Дело № 12-182/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Лазенкова Е.А., рассмотрев жалобу главного врача БУ Чувашской Республики «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Федоровой Р.Н. на постановление врио зам. руководителя государственной инспекции труда в Чувашской Республике (по охране труда) Табакова В.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении БУ Чувашской Республики «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Постановлением врио зам. руководителя государственной инспекции труда в Чувашской Республике (по охране труда) Табакова В.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ БУ Чувашской Республики «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, главный врач БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР Федорова Р.Н. обратилась в суд с жалобой на него, прося признать его необоснованным и отменить. В обосновании жалобы отметила, что в ходе рассмотрения указанного административного правонарушения, установлено, что не проведен вводный инструктаж с Ф., кухонным рабочим, принятой ДД.ММ.ГГГГ. Выявленное нарушение устранено бюджетным учреждением, при этом отсутствуют какие-либо вредные последствия и существенные угрозы, в связи с чем просит признать данное правонарушение малозначительным. Также в БУ «Канашский ММЦ» отсутствуют приказы (распоряжения) о назначении стажировки в течение первых 2-14 смен под руководством опытных наставников для всех работников, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда с последующим допуском к самостоятельной работе. В учреждении заявителя стажировки проводятся, что доказывает журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, однако отсутствуют приказы. Впредь, данные базовые нормативно-правовые документы будут оформлены должным образом. БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР признает факт того, что работодателем не назначено ответственное лицо за выпуск автомобилей на линию, прошедшее в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность. Однако, с выводами Государственной инспекции труда не согласны, поскольку работник Г. уволился по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ, при этом в КУ ЧР «Центр занятости населения города Канаша» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ были направлены сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест. В данный момент были 2 обращения, однако у этих лиц требуемое обучение, за выпуск автомобилей на линию, отсутствует. БУ «Канашский ММЦ» не признает факта не прохождения на момент проверки обязательного психиатрического освидетельствования, поскольку оно предусмотрено не реже одного раза в пять лет. До конца 2017 года будет обеспечено прохождение психиатрического освидетельствования работников БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР после проведения электронного аукциона либо запроса котировок.
Представитель БУ ЧР « Канашский ММЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания судом извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положениями ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим кодексом.
На основании ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, образует нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио руководителя государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ Павловой Р.Н. назначено проведение проверки в отношении БУ ЧР «Канашский МЦЦ» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В ходе проведенной Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР были выявлены нарушения трудового законодательства.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР выдано предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (л.д. №).
Постановлением врио зам. руководителя государственной инспекции труда в Чувашской Республике (по охране труда) Табаковым В.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Основанием для привлечения БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР к ответственности послужил факт нарушения трудового законодательства, в частности:
- нарушение п. 2.1.2 Постановления Минтруда и Минобразования РФ от 13 января 2003 года №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» - не проведен вводный инструктаж с кухонным рабочим Ф., принятой ДД.ММ.ГГГГ;
- нарушение ст. ст. 212, 225 Трудового кодекса РФ, п. 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года №1/29 - в организации отсутствуют приказы (распоряжения) о назначении стажировки в течение первых 2-14 смен под руководством опытных наставников для всех работников принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда с последующим допуском к самостоятельной работе;
- нарушение п. 2.3.1.7 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2033, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 года №28, п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - не назначено ответственное лицо за выпуск автомобилей на линию, прошедшее в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
- нарушение ст. ст. 212, 213 Трудового кодекса РФ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 года №695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности», п.п. 3, 4, 6, 9 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 - не обеспечено прохождение психиатрического освидетельствования работников БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР согласно перечня (водители, медицинские работники хирургических стационаров, родильных домов (отделений), детских больниц (отделений) и т.д.)
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации к обязанностям работодателя отнесено в том числе, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В силу ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Приведенных доказательств, имеющихся в материалах проверки № Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, достаточно для установления вины БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР не оспорены и подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Доказательств тому, что БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР как работодателем были предприняты надлежащие и исчерпывающие меры для предотвращения нарушений норм Трудового законодательства РФ, как и доказательства того, что в допущенных нарушениях виноваты иные лица, материалы дела не содержат. В любом случае, контроль за надлежащим исполнением ответственными лицами своих должностных обязанностей возлагается на работодателя.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Таким образом, БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР, являясь работодателем, обязано было соблюдать трудовое законодательство, принимать необходимые меры для обеспечения соблюдения требований трудового законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Объективно вина учреждения в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку они согласуются между собой и являются достаточными для установления вины БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР, которое не предприняло необходимых мер для обеспечения соблюдения требований трудового законодательства, в связи с этим обоснованность привлечения учреждения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ сомнений не вызывает.
В ходе рассмотрения административного материала документального подтверждения отсутствия нарушений, указанных в постановлении о назначении административного наказания, представлено не было, при этом фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения представителем БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР не оспаривались, что следует из жалобы.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности, с учетом объема и характера совершенного правонарушения, затрагивающего сферу трудовых правоотношений и норм об охране труда работников, и имеющего повышенную степень общественной опасности, связанного с нарушением требований трудового законодательства, а также конкретных обстоятельств совершения БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР противоправного деяния оснований для признания его малозначительным и освобождения учреждения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выразившемся в игнорировании установленных действующим законодательством требований по охране труда, направленных не только на обеспечение права работников на охрану здоровья, но и на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
Административное наказание назначено БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР с учетом всех обстоятельств по делу, в том числе и указанных в жалобе, в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ для наказания в виде административного штрафа, в связи с чем, оснований для отмены постановления судья не усматривает.
Вместе с тем, суд полагает, что имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР наказания.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах назначенное БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР административное наказание в виде административного штрафа в сумме 110 000 рублей в размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не соответствует материальному положению БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР, характеру деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, с учетом характера и обстоятельств совершенного противоправного деяния, принимая во внимание финансовое положение учреждения, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного постановление врио зам. Руководителя государственной инспекции труда в Чувашской Республике (по охране труда) Табакова В.Г. № по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежит изменению путем снижения назначенного БУ ЧР «Канашский ММЦ» МЗ ЧР наказания в виде административного штрафа до 55 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.7. КоАП РФ,
р е ш и л :
Жалобу главного врача Бюджетного учреждения «Канашский медицинский межтерриториальный центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики удовлетворить частично.
Постановление врио зам. Руководителя государственной инспекции труда в Чувашской Республике (по охране труда) Табакова В.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении БУ Чувашской Республики «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить.
Назначить Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики наказание в соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 55000 (пятьдесят пять тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу главного врача БУ Чувашской Республики «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Федоровой Р.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Лазенкова