» с ДД.ММ.ГГГГ были открыты новые лицевые счета, по которым ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» производит до настоящее время начисления платы гражданам за индивидуально потребленную электроэнергию и выставляет счета на оплату.

Считает, что процедура отказа в одностороннем порядке от исполнения договора энергоснабжения в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги гражданам (индивидуальное потребление) со стороны ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» соблюдена в полном объеме.

С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время многоквартирным жилым домом по ул. Варфоломеева, 35 управляет ООО УК «Муза» ИНН (ГК «Лидер») на основании полученной лицензии №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ

Обязанность по заключению договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в таком доме у временной управляющей организации отсутствует.

ООО УК «Муза» в ресурсоснабжающую организацию не обращалось с заключением договора на поставку электроэнергии в МКД.

Таким образом, полагают, что ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» осуществляет поставку электроэнергии жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 35 в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права граждан.

На основании изложенного, просит в иске отказать.

Представитель третьего лица АО «Ростовводоканал» и Госжилинспекция Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг, каждый потребитель имеет право на получение услуг, соответствующих по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, условиям договора.

Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании ч.2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ, - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 11 ст.2 Закона «Об энергосбережении» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно- строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (ч.3 ст. 162 ЖК РФ).

В силу ст.39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством РФ. К таким правилам относятся Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170.

Положениями ст. 162 ЖК РФ установлено, что система технического обслуживания (содержание и текущий ремонт) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В состав общего имущества в соответствии с пп. «а» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом «а» пункта 9 Правил № 354 и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в МКД, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации). Гарантирующий поставщик электрической энергии - это коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Так, согласно п. 10 и п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);

поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а)осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б)обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в)поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г)уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д)сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1))организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;

д(2))содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;

е)меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж)содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з)текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и)проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;к)обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);

л)приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 20 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниищиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.

Пунктом 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны:

обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации;

обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений;

осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей;

обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования;

контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностьюне превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников;

при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности;

немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии;

принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.

Как установлено судом, истцы являются собственниками квартир №№ 1, 2, 3, 5, расположенных в многоквартирном доме по ул. Варфоломеева, 35 г. Ростова-на-Дону.

Управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг по дому было ООО "ЖКХ Ленинского района" являвшееся исполнителем коммунальных услуг по дому, согласно договору управления МКД.

С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время многоквартирным жилым домом по ул. Варфоломеева, 35 управляет ООО УК «Муза» ИНН (ГК «Лидер») на основании полученной лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с признанием с ДД.ММ.ГГГГ года ООО "ЖКХ Ленинского района" банкротом.

Если вступило в силу решение суда о признании управляющей организации банкротом, сведения об МКД, управление которыми осуществлялось такой управляющей организацией, по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта РФ (ч. 1 ст. 162, ч. 1, 5 ст. 192, ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).

С даты исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ управляющая организация не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги и выставлять платежные документы потребителям, за исключением ряда случаев (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ).

Согласно п. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об исключении сведений об МКД из реестра лицензий орган государственного жилищного надзора направляет информацию об этом в орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 192, ст. 197 ЖК РФ; п. 1, пп. "б" п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289).

Орган местного самоуправления (ч. 4 ст. 200 ЖК РФ; п. 5 Правил N 289):

    в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации извещает об этом собственников помещений МКД. Для этого он размещает соответствующую информацию на досках объявлений в подъездах или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД, а также на своем официальном сайте в сети Интернет;

    в течение 15 дней со дня получения указанного уведомления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о способе управления МКД.

Если решение общего собрания о выборе способа управления не принято или не реализовано либо общее собрание не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения такого собрания либо по истечении срока для его проведения обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору новой управляющей организации и провести указанный конкурс в течение месяца со дня его объявления. Если открытый конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся, допускается заключение договора управления МКД без проведения открытого конкурса (ч. 4 ст. 161, ч. 5, 6 ст. 200 ЖК РФ).

Прежняя управляющая организация в течение трех рабочих дней обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД, техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации (п. 17 ст. 161 ЖК РФ).

Собственники МКД № 35 избрали способ управления домом управляющей компанией, то есть приняли и реализовали свое решение о выборе способа управления и управляющей организации и не высказывали намерений о прекращении договора управления при смене Управляющей компании.

Изменение стороны в обязательстве не является основанием для прекращения или изменения самого обязательства.

Жилищное законодательство каких-либо исключений по этому вопросу для договора управления многоквартирным домом не содержит.

На основании ч. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение и расторжение договоров управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. ст. 450, 452 ГК).

Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 ст. 162 ЖК РФ, а также в случаях, определенных соглашение сторон.

В соответствии с ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.

Из анализа указанных выше норм права следует, что закон предусматривает односторонний порядок расторжения договора управления многоквартирным домом только по инициативе собственников помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений этого дома, порядок проведения которого определен в ст. ст. 45, 46, 47, 48 ЖК РФ, и применительно к ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ, такое право возникает у собственника помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства.

При таких обстоятельствах договор управления МКД № не прекращает свое действие при смене управляющей компании, в случае, если собственники многоквартирного дома не выбирали ООО УК «Муза» в качестве управляющей организации, поскольку права и обязанности по договору управления многоквартирным домом при правопреемстве переходят от ООО "ЖКХ Ленинского района" к ООО УК «Муза» в силу закона.

Таким образом, при смене управляющей организации, до заключения нового договора управления, действует старый договор управления, если собственники помещений МКД не изъявили желание изменить его, либо расторгнуть.

Вместе с тем, как установлено судом, ООО УК «Муза» договор управления МКД не исполняется надлежащим образом.

Договор энергоснабжения ООО УК «Муза» с ПАО «ТНС энерго Ростов-на- Дону» не заключен.

Ранее, между ООО «ЖКХ Ленинского района» и ПАО «ТНС энерго Ростов-на- Дону» был заключен договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ года, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу потребителям электрической энергии в лице управляющей организации, а потребитель, в лице управляющей организации обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. При этом согласно п.1.2 договора, речь идет о поставке электроэнергии как в жилые помещения граждан, так и на содержание общего имущества МКД.

В отношении МКД по ул. Варфоломеева, 35, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» с ДД.ММ.ГГГГ отказалось в одностороннем порядке от исполнения договора с ООО «ЖКХ Ленинского района» в части индивидуального потребления, вследствие чего ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» с ДД.ММ.ГГГГ. были открыты новые лицевые счета, по которым ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» производит до настоящее время начисления платы гражданам за индивидуально потребленную электроэнергию и выставляет счета на оплату.

Вместе с тем, сам по себе факт расторжения в одностороннем порядке договорных отношений между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и ООО «ЖКХ Ленинского района» не является основанием для возникновения у ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» права на взимание платы за поставку электроэнергии на общедомовые нужды с собственников жилых помещений.

Никаких решений общего собрания собственников помещений в многоквартирной доме о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, собственниками многоквартирного дома не принималось.

ПАО «ТНС энерго Ростов-на- Дону» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требуя от жильцов многоквартирного дома, способ управления которым определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч.8 ст.155 ЖК РФ), не предусмотрена Законом.

Как следует из ч. ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.

Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее: заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать такие коммунальные услуги, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п. п. 2, 8, 9, пп. "а", "б" п. 31, п. "а" п. 32 Правил N 354).

В соответствии с ч. ч. 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.

Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору ресурсоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.

Таким образом, поскольку в МКД № имеется управляющая организация, выполняющая функции исполнителя коммунальных услуг для собственников и нанимателей МКД, возложение на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации), а не исполнителю услуги, является нарушением прав потребителя.

При таких обстоятельствах, требовавния истцов о признании незаконными действия ответчика ПАО ТНС-энерго г. Ростов по выставлению квитанции по оплате коммунального ресурса электроэнергии в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время по квартирам № 1, № 2, №3, № 5, МКД № 35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону подлежат удовлетворению, также, как и подлежат удовлетворению требования истцов о возложении на ответчика ПАО «ТНС энерго Ростова-на-Дону» прекратить выставлять квитанции по оплате коммунального ресурса электроэнергии по квартирам № 1,№2, №3,№ 5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону, путем закрытия лицевых счетов.

В силу ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность по представлению доказательств в суд законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ответчик ООО УК «Муза» в настоящее время, уклоняется от исполнения договора управления многоквартирным домом, не выполнения в полном объеме обязанности в соответствии с договором, нарушая права истцов-собственников жилых помещений в доме, как потребителей коммунальных услуг.

Изложенное позволяет прийти к выводу о необходимости признания действий ООО УК «Муза» в части невыставления в ежемесячных квитанциях платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО по квартирам № 1, № 2, № 3, № 5 незаконными, повлекшими нарушение прав истцов как собственников жилых помещений в МКД № 35 и потребителей жилищных и коммунальных услуг в нём.

Согласно пункту 3.1.2 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ года, управляющая компания обязана самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов организовывать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 3.1.10 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ года, управляющая компания обязана производить начисление установленных п. 5.1 договора. П.5.1 включает в себя обязанность производства платежей в том числе за потребленные коммунальные услуги. Пунктом 3.2.4 предусмотрена обязанность по организации проверки правильности потребления ресурсов согласно показаниям приборов учета. В соотвествии с п. 3.2.5 – проводить проверку работы установленных приборов учета и сохранности пломб.

Доказательств выполнения ответчиком указанных обязательств, суду не представлено

На основании изложенного подлежат удовлетворению требования истцов о возложении на ответчика обязанности по осуществлению ООО «Муза» функций исполнителя коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО по квартирам № 1, № 2, № 3,№ 5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону и обязании ООО УК «Муза» ежемесячно выставлять квитанции по квартирам №1, №2, №3,№5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону, на оплату коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным неисполнение ответчиком ООО УК «Муза» договора управления – многоквартирным домом №35 по ул. Варфоломеева, 35 г Ростова н\Д с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в части невыставления в ежемесячных квитанциях платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО по квартирам № 1, № 2, № 3, № 5; обязать ООО УК «Муза» устранить данное нарушение прав - путем: осуществления ООО «Муза» функций исполнителя коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО по квартирам № 1, № 2, № 3,№ 5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону.

Обязать ООО УК «Муза» ежемесячно выставлять квитанции по квартирам № 1,№2, №3,№5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону, на оплату коммунальных услуг холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сбор и вывоз ТБО.

Признать незаконными действия ответчика ПАО ТНС-энерго г Ростов по выставлению квитанции по оплате коммунального ресурса электроэнергии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по квартирам № 1, № 2, №3, № 5, МКД № 35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону.

Обязать ПАО «ТНС энерго Ростова-на-Дону» прекратить выставлять квитанции по оплате коммунального ресурса электроэнергии по квартирам № 1,№2, №3,№ 5 многоквартирного дома №35 по ул. Варфоломеева г. Ростова-на-Дону, путем закрытия лицевых счетов.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено 14.02.2022 г.

Судья

2-549/2022 (2-4596/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Курочкина Анна Анатольевна
Шерьязданова Ильвера Равхатовна
Калюжина Анжелика Валерьевна
Курочкина Анастасия Юрьевна
Ответчики
ПАО ТНС энерго Ростов-на-Дону
ООО УК "МУЗА"
Другие
ГЖИ РО
АО "Ростовводоканал"
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Евангелевская Лада Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
23.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2021Передача материалов судье
27.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2022Предварительное судебное заседание
08.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее