ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-16817/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2021 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Жудова Н.В., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 11 июня 2021 года кассационную жалобу Администрации Костромского муниципального района Костромской области в лице главы Шиловой Е.А. на решение Костромского районного суда Костромской области от 8 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 21 декабря 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании постановления об отмене постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-174/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения представителя административного истца Салтыкова Д.В. – Гулина А.В., судебная коллегия
установила:
Постановлением Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 4 сентября 2018 года № 1773 Салтыкову Д.В. предварительно согласовано предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 1098 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в 25 метрах по направлению на северо-восток от <адрес>А, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Постановлением также утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка.
В связи с тем, что Управление Росреестра по Костромской области уведомлением от 2 сентября 2019 года приостановило действия по государственному кадастровому учету в отношении указанного земельного участка ввиду несоответствия указанного в постановлении адреса понятию земель сельскохозяйственного назначения, Салтыков Д.В. обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в упомянутое постановление.
Постановлением Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 14 октября 2019 года № 2380 отменено постановление Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 4 сентября 2018 года № 1773 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Салтыкову Д.В.», о чем последний уведомлен письмом от 15 октября 2019 года № 7206з.
В письме сообщено, что 3 октября 2019года на заседании районной комиссии по земельным вопросам администрации Костромского муниципального района Костромской области повторно рассмотрен вопрос о предварительном согласовании предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Горьковского водохранилища в пределах Костромского района Костромской области, которая составляет 200 метров, в связи с чем сохраняемые в отношении образуемого земельного участка ограничения не позволят использовать его в соответствии с видом разрешенного использования и будут препятствовать рациональному использованию земельного участка.
Салтыков Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным постановления Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 14 октября 2019 года № 2380, возложении обязанности продлить срок действия постановления от 4 сентября 2018 года № 1773 с 3 сентября 2020 года на 8 месяцев 17 дней, мотивируя требования тем, что земельное и водное законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета на предоставление земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности и расположенных в прибрежной защитной полосе, для ведения личного подсобного хозяйства. Водный кодекс РФ лишь ограничивает ведение землепользователями на таких земельных участках определенной хозяйственной деятельности, нарушение чего влечет привлечение к административной ответственности, а не для отмены ранее принятых актов о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не включает в себя обязательное проведение работ по распашке земель.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 8 июля 2020 года постановление Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 14 октября 2019 года № 2380 «Об отмене постановления Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 4 сентября 2018 года № 1773 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Салтыкову Д.В.» признано незаконным.
На Администрацию Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Салтыкова Д.В. от 17 сентября 2019 года о внесении изменений в постановление Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 4 сентября 2018 года № 1773 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Салтыкову Д.В.».
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Салтыкова Д.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 21 декабря 2020 года решение Костромского районного суда Костромской области от 8 июля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Администрации Костромского муниципального района Костромской области Ивановой О.А. – без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрации Костромского муниципального района Костромской области ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пункты 5 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусматривают, что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории – границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища в пределах Костромского района Костромской области.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (часть 17).
Проанализировав положения приведенных норм, а также положения Земельного кодекса РФ относительно земельных участков, которые могут быть предоставлены в аренду, суды нижестоящих судебных инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в аренду земельных участков, расположенных в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы; такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте; использование земельного участка, находящегося в зоне с особыми условиями использования территории, влечет за собой необходимость соблюдения особого правового режима и допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы административного ответчика сводятся к тому, что использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства предполагает распашку земель, что исключает образование и предоставление в границе прибрежной защитной полосы земельного участка для указанных целей, в связи с чем оспариваемое постановление Администрации необоснованно признано незаконным.
Судебная коллегия не принимает указанные доводы в качестве оснований, влекущих отмену судебных актов, поскольку по смыслу Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство представляет собой деятельность по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, к которой согласно Постановлению Правительства РФ от 25 июля 2006 года № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной обработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» помимо продукции растениеводства, предполагающей обязательную распашку земель, относятся также иная продукция, которая распашку земель не предполагает.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Костромского районного суда Костромской области от 8 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Костромского муниципального района Костромской области в лице главы Шиловой Е.А. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Н.В. Жудов
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 августа 2021 года