66RS0№-12 Дела №а-8500/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И<ФИО>1
20 декабря 2019 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Л.С.,
при секретаре судебного заседания <ФИО>4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Городскому эксплуатационно-управленческому учреждению № о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца Главного управления Министерства Юстиции по Свердловской области <ФИО>5, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указано следующее.
«Городское эксплуатационно-управленческое учреждение №» зарегистрировано <адрес> г.Екатеринбурга, за основным государственным регистрационным номером 1026605762446, ведомственный регистрационный №. В соответствии с п. 69 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках исполнения контрольной функции в отношении некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Организации, в результате которого установлено следующее. В соответствии п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.Между тем согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждением не представлены отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2006-2017 годы.
По факту непредставления обязательной отчетности, предусмотренной п.3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Главным управлением в адрес организации вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации не устранены.
Таким образом, организация неоднократно не представляла сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Указав изложенные фактические обстоятельства и правовые основания, административный истец просит ликвидировать Городское эксплуатационно-управленческое учреждение № и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Городскому эксплуатационно-управленческому учреждению № удовлетворены. Судом постановлено: ликвидировать Городское эксплуатационно-управленческое учреждение № и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ином составе суда, куда поступило ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Свердловская общественная организация «Знание и сила», Общество с ограниченной ответственностью «Союз СТК», <ФИО>2
Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом путем направления судебного извещения по электронной почте. Представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административные ответчики Городское эксплуатационно-управленческое учреждение №, Свердловская общественная организация «Знание и сила», Общество с ограниченной ответственностью «Союз СТК», <ФИО>2 в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения которого извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Представитель административных ответчиков Городского эксплуатационно-управленческого учреждения №, <ФИО>2- <ФИО>6, действующий на основании доверенностей, представил в суд письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме ввиду того, что с 2006 года и по настоящее время Городское эксплуатационно-управленческое учреждение № фактически осуществляет свою деятельность, сдает налоговую отчетность в налоговую инспекцию. Кроме того, в в Министерство Юстиции сданы отчеты о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006-2017 годы.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещен своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п.3 ч.3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Материалами дела подтверждается, что Городское эксплуатационно- управленческое учреждение № зарегистрировано <адрес> г.Екатеринбурга, за основным государственным регистрационным номером 1026605762446, ведомственный регистрационный №.
В соответствии п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Основанием заявленных требований явилось то, что в нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» со стороны Фонда не представлены отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2006-2017 годы.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
На основании п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе учреждение, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Так, стороной ответчиков в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт того, что отчетность, предусмотренная п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2016-2018 годы была получена Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, отчетность за период с 2006 по 2015 годы была получена Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ. В ходе судебного заседания представитель административного ответчика <ФИО>2- <ФИО>6, действующий на основании доверенности, пояснил, что вышеуказанная отчетность не была сдана своевременно по причине незнания законодательства.
При этом судом установлено, что Городское эксплуатационно-управленческое учреждение № является фактически действующий некоммерческой организацией. Так, в материалы дела представлены копии договоров, заключенных между Городским эксплуатационно-управленческим учреждением № и ОАО «Екатеринбурггаз» от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Завод железобетонных изделий от ДД.ММ.ГГГГ, ЕМУП «Тепловые сети» от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Управляющая жилищная компания»Урал-СТ» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Строительная компания «Ника» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Управляющая компания «Кристалл» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СК Перспектива» от ДД.ММ.ГГГГ, МБУ «Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Эксперт 2000» от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающих факт осуществления деятельности в период с 2006 года по настоящее время. Кроме того, материалами дела подтверждается, что постановлением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ был наложен арест на нежилое помещение – здание с пристроем по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>. На основании протокола о наложении ареста от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости передан на ответственное хранение - директору Городского эксплуатационно-управленческого учреждения № <ФИО>2. При этом указанное имущество представляет собой действующий теплопункт, который используется как единственный источник для поставки тепла в многоквартирные жилые дома. В этой связи с 2009 года по настоящее время с учетом установленного судом запрета на отчуждение имущества происходит эксплуатация теплопункта по назначению как часть производственного цикла производства и поставки тепла и многоквартирные дома. Поскольку ответственный хранитель <ФИО>2 одновременно являлась директором ООО «Прогресс Урал» (впоследствии сменившее наименование на ООО «УК Прогресс») в целях эксплуатации теплопункта для обеспечения его сохранности между ООО УК «Прогресс-Урал» и Городским эксплуатационно-управленческим учреждением № был заключен договор субаренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, который представлен в материалы дела. На основании данного договора между ООО «Прогресс Урал» (впоследствии сменившее наименование на ООО «УК Прогресс) и ПАО «Т Плюс» был заключен договор по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 13.11.2017№-ГЛ057/№, что подтверждается письменными материалами дела. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ договор субаренды был расторгнут, а обслуживанием теплопункта занялся ИП Бондарь на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в материалы дела. При этом суду представлены копии договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ заключенных между ИП Бондарь и ресурсоснабжающими организациями с целью обслуживания указанного теплопункта. Кроме того, в материалах дела имеются документы, подтверждающие факт того, что представители Городского эксплуатационно-управленческого учреждения № сдавали налоговую отчетность в налоговые органы в период с 2006-2018 годы.
В связи с чем, суд принимает во внимание тот факт, что отчетность, предусмотренная п.п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2006-и 2017 годы была направлена в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии умышленных действий учреждения, повлекших допущение указанных нарушений. Кроме того, письменными материалами дела подтверждается, что Городское эксплуатационно-управленческое учреждение № является фактически действующей некоммерческой организацией.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеющие место в деятельности названной организации нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведенной Управлением проверки, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой некоммерческой организации.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Городскому эксплуатационно-управленческому учреждению № о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 262-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р ЕШ И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Городскому эксплуатационно-управленческому учреждению № о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение суда составлено 23.12.2019
Судья: