Решение по делу № 33а-1652/2022 от 25.03.2022

Судья Михеев Н.С.         Дело № 2а-46/2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 апреля 2022 года № 33а-1652/2022

г.Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Медведчикова Е.Г., Цветковой Л.Ю.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Ивановой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Белозерского муниципального района Вологодской области на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 8 февраля 2022 года по административному исковому заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области, администрации сельского поселения Артюшинское Белозерского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного истца Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации заместителя Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры Закирова А.Ш., судебная коллегия

установила:

Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения законодательства об отходах производства и потребления в отношении администрации сельского поселения Артюшинское Белозерского муниципального района в части реализации возложенных полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в области обращения с ТКО.

Ссылаясь на уклонение администрации сельского поселения Артюшинское от надлежащей реализации возложенных законодательством полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору и транспортированию ТКО, 13 декабря 2021 года Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнённых административных исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Артюшинское и администрации Белозерского муниципального района по реализации полномочий, направленных на приведение созданных мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, возложить на административных ответчиков обязанность в срок до 31 декабря 2024 года привести места (площадки) накопления ТКО в соответствие с требованиями п.3 раздела II Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения законодательства в области организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО на территории сельского поселения Артюшинское, места накопления (площадки) для ТКО не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Данные полномочия закреплены за сельским поселением Артюшинское. Из информации администрации сельского поселения следует, что финансовые средства на цели исполнения указанной обязанности как в 2019-2020 годах, так и в истекшем периоде 2021 года в достаточном объёме не выделялись, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

Определением суда от 24 января 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Белозерского муниципального района Вологодской области.

Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 8 февраля 2022 года исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения Артюшинское Белозерского муниципального района отказано.

В апелляционной жалобе администрация Белозерского муниципального района Вологодской области, ссылаясь на нарушение норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта, которым возложить исполнение обязанностей по приведению созданных мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на администрацию сельского поселения Артюшинское. Указывает, что областное законодательство относит решение вопросов по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО к компетенции сельских поселений.

Заместителем Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Поповым К.И. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, жалобу администрация Белозерского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Представитель административного истца Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации заместитель Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры Закиров А.Ш. в судебном заседании апелляционной инстанции возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, не находит оснований для отмены судебного акта.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 22 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

В развитие указанной правовой нормы в пунктах 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (часть 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (часть 2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (часть 3).

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Среди названных пунктов отсутствует пункт 18, в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с п.14 ч.1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципальных районов.

Законом Вологодской области от 13 ноября 2014 года №3474 «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, закреплен за сельскими поселениями Вологодской области (статья 1 Закона).

Вместе с тем, пункт 18, предусматривающий такое полномочие органов местного самоуправления как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО, не подразумевает под собой создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Так, в силу положений Федерального закона №89-ФЗ транспортирование отходов – это перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Этим же специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на муниципальный район.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29 марта 2011 года №2-П содержание термина «организация», используемого в Законе №131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.

С учетом системного толкования приведенных положений действующего федерального, регионального и местного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации во взаимосвязи судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что за сельским поселением закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, а обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района.

Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.

На основании пункта 3 раздела II вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с ТКО. В соответствии с пунктом 3 Правил накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 10 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО их складирование осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Абзац пятый пункта 2 Правил определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведение их реестра №1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО (пункт 11 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра № 1039).

Как установлено судом, в ходе проведенной прокурором проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения требований действующего законодательства.

Постановлением администрации сельского поселения Артюшинское Белозерского муниципального района от 17 июня 2019 года №35 утверждён реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории сельского поселения Артюшинское. В соответствии с реестром в сельском поселении определены места (площадки) накопления ТКО (всего 86 площадок) с указанием координат их расположения.

При этом, как следует из возражений представителя административного ответчика, администрации сельского поселения Артюшинское часть площадок накопления ТКО в настоящий момент в соответствии с требованиями законодательства не оборудованы, финансовых средств на цели исполнения указанной обязанности недостаточно.

Приняв во внимание, что выявленные нарушения не обеспечивают защиту гарантированного статьей 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивают реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории Вологодской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным бездействия администрации Белозерского муниципального района по реализации полномочий, направленных на приведение созданных мест (площадок) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в сельском поселении Артюшинское, а также возложении на администрацию Белозерского муниципального района Вологодской области обязанность в срок до 31 декабря 2024 года привести созданные места (площадки) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Судебная коллегия с выводом суда полагает необходимым согласиться, поскольку суд верно исходил из того, что в силу указанных законоположений обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО лежит на администрации Белозерского муниципального района Вологодской области.

Доводы апелляционной жалобы в части отсутствия у администрации Белозерского муниципального района соответствующих полномочий основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Таким образом, все значимые для рассматриваемого спора юридически значимые обстоятельства, доводы сторон, а также представленные ими доказательства судом первой инстанции должным образом исследованы и оценены в полном соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белозерского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:    

Судьи:    

    

                        

33а-1652/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
администрация сельского поселения Артюшинское
Администрация Белозерского муниципального района
Другие
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Коничева Анна Александровна
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
25.03.2022Передача дела судье
26.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2022Передано в экспедицию
26.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее