САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
УИД: 78RS0014-01-2024-001662-18
Рег. №: 33-20992/2024 Судья: Кротова М.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт - Петербург «06» августа 2024 года
Судья судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда Нюхтилина А.В., при помощнике
Агаевой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу ФИО на определение
Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2024 г. об отказе в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Санкт-Петербургскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой» о взыскании задолженности по государственному контракту в размере 4 816 717 руб.66 коп.
В обоснование исковых требований ссылалась на то, что по договору цессии, заключенному с ООО «Восход», к ней перешли права требования по государственному контракту № СПБ04-068-03\20.
Одновременно с подачей искового заявления в суд истцом заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.
Определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2024 г. в удовлетворении ходатайства истца о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины отказано.
ФИО в частной жалобе просит отменить данное определение суда, указывая, что судом было вынесено определение ранее положенного срока рассмотрения данного вопроса, документы ею были направлены в суд 13 марта 2024 г. в системе ГАС Правосудие, также истец указывает на то, что согласно определению Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 19 апреля 2023 г. она признана банкротом, в отношении нее введена процедура реструктуризации долгов.
На основании положений ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив представленный материал и доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ст. 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Положения п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют судам общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, право освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 настоящего Кодекса.
Как закреплено в п. 1 ст. 64 Налогового кодекса, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
Согласно п. 2 названной статьи отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 5 указанной статьи заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках;
- перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
- обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
- документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
Из приведенных выше норм следует, что предоставление отсрочки по уплате государственной пошлины является правом суда и допускается с учетом финансового положения заявителя, которое должно быть подтверждено надлежащими документами, при наличии которых суд может сделать вывод, что в силу финансового положения заявитель действительно не в состоянии уплатить государственную пошлину в требуемом законом размере.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки по оплате государственной пошлины, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не приложены документы, подтверждающие возможность уплаты государственной пошлины в течение срока, на который просит предоставить отсрочку, а так же об отсутствие финансовой возможности уплаты государственно пошлины в необходимом размере.
Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.
Поскольку истцом не приложила никаких доказательств к поданному иску, подтверждающих нахождение в затруднительном имущественном положении, исключающем возможность единовременной уплаты государственной пошлины, судьей правильно заявленное ходатайство оставлено без удовлетворения.
Оценивая доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения в предоставлении отсрочки уплаты госпошлины.
Как усматривается из представленного материала, обращаясь с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины, истец ссылался на то, что определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 февраля 2024 он признан банкротом, в отношении него введена процедура реструктуризации долгов, подтверждающий документов представлено не было.
Вместе с тем, данные доводы сами по себе не могут служить основанием для безусловного предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины.
Приведенные положения налогового законодательства связывают наличие оснований для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины с неудовлетворительным имущественным положением плательщика на момент обращения в суд, которое исключает возможность единовременной уплаты налога.
Таким образом, в любом случае к исковому заявлению должны быть приложены доказательства, характеризующие материальное положение истца, к числу которых относятся: сведения об открытых банковских счетах и об отсутствии денежных средств на них; сведения Росреестра об отсутствии в собственности недвижимого имущества; сведения ГИБДД об отсутствии транспортных средств; справки формы 2-НДФЛ о размере получаемого дохода на момент обращения в суд; справки пенсионного фонда о размере получаемой пенсии на момент обращения в суд и др.
Следовательно, материалами дела не подтверждается, что истец на дату подачи искового заявления не имеет денежных средств, достаточных для уплаты государственной пошлины по настоящему иску.
Таким образом, судья апелляционной инстанции полагает, что истцом не представлены документы, которыми достоверно подтверждается его неблагополучное имущественное положение. При таких обстоятельствах, учитывая основания, предмет и цену иска, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отказа в предоставлении отсрочки оплаты государственной пошлины.
При таком положении обжалуемое определение является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2024 г. года оставить без изменений, частную жалобу без удовлетворения.
Судья: