РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2022года г.Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Бардиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Тулы с использованием средств видеоконференцсвязи с ФКУ ИК -7 УФСИН России по Тульской области административное дело № 2а-1186/2022 по административному иску Саласина Владимира Леонидовича к ФСИН России, УФСИН России по Тульской области, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России о признании незаконным бездействия,
установил:
Саласин В.Л. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указывая на то, что со стороны адинистративного ответчика было допущено бездействие, выразившееся в том, что, начиная с 01.07.2021 г. в учреждении были выявлены случаи заболевания новой коронавирусной инфекции, однако заболевшие за пределы колонии перемещены и госпитализированы не были. Ввиду чего, как указывает Саласин В.Л., он подвергался угрозе заражения опасной для жизни и здоровья болезнью, что нарушает его права, свободы и законные интересы на охрану жизни, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия. Просил признать оспоренное бездействие не соответствующим нормативным правовым актам, обязать устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании административный истец Саласин В.Л. заявленные требования уточнил, просил удовлетворить требование о признании незаконным бездействия административного ответчика. В части обязания устранить допущенные нарушения заявленные требования не поддержал, просил их не рассматривать, так как на момент рассмотрения дела заболевших в учреждении не имеется. В обоснование иска указал, что с 1 июля 2021 года в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области были выявлены случаи заболевания новой короновирусной инфекцией, однако несмотря то, что диагноз подтвердился, заболевшие за пределы колонии не перемещены и не госпитализированы, а находились в учреждении. В связи с чем полагал, что бездействие административных ответчиков, выразившиеся в непринятии мер по переводу в отдельное лечебное учреждение или специализированную больницу осужденных больных опасной формой заболевания, он подвергнут угрозе заражения опасной для жизни и здоровью болезнью, что грубо нарушает его права.
Представитель административного истца Саласина В.Л. по устному заявлению ФИО11 также поддержала заявленные требования.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Тульской области, ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России по доверенностям ФИО12 просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области по доверенности ФИО13 в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных Саласиным В. Л. требований, поскольку административным истцом не доказан факт нарушения его прав административными ответчиками.
Представитель заинтересованного лица «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Причину не явки суду не сообщил.
Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.
Выслушав административного истца Саласина В. Л. посредством видеоконференцсвязи, его представителя по устному заявлению ФИО14., представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Тульской области, ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России по доверенностям ФИО15., представителя административного ответчика ФКУ ИК- 7 УФСИН России по Тульской области по доверенности ФИО16, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям пунктов 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (ч.10).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)(ч.11).
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что Саласин В.Л. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области с 06.10.2020 года.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В соответствии со статьей 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УИК РФ).
В силу части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец Саласин В.Л. указал, что, по его мнению, администрацией учреждения были приняты недостаточные меры по предотвращению распространения заболевания.
Проверяя доводы и возражения сторон, суд исходит из следующего.
Как следует из положений статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации одной из целей административного судопроизводства является восстановление нарушенных прав того или иного лица.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ст.ст.71,72 Конституции Российской Федерации закреплено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Саласин В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Советского районного суда г.Тулы по ст.264.1, ч.2 ст.315, ст.314.1, ч.2,4 ст.69 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока 07 ноября 2019 года, конец срока 06 ноября 2022 года. Прибыл в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области 06 октября 2020 года.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранение, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, начиная с 11 февраля 2020 года, в этот перечень заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируется Федеральным Законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Организацию федерального государственного санитарно- надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абз.4 п.2 настоящей статьи. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абз. 4 п.2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию (п. 3, п. 4 ст. 46 Закона №52-ФЗ).
Согласно п.1 ст.49 Закона №52-ФЗ должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее – должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации №205 от 06.06.2006 г. утверждено Положение об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы (далее- Положение).
Пунктом 2 Положения закреплено, что организацию госсанэпиднадзора в уголовно-исполнительной системе осуществляет главный государственный санитарный врач ФСИН России, являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Положения Госсанэпиднадзор на объектах УИС осуществляется главными государственными санитарными врачами территориальных органов ФСИН России и их заместителями, уполномоченными осуществлять госсанэпиднадзор и являющимися составной частью единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Главные государственные санитарные врачи территориальных органов находятся в прямом подчинении начальников территориальных органов ФСИН России, а по вопросам госсанэпиднадзора - главного государственного санитарного врача ФСИН России.
В силу п.12 Положения, Главный государственный санитарный врач ФСИН России, главные государственные санитарные врачи территориальных органов ФСИН России и их заместители обладают полномочиями, установленными ст.50 и ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.2 ст.50 Закона №52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием выносить мотивированные постановления, в том числе и о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (подп. 6 п.1 ст.51 Закона №52-ФЗ).
Как следует из должностной инструкции главного государственного санитарного врача -начальника филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России, следует, что в случае отсутствия главного государственного санитарного врача - начальника ЦГСЭН, его обязанности возлагаются на старшего врача по общей гигиене ЦГСЭН (п.6), пунктом 27 предусмотрено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Как следует из выписки из приказа №130-к от 09.07.2021 г., в период с 19.07.2021 г. по 26.08.2021 г. включительно было возложено временное исполнение обязанностей по невакантной должности главного государственного санитарного врача - начальника центра государственного санитарного врача -начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на старшего лейтенанта внутренней службы ФИО17 на период отпуска майора внутренней службы ФИО18
Постановлением №163 от 26.07.2021 г. врио главного санитарного врача – начальника филиала «Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России старшего лейтенанта внутренней службы ФИО19., в связи с сложнившейся эпидемиологической ситуацией и с целью реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области в соответствии со ст.51 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1/3.2.3143-16 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», СП 3.1.35597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)» введены ограничительные мероприятия (карантин) в связи с высоким риском возникновения и распространения новой короновирусной инфекции в учреждении с 27.07.2021 до особого распоряжения (п.1).
Пунктом 3 указанного постановления приостановлено предоставления осужденным длительных и краткосрочных свиданий, с 27 июля 2021 года, до особого распоряжения.
В пункте 4 указано, что приостановлен перевод осужденных из ФКУ ИК-7 в другие учреждения уголовно-исполнительной системы РФ, в том числе плановая госпитализация в лечебное учреждение (за исключением экстренной госпитализации), с 27 июля 2021 года, до особого распоряжения.
Из пункта 8 усматривается, что ограничено свидание осужденных с защитниками, адвокатами и другими лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Предоставление свиданий с защитниками, адвокатами и иными лицами осуществлять в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется стекло, с использованием средств индивидуальной защиты (масок для защиты органов дыхания, бахил, перчаток) всеми участниками свидания. В случае проведения свидания в другом помещении необходимо использовать дополнительные меры защиты (защитные костюмы, очки) всеми участниками свидания. В случае выявления нарушения порядка использования средств индивидуальной защиты сторонами, свидание немедленно прекращается. После проведения указанных мероприятий осуществлять обработку помещений по типу заключительной дезинфекции с применением растворов дезинфицирующих по режимам при туберкулезной инфекции с обеззараживанием воздуха бактерицидными облучателями открытого типа в отсутствие людей с последующем проветриванием. Во время проведения свиданий обеспечить работу бактерицидных облучателей закрытого типа (репиркуляторов), с 27 июля 2021 года, до особого распоряжения.
Кроме того, пунктом 11 приостановлен прием посылок и передач в ФКУ ИК-7 (за исключением лекарственных средств и предметов медицинского назначения), с 27 июля 2021 года до особого распоряжения.
При изложенных выше данных, суд пришел к выводу о том, что постановление №163 было вынесено уполномоченным лицом.
При этом, согласно справке врио главного государственного санитарного врача -начальника филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России от 25.08.2021 г., были введены ограничительные мероприятия «карантин», с 27.07.2021 приостановлен прием посылок и передач (за исключением лекарственных средств и предметов медицинского назначения), в том числе с учетом эпидемиологической ситуации (3 случая выявления РНК коронавируса в исследуемом материале от осужденных ФКУ ИК-7), а также с учетом оценки рисков возможного осложнения эпидемиологической ситуации (увеличения обращений осужденных в медицинскую часть учреждений с симптомами ОРВИ,гриппа и т.п.). приостановление приема посылок и передач в учреждении является временной мерой, направленной на недопущение заноса и распространения COVID-19.
Согласно постановлению главного государственного санитарного врача - начальника филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России №195 от 06.09.2021 г., действие постановлений врио гласного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ -71 ФСИН России от 26.07.2021 г. №163, от 05.08.202021 г. №181 отменено, срок: с 07.09.2021 г.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Тулы от 16.11.2021 г. по административному делу № 2а-2758/2021 по административному иску Саласина В.Л. к ФСИН России в лице начальника УФСИН России по Тульской области, УМВД России по Тульской области, УФСИН России по Тульской области, ФСИН России, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России о признании незаконными действий начальника УФСИН России по Тульской области по введению в ФКУ ИК-7 УФСИН Росси по Тульской области режима особых условий, сопряженных с ограничениями, которое при рассмотрении настоящего дела имеет преюдициальное значение в силу ст. 64 КАС РФ.
В ходе рассмотрения вышеназванного административного дела по существу, в судебном заседании не было установлено то, что постановление №163 от 26.07.2021 г. было в установленном законом порядке признано незаконным и подлежащим отмене, в связи с чем до его отмены на основании постановления главного государственного санитарного врача -начальника филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России №195 от 06.09.2021 г., оно являлось действующим и подлежащим исполнению.
В силу частей 2 и 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Частями 2, 3 и 6 статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Исходя из требований статьи 101 УИК РФ, статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295 (далее - Правила внутреннего распорядка), в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года №285, оказание медицинской помощи осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В силу положений пункта 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295 (далее - Правила внутреннего распорядка), в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
В ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области медицинскую помощь осужденным оказывает «МЧ-5» ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России.
Проверяя доводы административного истца, судом установлено и следует из материалов дела, что согласно справке представленной начальником ОВРО ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, Саласин В.Л., 1966 года рождения, прибыл в ФКУ ИК-7 06 октября 2020 года. 26 октября 2020 года на комиссии по распределению вновь прибывших осужденных был распределен в отряд №8 (протокол комиссии по распределению вновь прибывших осужденных от 26 октября 2020 года, приказ №365-ос от 26 октября 2020 года). 18 марта 2021 года по рапорту оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области лейтенанта внутренний службы Козлова И.В., по оперативным соображениям был переведен в отряд №4/1 (приказ №96-ос от 19 марта 2021 года). На данный момент осужденный Саласин В.Л. отбывает наказание в отряде №4/1.
Приказом ФКУ ИК-7 №328 от 29 июля 2021 года «О разделении территории учреждения на зоны» в соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 27 июля 2021 года №43 и в целях предупреждения распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 среди сотрудников, работников и лиц, содержащихся в учреждении с 27 июля 2021 года и до особого указания, установлено: обеспечить своевременную изоляцию больных с клиническими симптомами гриппа, ОРВИ в том числе новой короновирусной инфекцией, пневмонией, непрерывное наблюдение и лабораторное обследование осужденных с лабораторно подтвержденными случаями COVID-19 (с подтвержденными любыми из методов, определяющих антиген возбудителя с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Утвердить следующие зоны учреждения: «Чистая зона» для спецконтингента без явно выраженных клинических признаков гриппа, ОРВИ, пневмонии – отряд №2, 4/1, 5/2, 7, 8, 9, помещение для отпускников; «Грязная зона» для содержания спецконтингента с подтвержденным заболеванием новой короновирусной инфекцией COVID-19 – ШИЗО, ПКТ, карантинное отделение, отряд №4/2; «Серая зона» для обеспечения своевременной изоляции больных с клиническими симптомами гриппа, ОРВИ, пневмонии, не менее 14 дней с момента появления симптомов, для содержания спецконтингента у которых взят клинический анализ на новую короновирусную инфекцию COVID-19, спецконтингента с отрицательным результатом лабораторного исследования на новую короновирсную инфекцию COVID-19 – стационарное отделение МЧ №5 ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России.
Приказом ФКУ ИК-7 №334 от 06 августа 2021 года установлено: обеспечить своевременную изоляцию больных с клиническими симптомами гриппа, ОРВИ в том числе новой короновирусной инфекцией, пневмонией, непрерывное наблюдение и лабораторное обследование осужденных с лабораторное обследование осужденных с лабораторно подтвержденными случаями COVID-19 (с подтвержденными любым из методов, определяющих антиген возбудителя с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Утвердить следующие зоны учреждения: «Чистая зона» для спецконтингента без явно выраженных клинических признаков гриппа, ОРВИ, пневмонии – отряды №2, 4/1, 5/2, 7,8,9, помещение для отпускников; «Грязная зона» для содержания спецконтингента с подтвержденным заболеванием новой короновирусной инфекцией COVID-19 – ШИЗО, ПКТ, карантинное отделение, отряд №4/2, отряд №3 (ОСУОН); «Серая зона» для обеспечения своевременной изоляции больных с клиническими симптомами гриппа, ОРВИ, пневмонии, не менее чем на 14 дней с момента появления симптомов, для содержания спецконтингента у которых взят клинический анализ на новую короновирусную инфекцию COVID-19, спецконтингента с отрицательными результатом лабораторного обследования на новую короновирусную инфекцию COVID-19 – стационарное отделение филиала МЧ №5 ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России. Приказ от 29 июля 2021 года №328 считать утратившим силу.
Кроме того приказом ФКУ ИК-7 №335 от 09 августа 2021 года «О закреплении помещений для изоляции осужденных заболевших гриппом, ОРВИ, новой короновирусной инфекцией COVID-19» в целях своевременной организации и проведения противоэпидемических мероприятий для предупреждения возникновения и распространения новой короновирсной инфекции COVID-19, а также своевременного применения профилактико-предупредительных мер при заболевания осужденных гриппом, ОРВИ, новой короновирусной инфекцией COVID-19, закреплены помещения для размещения/изоляции осужденных с заболеванием гриппа, ОРВИ, в том числе новой короновирусной инфекцией COVID-19 в период подъема заболеваемости: карантин 26 койко-мест, отряд № ОСУОН – 22 койко-мест, камеры №1,2,3 (ПКТ) – 12 койко-мест. Развернут обсерватор для лиц, имевших близкий контакт с больными или инфицированными COVID-19: отряд №5/1 – 59 койко-мест, палаты №1,2,3,4 филиал МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России – 12 койко-мест, камеры №1,2,3,14 (ШИЗО) – 16 койко мест. В случае увеличения числа осужденных с симптоматикой инфекционного заболевания и лиц с подтвержденной новой короновирсной инфекцией, развернуть дополнительный коечный фонд для раздельной изоляции данной категории осужденных: отряд №4/2 – 50 койко-мест.
Приказом ФКУ ИК-7 №337 от 10 августа 2021 года «О закреплении помещений для изоляции осужденных заболевших гриппом, ОРВИ, новой короновирусной инфекцией COVID-19» с целью своевременной организации и проведения противоэпидемических мероприятий для предупреждения возникновения и распространения новой короновирусной инфекции COVID-19, а также своевременного применения профилактико-предупредительных мер при заболевании осужденных гриппом, ОРВИ, новой короновирусной инфекции, закреплено помещение для размещения/изоляции осужденных в период подъема заболеваемости: с новой короновирусной инфекцией COVID-19: карантин – 26 койко-мест, отряд №3 ОСУОН – 22 койко-мест, камеры №1,2,3 (ПКТ) – 12 койко-мест; с заболеваниями гриппа, ОРВИ, пневмонии: палаты №1,2,3,4, филиала МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России – 12 койко-мест; Развернут обсерватор для лиц, имевших близкий контакт с больными или инфицированными COVID-19: отряд №4/2 – 50 койко-мест; камеры №1,2,3,14 (ЩИЗО) – 16 койко – мест. В случае увеличения сила осужденных с симптоматикой инфекционного заболевания и лиц с подтвержденной новой короновирусной инфекцией, развернуть дополнительный коечный фонд для раздельной изоляции данной категории осужденных определить отряд №5/1 – 59 койко-мест, из них: для содержания осужденных с симптоматикой инфекционного заболевания 4,5,6,7 кубрик (28 койко-мест). Приказ от 09 августа 2021 года №335 считать утратившим силу.
В данный приказ, приказом ФКУ ИК-7 №362 от 25 августа 2021 года внесены изменения, а именно закреплены помещения для размещения/изоляции осужденных в период подъема заболеваемости: с новой короновирусной инфекцией COVID-19: карантин – 26 койко-мет, камеры №1,2,3 (ПКТ) – 12 койко-мест.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактика заболеваний (в том числе новой коронавирусной инфекции Соvid-19) осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
В судебном заседании установлено, что отряд, в котором содержится осужденный Саласин В.Л. относится к «Чистой зоне», и как указала представитель административного ответчика в случае возникновения симптомов гриппа или ОРВИ, осужденные из данного отряда изолировались, с учетом приказа ФКУ ИК-7 «О разделении территории учреждения на зоны».
При разрешении заявленных истцом требований судом также установлено, что у административного истца Саласина В.Л. заболевание новой короновирусной инфекцией (Соvid-19) диагностировано не было, что следует из представленной выписки из амбулаторной карты, и не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.
При таких данных, суд полагает установленным, что со стороны административных ответчиков были предприняты необходимые меры, с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки, к своевременной изоляции осужденных, заболевших новой короновирусной инфекцией COVID-19.
При установленных выше обстоятельствах, проанализировав и оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания бездействия административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по переводу в отдельное лечебное учреждение или специализированную больницу осужденных больных, как на то указывает административный истец, не имеется, поскольку доказательств объективно свидетельствующих о нарушении прав административного истца, последним не приведено, не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении дела.
Приведенные в обоснование заявленных требований и в судебном заседании доводы стороны административного истца, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, не влекут нарушений прав, свобод и законных интересов истца, в связи с чем не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ в их совокупности, учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Саласина В.Л. не имеется, в связи с чем в их удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Саласина Владимира Леонидовича к ФСИН России, УФСИН России по Тульской области, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, ФКУЗ МСЧ-71 ФСИН России о признании незаконным бездействия, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий